Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка Тема Р. Шуман. «Альбом для юношества». Исполнительский анализ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 г. Волжского»

Методическая разработка

Тема: Р. Шуман. «Альбом для юношества».

Исполнительский анализ.

Выполнила:

Преподаватель фортепианного отдела

МБУДО ДМШ № 1 Н.В. Смирнова

г. Волжский

2019 г.

Первые шаги ученики детских музыкальных школ совершают под руководством своего педагога. Он воспитывает юного музыканта, старается всесторонне развивать его способности, привить интерес и любовь к музыке и, конечно, обучает ученика умению работать над музыкальным произведением, раскрывать его содержание, приемам исполнения и т.д.

Трудно перечислить все задачи, стоящие перед педагогом – музыкантом! Но есть одна, на которую хотелось бы обратить особое внимание. Это задача, связанная с воспитанием чувства стиля у юного музыканта. Целенаправленное целевое воспитание с раннего возраста очень важно для развития гармоничности, разносторонности музыканта, для правдивости, содержательности исполнения.

Что мы подразумеваем под понятием «стиль»? Понятие «стиль» весьма многогранно и поэтому употребляется в разных смыслах. Наиболее распространенно определение стиля как системы характерных для композитора образов и средств выразительности.

Стиль композитора - это живой организм, в котором воплотились существенные черты личности художника: особый склад мышления и чувств, мироощущение и идеалы.

Поставив перед собой задачу – придать стилевому воспитанию ученика целенаправленный характер, - педагог должен в первую очередь выяснить собственное отношение к стилю того или иного композитора, систематизировать свои представления о нем. Это позволит преподавателю четко определить «исходные позиции» по отношению к музыкальным стилям и выяснить, каковы важнейшие особенности и свойства каждого из них, которые необходимо раскрыть ученику.

Что касаемся музыкального стиля Р. Шумана, то таким ключевым свойством его является психологизм.

Раскрытие психологизма шумановской музыки может рассматриваться как своеобразный «девиз», под которым идет освоение шумановского стиля.

Что же кроется за понятием психологизм в музыке? Обычно этим понятием обозначают отражение в музыке внутренних психических процессов человека: его чувств, эмоций, душевных состояний и т.д.

Интерес к внутреннему миру героя получил наиболее яркое и полное воплощение у композиторов романтиков 19 в. (Шуман., Шопен, Чайковский).

В музыке Р.Шумана нашел отражение внутренний мир личности, ярко, сильно и остро чувствующий, натуры сложной и противоречивой. Импульсивность и огромный эмоциональный накал, устремленность, порыв и проникновенность лирических чувств, глубина и искренность переживаний, мечтательное спокойствие, поэтическая греза и мучительные размышления, - эти сферы психической жизни человека наиболее близки Шуману. И не удивительно, поскольку все отмеченные состояния были характерны для самого композитора, его психики. Поэтому музыка Шумана глубоко автобиографична.

Музыка Р. Шумана облагораживает и возвышает человеческую душу, обогащает внутренний мир. Соприкосновение с шумановским психологизмом воспитывает душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, утончает и обостряет реакции музыканта на изменение настроений, всемерно расширяет диапазон чувств и внутренних состояний, доступных восприятию юного исполнителя.

Психологическая направленность творчества Шумана проявилась в музыке для детей.

Сочиняя «Альбом для юношества», Шуман раскрылся не только как музыкант-психолог, но и как педагог-психолог.

В пьесах сборника композитор запечатлел мир ребенка: его интересы и впечатления, радости и огорчения. В одном из писем Шуман отмечал, что в пьесах «Альбома» он хотел выразить собственные мысли и представления ребенка.

Педагогическая чуткость композитора сказалась в построении сборника.

«Альбом» делится на 2 части.

1 часть предназначена для учеников младших классов, 2 часть – для старшего возраста.

Эмоциональное отношение младших школьников вызывает в основном образная сторона музыки. Образность является как бы вратами в мир музыки композитора и важнейшим компонентом стилевого воспитания.

