Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Воспитательное занятие "Речевой этикет"

Цель Воспитание социально адаптированной личности, умеющей общаться в обществе и при помощи вербального общения создавать комфортные условия проживания вокруг себя в социуме.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытое   занятие по формированию культуры общения.

«Речевой этикет»

Цель: Воспитание социально адаптированной личности, умеющей общаться в обществе и при помощи вербального общения создавать комфортные условия проживания вокруг себя в социуме.

Задачи:

1.Привлечь внимание детей к культуре русского языка, воспитывать бережное отношение к родному языку.

2.Формировать навыки этического общения.

3.Развивать творческие способности и желание общаться вежливо.

Предварительная подготовка:

подготовка этических ситуаций;

разучивание скороговорок, стихотворений;

выставка художественной литературы на этическую тему;

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я произнесла обычную фразу приветствия, но при помощи её я пожелала вам здоровья и тем самым сказала, что очень рада вас видеть на нашем занятии.

У всех, наверное, бывали такие случаи: идем по улице или едем в транспорте, за спиной разговаривают. Обернуться неудобно, но по голосу мы можем сформировать себе представление о говорящем: его возраст, пол  (мужской или женский), уровень культуры, воспитанность и мн.др. Тоже самое происходит, когда мы присутствуем при разговоре незнакомых людей. Мы их не знаем, но довольно много можем узнать из их манеры речи, из употребляемых ими слов и выражений.

Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи, мы производим благоприятное впечатление, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу. Кто захочет общаться с грубияном? Работа над своей речью - трудная задача, но каждый человек должен следить за правильностью речи, дикцией, правильным произношением, соблюдать нормы общения.

Л. Н. Толстой писал: »Выразить словами то, что понимаешь так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам-дело самое трудное».

2.Основная часть.

Выполним несколько заданий.

1) На доске вы видите слова-названия эмоций: радость, сожаление, горе, угроза.

1)Произнесите фразу: » Скоро каникулы» с выбранным эмоциональным настроением, а мы угадаем, что вы смогли выразить в этой фразе.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Русский язык обладает удивительной способностью придавать прямое и противоположное значение  одной той же фразе .Ребята, на доске записаны фразы, которые вы сейчас попробуете

 Произнести, придавая им прямой и противоположный смысл.

2)Рад тебя видеть. Спасибо за помощь . Я в восторге. Мне это очень нравится.

(Дети выполняют задание).

3)Проговорите фразу: »Меня зовут… »(назовите себя) следующим образом:

Громко, чтобы привлечь внимание.

Кратко и  вежливо, чтобы не привлекать внимания.

Немного растянуто, чтобы подчеркнуть какое у вас красивое имя.

Смело и решительно.

С угрозой, чтобы все вас начали бояться.

Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли извиниться.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с практическими заданиями. А теперь давайте почитаем стихи. Но не просто почитаем, а постараемся выразить те эмоции, которые хотел передать нам поэт. Ну и, конечно, хотелось бы услышать и ваши эмоции.

Прочтите гневно, сердито, чтобы все почувствовали настроение короля Боровика:

                                              Шел король Боровик

                                                          Через лес напрямик.

                                                           Он грозил кулаком

                                                           И стучал каблуком.

                              Был король Боровик не в духе:

               Короля покусали мухи.

                             В. Приходько

Прочтите с гневом, стремлением устрашить:

                                                            Я страшная Гиена,

                                                            Я гневная Гиена,

                                                            От гнева на моих губах

                                                            Всегда вскипает пена.

                                                                            М. Чистяков

Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и ответ:

                -Дайте мне

Кусок щекотки,

Дайте смеха-

Две щепотки,

Три столовых ложки

Ветра

И грозы-

Четыре метра!

Писку-визгу

Двести граммов,

Плюс пол-литра

Шумов гамов,

Да еще

Глоток веревки

И моточек газировки!

-Дам все,

Что вы хотите,

Если вы

В обмен дадите

Тюк

Мальчишек,

Пук

Девчонок

Да бочонок

Собачонок!

                       Б. Заходер

Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием.

Помните, что в  умении говорить проявляются лучшие качества человека, его воспитанность и вежливость. Давайте рассмотрим с вами основные правила общения.

Будь вежлив. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Выражай мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.

Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять.

Не говори слишком медленно и долго. Это утомляет собеседника

Произноси слова ясно и отчетливо ,собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает.

Упражнения, которые помогают говорить четко и внятно – скороговорки.

Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие вас поняли. Необходимо четко и внятно произносить звуки, не торопиться - ведь за вами никто не гонится.

Практическая деятельность. (Дети проговаривают скороговорки).

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! И др.

Этикет-тренинг «Сосчитай вежливые слова»

 Цель: отработка формулы речевого этикета

В речи людской есть слова простые,

Они и волшебные, и золотые!

Как звездочки в небе, в речи горят,

Сердце и душу они веселят!

Эти слова помнить каждый обязан:

В жизни людской этикет очень важен.

Мил людям всем будешь и без конфеты,

Если ты с детства знаком с этикетом.

