Роль семьи в социализации ребенка
Социализация - становление личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе [4, с. 26]. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей [4, с. 39].
У человека довольно продолжительное детство. Пройдет много времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации.
Среди самых многообразных институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место. В семье, по сути, накоплены самые разнообразные формы взаимодействия между родителями и детьми; на этой базе складываются оптимальные отношения, способствующие социализации ребенка [3, с. 12].
Институт семьи представляет ту первую общественную ячейку, куда попадает родившийся ребенок. Семья намечает основные нравственно-этические контуры будущего человека и гражданина. Преимущество семейного воспитания заключается в том, что оно складывается по неформальному признаку, а новые черты характера и качества личности вырабатываются тогда, когда душа ребенка, по мысли Локка, подобна «чистой доске». Стереть что-либо, написанное на "доску" родившегося человека, почти невозможно. Оно будет давать о себе знать в течение всей жизни. Например, для ребенка родным языком становится язык семьи. Вкусы, материальные и нравственно-этические понятия становятся чаще всего такими, какими их прививает семья, даже профессия, выбираемая ребенком, намечается семьей.
От устройства семьи как основы социализации личности зависит, какой человек будет выходить из нее: из авторитарной – зависимый и подчиненный, из ассоциальной – нарушитель общественного спокойствия. Если семья организована хорошо, то хорошим в нравственно-этическом плане будет и сам человек.
От семьи зависит не только социализация личности, но и развитие ее наследственных качеств и свойств (биологизация). С одной стороны, в семье в полной мере могут целенаправленно развиваться положительные наследственные качества личности, а отрицательные затормаживаться, с другой - все может быть наоборот: при попустительстве в гипертрофированной форме проявиться все то, что недопустимо для жизни в нормальном обществе. Несмотря на то, что семья первой оказывает влияние на развитие и формирование личности, все же на ее социализацию влияет весь уклад, характер общественной жизни, историческое развитие страны, народа. Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению должны охватывать основные сферы человеческих взаимоотношений: духовность, экономику, труд, политику, культуру [3, с. 12].
Как показывают наблюдения отечественных исследователей, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения». В этот круг входят родители и близкие люди. Уникальность семейного воспитания в том, что, будучи малой группой, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни с учетом его полоролевого репертуара и поэтапного расширения его кругозора и гендерного опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные по возрасту, по полу (женщины и мужчины), по профессии члены семьи. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои гендерные возможности, быстрее и полнее реализовать потребности полоролевого репертуара [1, с. 86].
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия со временем накапливается, преломляясь в структуре личности [1, с. 104].
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые принимают его таким, каков он есть. Ребенок находит себя впервые в семье, которая окружает его в ранние годы плотной социальной оболочкой. Среди родных лиц, обычно связанных между собой взаимной симпатией, ребенок растет и уже в эту пору его социальные запросы очень велики [2, с. 28].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базык, Л.Л. О профилактике жестокого обращения с детьми / Л.Л. Базык // Работник социальной службы. - 2011. - № 7. - С. 86-104.
2. Волкова, Е. Насилие которому нельзя потакать / Е. Волкова // Учительская газета. - 2007. - №32. - С. 28.
3. Козлов, А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы / А.А. Козлов. - М.: Академия, 2006. - 290с.
4. Колосова С. Агрессия и агрессивность / С. Колосова // Школьный психолог. - 2005. - № 25. - С. 26 - 29.