«Альбом для юношества» можно смело назвать «детской энциклопедией» образности композитора. В нем ярко ощущается новаторское свойство стиля Шумана – образная характеристичность.

Большая группа пьес 1 ч. сборника принадлежит к сфере активных и динамичных образов. Это «Смелый наездник», «Маленький утренний путник», «Марш солдатиков», «Охотничья песенка», «Дед мороз», «Веселый крестьянин».

Многочисленность этой группы пьес объясняется тем, что действенность, бодрость и оптимизм эмоций воспринимаются и переживаются в данном возрасте наилучшим образом.

Пьесы лирико-психологического характера вводятся композитором в 1 части сборника осторожно. Наиболее популярны из них «Бедный сиротка», «Первая утрата».

Психологическое содержание этих пьес достаточно сложно, но все же оно доступно ребенку, поскольку выступает в конкретных образах.

В процессе работы над произведением необходимо знакомить ученика с некоторыми средствами выразительности, типичными для стиля композитора.

Мелодическая, ритмическая характерность музыки Шумана становятся в его произведениях средствами для создания яркого, психологически правдивого образа.

Сравним две миниатюры: «Смелый наездник» и «Веселый крестьянин».

«Смелый наездник»

↑ Ч. 4

Т35 Т35 S46 T35

«Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»

↑Ч.4 T35 S35 T46

С одной стороны, по интонационному составу они родственны друг другу: мелодия движется по звукам трезвучия в восходящем направлении, характерны затактовые квартовые ходы, придающие обеим мелодиям активность, движение вперед. Но с другой стороны, образное содержание пьес ничуть не похоже. В «Смелом наезднике» композитор создает образ удалой скачки. Музыка раскрывает характер героя-шалуна, его детскую отвагу и смелость. Зигзагообразная, «скачущая» мелодия устремлена вверх. Она как-бы вся в порыве. Легкость и остроту придают ей штрих стаккато. А непрерывная ритмическая пульсация в размере 6/8, вспышки sf усиливают динамизм мелодии.

«Веселый крестьянин» по образному содержанию «солиднее», чем «Наездник». В нем Шуман создает портрет простого и добродушного деревенского парня, который возвращаясь с работы, поет свою непринужденную песенку. Напевная мелодия с широкими интонационными ходами развертывается степенно. Остановки на сильных долях такта рождают ощущение, будто мелодия «шагает» вместе с крестьянином. Однако остановки в мелодии заполняются пульсацией аккомпанирующих аккордов, поэтому в целом ритм песни приобретает размеренность и живость. Прием комплементарной (дополняющей) ритмики - это излюбленный шумановский прием. Он рождает ощущение пульсации музыкальной ткани, придает мелодии внутреннюю активность.

Квартовые восходящие ходы, лежащие в основе мелодической линии обоих пьес, очень характерны для мелодии Шумана. Они встретятся ученику впоследствии во многих произведениях композитора, включая также пьесы «Альбома». И всюду они имеют разную эмоциональную окраску, т.к. связаны с разным музыкальным содержанием. («Народная песенка», «Песенка жнецов», I, II). Поэтому очень важно, чтобы первое знакомство ученика с квартовыми интонациями в музыке Шумана было запоминающимся и оставило нечто «зарубки», «эмоционального следа» в душе ребенка. В таком случае, встретившись с ними в других произведениях, юный музыкант не минует их равнодушно, а постарается уловить характер, смысл и оттенок, которые имеют квартовые ходы в новом сочинении.

Знакомя ученика с особенностями стиля Шумана, педагогу следует обратить внимание исполнителя на интересное ритмическое строение пьесы «Веселый крестьянин», где дополняющие аккорды аккомпанемента имеют значение гармонического и ритмического заполнения «остановок» в мелодии.

Так возникают первые представления юного музыканта о том, как содержательная сторона музыки Шумана влияет на выразительные средства, придавая им разные оттенки.

