Взаимодействие дошкольного учреждения с социокультурными структурами города для полноценной творческой реализации этнокультурного воспитания детей
Необходимость в развитии интересов детей к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания воспитанников детского сада о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам.
Актуальность выбранного направления деятельности сотрудничества определяется повышением интереса к своему городу, в котором мы живем.
Создаются условия:
для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
воспитания уважения к труду взрослых.
Цель работы: развитие партнерства и взаимодействия с социумом для создания единого интегративного пространства, обеспечивающего успешное развитие этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- найти формы эффективного взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами по вопросам этнокультурного воспитания детей
- формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств.
Принципы работы:
- Системность и непрерывность.
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
- Свобода индивидуального личностного развития.
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка
Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с Коми-Пермяцкой детской библиотекой им. А.Н. Зубова.
В начале учебного года совместно с сотрудниками библиотеки разработали план совместной деятельности, уточнили особенности проведения непосредственно образовательной деятельности, экскурсий, досугов на базе библиотеки и в детском саду. На основе выработанной программы между учреждениями заключили договор, в котором прописали творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год с включением разнообразных форм работы.
К «Неделе дошкольника» сотрудниками библиотеки была показана поучительная сказка на коми-пермяцком языке «Руч и кӧччез». Ребята стали зрителями и участниками сказки одновременно – переживали за героев, мирили их, вспоминали половицы о дружбе и доброте. На следующей встрече прошла премьера коми-пермяцкой сказки «Тшакыль». Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей.
К 95-летию со дня рождения М.Д. Вавилина в детской библиотеке была проведена литературная гостиная «Поэта слово служит людям…». Дочь Нина Михайловна рассказала не только о творчестве и работе поэта, но и даже о периодах детства. В заключении моими воспитанниками был исполнен танец с кушаками под коми-пермяцкую песню «Ыб дорын жельнӧг цветитӧ». Слова песни принадлежат поэту М.Д. Вавилину, музыка – А.И. Клещину.
На одном из занятий ребята говорили на коми-пермяцком языке: ведущая читала стихотворение А.Ю. Истоминой «Приветствие», а дети повторяли только коми-пермяцкие слова. Поэтому мероприятие так и называлось: «По коми - пермяцки лучше». А еще дети собирали сказочного героя из частей фигуры по сказке А.Н.Зубова «Кам - леший и мальчик» и поиграли в «Испорченный телефон». Взрослые помогали детям озвучивать слова на коми-пермяцком языке. С большим участием дети приняли участие в викторине «Символы Кудымкара», которая была посвящена 80- летнему юбилею города. В День города Кудымкара, 7 июля вместе с родителями приняли участие в игровой лотерее «5 чудес Кудымкара».
Ребята вместе с воспитателем и библиотекарем учились делать угловую закладку - оригами. А в детском саду дети оформляли закладку элементами коми-пермяцких узоров. Такие мероприятия способствуют развитию творческих способностей детей, моторики, бережному отношению к книгам с самого маленького возраста.
Для содействия воспитанию интереса и любви к чтению, книге, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей сотрудники библиотеки организовали родительское собрание в дошкольном учреждении. Выступила сотрудник Коми-Пермяцкой детской библиотекой Анфалова Н. Н. с темой «Как привить любовь к чтению». Родители познакомились с опытом организации семейного чтения, с приёмами и методами приобщения ребёнка к чтению. В 2018-2019 учебном году на базе нашего дошкольного учреждения заработала передвижная детская библиотека, прошла акция «Дадим вторую жизнь книге»
Работа приобщению детей к этнокультуре невозможна без тесного сотрудничества с Коми-Пермяцким этнокультурным центром нашего города.
Мои воспитанники на протяжении нескольких лет участвовали во всех конкурсах проводимые Этнокультурным центром: «Домовой – вот он какой», «Ай, да, валенок», «В гостях у Суседко». Результат нашей работы – дипломы 1,II, III степени, сертификаты. Совместно с методическим отделом центра был разработан и внедрен в практику проект «Новый год у ворот», в результате дети стали победителями в краевом конкурсе «Новогодний дизайн», так же награждены пригласительными билетами на спектакль.
Большое удовольствие и много радости детям доставил спектакль на коми-пермяцком языке «Сизимок». Артисты этнокультурного центра проводили с воспитанниками игры, конкурсы, переносили в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно. Дерябина Т. М. сотрудник этнокультурного центра, наша родительница, провела мастер- класс «Коми- пермяцкие валенки», где научила детей катать валенки из шерсти. Работа была сложная, но дети все справились. Валенки получились замечательные, каждый украсил свои валенки по своему желанию.
