В любой профессии продвижение по службе и достижение высоких успехов связано с активностью. Нельзя просто отучиться в среднем или высшем учебном заведении, получить определенный объем знаний и ограничиться только им, не внося в свою деятельность ничего нового, не развиваясь, остановиться и не прогрессировать как личность и как специалист. В педагогике и воспитательной деятельности колоссальное значение имеет активность воспитателя, которая способствует развитию его как личности, получению новых теоретических знаний и практических умений, внедрению их в жизнь. Без этого процесс воспитания утратить свою сущность, превратится в набор простых требований, не развивающих ребенка, не помогающих выявить его уникальность, стимулировать интерес к познанию и прогрессированию.
Под активностью принято понимать деятельное отношение к окружению, способность энергично менять материальную и духовную среду на основе анализа и освоения собственного и заимствованного передового опыта. Она проявляется в общении, творчестве, волеизъявлении, профессиональной деятельности. Для педагога особое значение имеет основная моральная составляющая активности – непримиримое отношение к любым проявлениям зла по отношению к воспитанникам, коллегам, родителям и всем людям в целом. На этом основании базируется вся педагогическая наука.
Требования к личности воспитателя
Для полноценного функционирования воспитателя детского сада необходимо проявлять творческое начало и ни в коем случае не останавливаться на ранее полученных результатах, даже если они были весьма значимыми и очень высокими. В наши дни очень много внимания уделяется способности педагогов разных уровней к самообразованию, а это приводит к обнаружению и введению в практику инновационных методик и способов обучения и воспитания. Такой подход имеет чрезвычайно высокое значение для работы с детьми, потому что социальная среда, мир вокруг нас, технологии, политическая ситуация и требования к подготовке педагогов постоянно меняются и усложняются. Нельзя ограничиваться знаниями, полученными десятки лет назад, так как они или устарели, или стали широко используемой классикой. А это говорит о том, что новое поколение детей будет обучаться и воспитываться точно так же, как и дети, посещавшие детский сад 5 – 10 и более лет назад. За это время прогресс и требования педагогической науки ушли далеко вперед, а отставать воспитателю хотя бы на год от существующих требований непозволительно.
Именно поэтому столь большое внимание уделяется активности педагогического состава ДОУ как одному из важных факторов совершенствования и улучшения воспитательной и образовательной работы с дошкольниками.
Профессиональная активность воспитателя в ДОУ
В профессиональную активность педагога принято включать его самообразование, участие в различных профильных мероприятиях: семинарах, конференциях, практикумах, курсах повышения квалификации, конкурсов разного уровня и масштабов. Все это предназначено для постоянного развития воспитателя как специалиста и как личности, включает в себя непрерывный поиск, анализ, адаптацию и применение в практических целях новых форм, методов и способов воспитания детей в детском дошкольном учреждении.
Профессиональная активность состоит и в стремлении совершенствовать коммуникацию с коллегами, руководством ДОУ, родителями воспитанников и самими детьми. Она заключается в анализе, рефлексии собственной деятельности, выявлении ее результативности или определении причин имеющихся недостатков и поиске способов скорейшего их устранения.
Профессиональная активность воспитателя является важнейшим условием роста качества обучения и воспитания дошкольников. Личность педагога всегда является образцом для подражания воспитанников, как и личности его родителей и родственников. Именно поэтому очень важно сделать так, чтобы воспитатель мог оделить своего воспитанникам максимальным набором положительных свойств характера, научить правильному отношению к жизни, привить склонность к самоанализу и стремлению постоянно развиваться.
Активность воспитателя проявляется в его самосовершенствовании и самообучении, а они, в свою очередь, выливаются в новаторские приемы и решения в обучении и воспитании дошкольников. По-настоящему активный педагог ведет открытые уроки, проводит тематические утренники и мастер-классы, участвует в различных конкурсах. При этом он не просто получает для себя новые знания и умения, но и щедро делится ими со своими воспитанниками. Дети, которые обучаются в группах таких активных в профессиональном плане воспитателей, показывают более высокие результаты при различных проверках. Они смышленые, развитые, воспитанные и хорошо развитые творческие личности, а именно это важней всего для современной педагогической науки.
Методическая активность воспитателя
Методическая работа в детском дошкольном учреждении – это система взаимосвязанных мер, направленная на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства как отдельного воспитателя, так и всего педагогического коллектива ДОУ в целом. Она представляет собой целостную систему, основанную на важных достижениях педагогической науки и передового опыта различных педагогов.
Методическая работа воспитателя детского сада состоит из следующих этапов:
- Изучение теории организации методической работы в ДОУ.
- Создание предметно-развивающей игры в группе.
- Систематизация, анализ и оценка педагогического опыта в сфере дошкольного воспитания и обучения.
- Оформление педагогических разработок.
- Изучение основ исследовательской работы в деятельности дошкольных детских учреждений.
Хорошо поставленная методическая работа в ДОУ является важным фактором повышения качества и уровня всего педагогического процесса в целом. Используя различные формы методической работы, воспитатели детского сада повышают свой профессиональный уровень и обучаются новым навыкам и умениям.
Старший воспитатель в детском образовательном учреждении создает для своих коллег оптимальные условия для постоянного повышения уровня общей и педагогической культуры, что положительно сказывается как на слаженной работы всего педагогического состава, так и на уровне воспитания и обучения детей.
Социальная активность воспитателя
В работе воспитателя социальная активность проявляется в творческих поисках, общении, поведении. Она напрямую связана как с работой с детьми, так и с взаимодействием с другими педагогами, родителями и опекунами воспитанников. Социальная активность заключается в способности преобразовывать мир на базе освоения культурных и материальных богатств мира.
Социальную активность воспитателя можно сформулировать как основное профессиональное и личностное качество педагога, которое способствует его профессиональной компетентности во взаимоотношениях с отдельными личностями, группами и коллективами.
Современный воспитатель должен обладать способностью реализовывать себя в любой области социальной деятельности.