Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду

взаимодействие воспитателя с родителями

Для каждого ребенка период дошкольного детства является очень важным временем в жизни. В это время закладываются основы его будущего, формируется характер, укрепляется здоровье, образуются и закрепляются различные жизненно важные навыки и умения, раскрываются особенности и таланты, начинается обучение и воспитание личности. Именно поэтому на этот период обращается больше всего внимания в современной педагогической науке и в практическом ее применении в детских дошкольных учреждениях. Для полноценного формирования личности ребенка и его всестороннего развития колоссальное значение имеет взаимодействие воспитателей детских садов с родителями или опекунами воспитанников.

Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Природа и эволюция распорядилась таким образом, что у человека рождается потомство, физически и психологически не подготовленное к самостоятельному существованию. В отличие от большинства животных, у которых детеныши рождаются полностью сформированными и способными передвигаться, дети нашего вида целиком нуждаются во внимании взрослых. Сразу после рождения и до достижения нескольких лет жизни дети не могут обходиться без поддержки и обслуживания. Все это обеспечивается им семьей или структурами, ее заменяющими. 

Личность ребенка посредством воспитания и обучения формируют взрослые люди, являющиеся образцом для подражания. Это в первую очередь ближайшие родственники – мамы, папы, дедушки и бабушки, а затем воспитатели детского сада. Именно они находятся рядом с малышами в первые, самые важные годы их жизни. Поэтому на воспитание и обучение детей дошкольного возраста огромное влияние оказывает и семья, и детский сад. Для того, чтобы получить полноценного человека с крепкой психикой и физическим здоровьем, отличного подготовленного к дальнейшей жизни, деятельность родителей и воспитателей детского сада должна быть скоординированной и цельной. Для этого и служит взаимодействие между двумя самыми важными «ветвями воспитания» - семейной и общественной.

Основные трудности, с которым сталкиваются воспитатели при взаимодействии с родителями воспитанников

основные трудности

При работе с детьми разного возраста приходится учитывать различные особенности – специфику возрастной группы, подвижность, активность ума, наличие физических и психических недостатков и нарушений и так далее. Но самое важное для гармоничного воспитания и обучения ребенка как личности – это слаженные действия воспитателей и родителей.

Именно здесь зачастую воспитателей и подстерегают основные проблемы. Дело в том, что в детский сад воспитанники приходят из совершенно разных семей: благополучных и неблагополучных, с различным материальным достатком, целых или неполных, многодетных или из таких, где ребенок единственный. Огромное значение имеет и уровень образования родителей, их желание (или нежелание) принимать участие в воспитании и обучении собственного ребенка.

Для того, чтобы ребенок не получал в семье одну установку, а в детском дошкольном учреждении – совершенно противоположную, воспитателю необходимо грамотно построить систему взаимоотношений с родителями воспитанников. При этом необходимо придерживаться позиции официального работника, а не допускать излишне дружественных или наоборот, формальных отношений. Родители должны регулярно получать полноценную информацию о жизни и деятельности своего ребенка в детском саду и принимать в ней активное участие. Для этого воспитателю необходимо вовлекать семьи воспитанников в жизнь ДОУ.

Для многих родителей, особенно молодых, воспитание ребенка – это настоящая загадка, особенно если они не имеют никакой подготовки по этому вопросу. Поскольку воспитатель – профильный специалист, его задача помочь семье воспитывать и обучать своего ребенка в едином ключе с детским садом. Только тогда можно будет добиться высоких результатов, что пойдет на пользу ребенку и будет радовать и родителей, и представителей детского дошкольного учреждения.

формы взаимодействия

Часто воспитателей ставит в тупик процесс общения с родителями своих воспитанников. Это сложный момент, как, впрочем, и любое общение между людьми. Мамы и папы могут быть самыми разными по возрасту, поведению, стилю общения, но воспитателю необходимо добиться золотой середины во взаимодействиях с ними. Ребенок не должен страдать из-за того, что взрослые не могут найти общий язык, поэтому в этой функции воспитателю потребуются всего его дипломатические способности.

Молодых воспитателей с малым опытом работы зачастую пугают претензии, которые нередко предъявляют родственники воспитанников по самым разным поводам (а иногда и без них). Задача педагога не развить или погасить потенциальный конфликт, а выяснить причины недовольства, устранить их, а если они надуманные, совместно с семьей ребенка разобраться в том, что произошло и кто в чем неправ.

Задачи, направления и формы взаимодействия с родителями

Перед воспитателями ДОУ стоят следующие задачи:

  • Изучение семьей воспитанников и их опыта работы с детьми.
  • Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.
  • Расширение знаний семьи в области педагогики и психологии дошкольного возраста.

Основными направлениями взаимодействия с семьей воспитанника являются следующие:

  • Изучение потребностей родителей в услугах ДОУ.
  • Развитие уровня культуры и педагогической грамотности в семьях воспитанников.
  • Привлечение родителей к активной деятельности по полноценному взаимодействию семьи и детского сада.

Для достижения результатов используются следующие формы работы:

  • Индивидуальные: беседы, личное общение, консультации.
  • Наглядная информация: информационные листки, папки-передвижки, анкетирование и тестирование.
  • Совместные мероприятия воспитателей, семей и детей.

Определить уровень достигнутого взаимодействия и оценить качество работы педагога ДОУ можно по результатам доклада «Взаимодействие воспитателя детского сада с родителями».

 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области