Для участия в национальном празднике «Многоцветное Прикамье» большой вклад внесли родители, ими были сшиты народные костюмы. На празднике представляли традиционную и современную с этническими элементами одежду. В мероприятии приняли участие русские, башкиры, коми-пермяки, марийцы, немцы, татары, удмурты и другие народы региона. Наши дети дефилировали на подиуме, играли на народных инструментах, пели на коми-пермяцком языке и плясали. Заслужено ребятам были вручены дипломы и сертификаты, сладкие призы за участие в празднике. Здесь же приняли активное участие в мастер- классах по изготовлению половиков, по набойке ткани коми- пермяцким орнаментом, лепке коми- пермяцкой утвари, игрушки из глины. Активное участие приняли в Звездном детстве, с песней «Расписная ложка», в сопровождении ансамбля «Ложкари», где стали победителями конкурса в номинации «Вокал». В номинации «Прикладное искусство» нам был вручен диплом 1 степени за работу «Герб коми-пермяцкого округа», изготовленный детьми из бумаги.
Формирование у детей ценностных ориентиров путем знакомства с культурой и традициями родной страны, осознание дошкольниками семейной, гражданской принадлежности, воспитание патриотических чувств нам помогает содружество с музеем им. П. И. Субботина- Пермяка. С удовольствием посещаем театрализованные экскурсии «Сказки древней Пармы», «Чудеса в крестьянской избе», «По лесным тропинкам», «Новогодние тайны Пармы». Культурно-образовательные программы: "Далекие сороковые…", "Россия - наш общий дом", "Шагаем по музею", "Музей с колыбели", "Гажа луд", "Сказки древней Пармы", "Кладовая музея", "Календарь родной природы». Принимали участие в мастер- классах: «Военные письма», «Голубь мира», мастер-класс по созданию панно из современных материалов на основе коми-пермяцкого орнамента, украшение салфетки с помощью набойки коми- пермяцким орнаментом. Был внедрен в практику социальный проект «Дети и музей».
Большое внимание уделяем духовному просвещению, приобщаем детей к православной культуре. Принимаем участие в конкурсах православного искусства. Дети, отражая в своих работах все то, что окружает их в повседневной жизни — свою семью, друзей, родной дом и город, природу в разных ее проявлениях, переносят на бумагу свое видение сотворенного Богом мира, дети учатся видеть вокруг себя прекрасное, а значит — любить свою землю, свою Родину. Работы наших детей заслужено, оценены организаторами мероприятий.
Таким образом, грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами приводит к положительным результатам. Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют более высокий уровень обучаемости, особенно в области эмоционального, эстетического и познавательного развития. Это объясняется тем, что в дошкольном учреждении с этнокультурным компонентом большое внимание уделяется эмоциональному, эстетическому и познавательному развитию. В группах поддерживается благоприятный эмоциональный фон, как необходимое условие развития личности ребенка. Педагоги знакомят детей с культурно-историческими знаниями, народными промыслами, произведениями изобразительного и музыкального искусства. С помощью народного наследия у детей воспитывается дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания, формируется чувство любви и привязанности к родному городу, коми- пермяцкому краю, России
Список литературы для работы с детьми:
1. Виталий Оньков. Живопись.Графика. Скульптура: альбом-каталог произведений. –Пермь: Издательско-полиграфический комплекс «Звезда», 1998.
2. Журналы:
Силькан (Колокольчик) № 1-2, 1995
Силькан (Колокольчик), № 2, 2004
Силькан (Колокольчик), № 6, 2003
2. Заветный клад: избранная коми-пермяцкая народная проза и поэзия (перевод с коми-пермяцкого составление В.В.Климова); 2-е издание. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2007.
3. Истомина А.Ю. Мальчик из зеркала/ рассказы для детей на коми-пермяцком и русском языках.- Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2008.
4. Климов В.В. Ручеек. Сборник стихов, рассказов и сказок для детей младшего возраста на коми-пермяцком языке. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство,1994.
5. Комплект открыток «Старый Кудымкар», составитель Ж.Надымова: ИПК «Звезда»
6. Кудымкар – город Кудым - Оша: фотоальбом. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2007.18
7. Парма Прикамская: фотоальбом под общей редакцией А.С.Истомина. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1995.
8. Полный колодец: сборник стихов и рассказов для детей дошкольного и младшего школьного возраста на коми-пермяцком и русском языках, составители Нечаева Г.А., Никонова К.А.- Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 1993.
9. Художники Пармы: альбом-каталог произведений художников, 2-е издание. – Пермь: ИПК «Звезда», 2005.
10. Чагин Г.Н., Климов В.В., Караваева Л.В. Коми-Пермяцкий национальный костюм: альбом-каталог.- Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство, 2006.
11.Отчий дом (Чужанiн). Региональная программа для детей дошкольного возраста. Кудымкар,2007.-44с.
Приложение