Пьесы лирического плана.

«Бедный сиротка».

Музыкальный образ пьесы вводит ученика в одну из важных сфер шумановской лирики - сферу элегических настроений, состояний грустного размышления. В музыке миниатюры заключены чувства и настроения, знакомые и понятные ребенку - грусть, печаль, сострадание и жалость к бедному, одинокому сиротке.

Основная трудность исполнения заключается в том, что чувство печали, грустного одиночества должно сохраняться довольно длительное время - в течение всей пьесы. Длительная концентрация внимания на одном предмете или явлении (в данном случае эмоции) не всегда удается ребенку. Как и чем помочь ученику? Это можно сделать лишь в процессе работы над произведением, открывая ученику все новые детали и нюансы в интонационном развитии.

Мелодическая линия пьесы «Бедный сиротка» имеет явное речевое происхождение. Дробная фразировка, штрих portamento, многочисленные цезуры - дыхание подтверждают это. Настроение человека, его душевное состояние, как известно, ярче всего проявляется в интонациях его речи. В музыке Шумана мелодия часто носит речевой, декламационный характер. Первая фраза «Бедного сиротки» может стать ключевой для понимания интонационного развития на протяжении всей пьесы. Это интонация медленного и печального вздоха, никнущая, истаивающая к концу.

Следующая мелодическая фраза привносит новый оттенок трепета, молитвы, это ощущается благодаря большей взволнованности интонации, ее устремленности вверх. Однако наибольшее интонационное напряжение достигается в завершающей фразе. Пунктирный ритм в первом случае подчеркивает эмоциональную напряженность интонации. И, наконец, в завершающих тактах интонация произносится более просветленно и умиротворенно. Таким образом, интонации пьесы постоянно обновляются:

«Бедный сиротка»

Неоднократные повторения сходных мелодико-гармонических построений ставят перед исполнителем довольно сложную задачу: сыграть миниатюру так, чтобы избежать монотонности.

Играя миниатюру, ребенок подкрепляет свои представления о стиле Шумана. Эти представления касаются интонационного обновления. Если в «Смелом наезднике» и «Веселом крестьянине» создавались, таким образом, разнохарактерные образы, то в «Бедном сиротке» интонационное развертывание придает единому настроению гибкость и многообразие оттенков».

«Первая утрата» (3 класс ДМШ).

По своему содержанию она гораздо сложнее «Бедного сиротки». Это один из шедевров шумановской фортепианной музыки для детей. Обычно ученики, слушая пьесу в исполнении педагога, хорошо улавливают печальный характер начала и совсем другое настроение в заключительных аккордах. Некоторые ребята слышат в них мужественный, решительный протест, другие воспринимают конец пьесы как момент наибольшего отчаяния и боли. Обе трактовки представляются возможными. Важно, чтобы ученик понял и смог передать в исполнении весь путь изменений настроений своего героя:

«Первая утрата»

Важное значение в пьесе имеет средняя часть, где намечается «перелом в развитии душевных переживаний героя. Следует обратить внимание на отклонение в мажор ( и минор, краткость мелодических фраз, ускорения и замедления, сопровождающие их.)

Все это напоминает интонации речи взволнованного человека, его прерывистое дыхание. Такое сравнение наводит ученика на мысль, что в музыке происходят изменения: появляются первые признаки волнения, настроение становится неустойчивым.

Полифонический эпизод (в виде канонической имитации) часто воспринимается учениками, как спор нескольких голосов:

тема

каноническая имитация темы

Педагог должен помочь представить «беседу» голосов музыкальной ткани, как спор героя с самим собой, со своим горем и печалью.

Постепенный выход из настроения горькой печали, пробуждение взволнованных чувств, борьба и преодоление скорбных эмоций – таков путь психологического развития в пьесе. Он приводит к аккордам, которые окончательно отвергают состояние печальной подавленности:

Обратим внимание на знак fp, относящийся к первому звуку мелодии. Обычно такого рода звуки внутренне насыщены. Но произнесение их должно быть деликатным, мягким. Согретый большим чувством, этот звук словно излучает свет. Он не требует, как правило, резкого динамического выделения. На него падает психологический смысловой акцент.

Кисть ученика как бы запасается дыханием перед прикосновением к первому звуку - вершине-источнику, из которого плавно вытекает протяженная мелодическая фраза. Ощущение большого дыхания перед началом фразы, поможет мягкому, но глубокому прикосновению к клавише, которое сопровождается небольшой агогической оттяжкой.

«Маленький этюд»

На первый взгляд простая и непритязательная, эта пьеса очень трудна для исполнения. Изучение способствует выработке идеальной ровности и связности звучания фигураций. Однако, помимо этого, пьеса вводит ученика в мир красочной гармонии, присущей шумановскому стилю и романтической музыке в целом. Работа над «Маленьким этюдом» развивает гармонический слух ученика и одновременно способствует эмоциональному восприятию гармонии (это очень важно для понимания стиля Шумана): не будучи знаком еще с функциональной стороной гармонии, ребенок уже ощущает ее как определенную краску в палитре художника.

Анализируя пьесу, нельзя не отметить ее значения для ознакомления ребенка с ролью педали в произведениях Шумана.

Пьеса прекрасно развивает слуховую чуткость ученика к длинным педальным звучаниям. Она подготавливает его к появлению педальной «дымки», педального фона, типичному для стиля «взрослой» музыки Шумана. Наконец, при изучении «Этюда» вырабатывается навык запаздывающей педали.

«Народная песенка»

Надо обратить внимание ученика на особый характер «Народной песенки». Крайние части действительно близки по духу к народной песне. С другой стороны, жанровая пьеса имеет такое значительное содержание, в ней воплощаются такие разнообразные чувства и настроения, в ней находит выражение духовный мир человека.

Фактически это не песенка, а пьеса и танец. Стихия песенности (крайние части) служит композитору для раскрытия лирического настроения (в начале),

«Народная песенка»

часть 1

которое принимает торжественный оттенок в конце.

Реприза:

Танец становится жанровой оболочкой для создания веселого беззаботного настроения.

2 часть:

Изучая «Народную песенку», ученик знакомится и с некоторыми особенностями фортепианной фактуры Шумана. Для пьесы характерны разнообразные типы изложения, и каждый из них способствует ясному донесению до слушателя содержания музыки. Следует, например, обратить внимание ученика на разноплановость фактуры, которая является отличительной чертой фортепианного письма Шумана и романтиков в целом. Педагог может познакомить ученика с чередованием сольного и хорового типа изложения, широко распространенного в фортепианных произведениях Шумана.

Солирующий мелодический голос на первом плане и отдаленно звучащие аккомпанирующие аккорды создают настроение печального одиночества. Тема песенки в репризе приобретает совсем иной характер: она наполняется мужественностью значительностью. Восприятию этого изменения в первую очередь способствует насыщенность, «весомость» фактуры. Перенесение мелодии в более низкий регистр, аккордовый, торжественный склад, - все это рождает ассоциацию с плотным звучание хора.

Очень полезно обратить внимание ученика на то, как композитор пересматривает одинаковые фактурные элементы в начале и в середине пьесы. Например, арпеджированные аккорды аккомпанемента в 1 части звуча мягко и нежно, подобно перебору струн на арфе. В танцевальном разделе пьесы те же аккорды приобретают характер бряцания по струнам, либо острого pizzicato, что подчеркивает ритмическую упругость, придает звучанию звонкость и задорный оттенок.

Казалось бы, второстепенная деталь, а какая большая смысловая нагрузка выпадает на ее долю!

Приучая ученика с ранних лет обращать внимание на подробности, детали фактуры, нюансировки и т.д., педагог учит его выявлять и воплощать в исполнении богатство и тонкость оттенков настроения заключенных в каждой такой детали.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области