Всем, кто знаком нам, приятен, любим,

«Здравствуйте», встретившись, мы говорим.

«Здравствуйте» — первое важное слово,

Которым при встрече желаем здоровья.

«Доброе утро, вечер и день» —

Нам повторять совершенно не лень.

Вечером в спальне, расправив кровать,

«Спокойной ночи» спешим пожелать.

Если ты друга случайно обидел,

Старушку толкнул, в суете не увидел,

«Простите» скажи, уловив строгий взгляд,

И люди тебя непременно простят.

Обед получился отменный у мамы —

Борщ и компот объедение прямо.

«Спасибо» сказать надо ей не забыть,

Ведь мама старалась тебе угодить.

«Спасибо» за каждое доброе дело,

Свою благодарность высказывай смело.

Быть вежливым ты не стесняйся, мой друг,

Мир яркими красками вспыхнет вокруг!

«Прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры»,

Прежде чем что-то просить, говори!

Вежлив будь с бабушкой, другом и кошкой,

С дядей огромным и маленькой крошкой.

В словах этикетных мудрость и стать,

Ребенок и взрослый должен их знать.

Чтобы приятным быть при общении,

Вежливостью ты повышай настроение.

Мир заиграет красками лета

От вежливых слов, доброты этикета!

Сколько же вежливых слов

В этих строчках простых?

Ребята, скорей назовите мне их!

Воспитатель: Иногда в разговоре нам помогают не только слова, но и мимика, и жесты. Как мы молчим иногда важнее того, как мы говорим.

Жесты – это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700тыс различных движений рук.  Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения ,наших чувств.

К нежелательным жестам относятся:

Бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложку и др.) в руках;

Барабанить карандашом или линейкой по столу;

Дергать кого-нибудь за рукав во время разговора;

Хлопать по плечу, виснуть на ком-то;

Болтать ногами, сидя за столом;

Мимика – это выражение лица (улыбка, взгляд, смех). Лучший рисунок лица   - его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех. Смех по причинам, которые  неизвестны другим.

Пантомима – движение тела (осанка, поза, походка). Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.

Наше занятие подошло к концу, еще раз хочу напомнить вам, ребята, что работа над речью – это трудная работа. Грамотная, доброжелательная, вежливая речь говорит о чутком, добром человеке.

Хорошим манерам тоже нужно учиться. Человек должен быть сдержанным, в манерах должен уметь контролировать себя.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

                                                                            М. Лисянский

Приложение

Л. Н. Толстой писал: «Выразить словами то, что понимаешь так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам - дело самое трудное».

Рад тебя видеть.

Спасибо за помощь .

Я в восторге.

Мне это очень нравится.

Проговорите фразу: »Меня зовут… »(назовите себя) следующим образом:

Громко, чтобы привлечь внимание.

Кратко и  вежливо, чтобы не привлекать внимания.

Немного растянуто, чтобы подчеркнуть какое у вас красивое имя.

Смело и решительно.

С угрозой, чтобы все вас начали бояться.

Виновато, чтобы все поняли, что вы пришли извиниться.

Прочтите гневно, сердито, чтобы все почувствовали настроение короля Боровика:

                                              Шел король Боровик

                                              Через лес напрямик.

                                               Он грозил кулаком

                                               И стучал каблуком.

                              Был король Боровик не в духе:

               Короля покусали мухи.

                             В. Приходько

Прочтите с гневом, стремлением устрашить:

                                                            Я страшная Гиена,

                                                            Я гневная Гиена,

                                                            От гнева на моих губах

                                                            Всегда вскипает пена.

                                                                            М. Чистяков

Прочтите весело, шутливо как просьбу, так и ответ:

-Дайте мне

Кусок щекотки,

Дайте смеха-

Две щепотки,

Три столовых ложки

Ветра

И грозы-

Четыре метра!

Писку-визгу

Двести граммов,

Плюс пол-литра

Шумов гамов,

Да еще

Глоток веревки

И моточек газировки!

-Дам все,

Что вы хотите,

Если вы

В обмен дадите

Тюк

Мальчишек,

Пук

Девчонок

Да бочонок

Собачонок!

                       Б. Заходер

Правила вежливости.

Будь вежлив.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

Выражай мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.

Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять.

Не говори слишком медленно и долго. Это утомляет собеседника

Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает.

В речи людской есть слова простые,

Они и волшебные, и золотые!

Как звездочки в небе, в речи горят,

Сердце и душу они веселят!

Эти слова помнить каждый обязан:

В жизни людской этикет очень важен.

Мил людям всем будешь и без конфеты,

Если ты с детства знаком с этикетом.

Всем, кто знаком нам, приятен, любим,

«Здравствуйте», встретившись, мы говорим.

«Здравствуйте» — первое важное слово,

Которым при встрече желаем здоровья.

«Доброе утро, вечер и день» —

Нам повторять совершенно не лень.

Вечером в спальне, расправив кровать,

«Спокойной ночи» спешим пожелать.

Если ты друга случайно обидел,

Старушку толкнул, в суете не увидел,

«Простите» скажи, уловив строгий взгляд,

И люди тебя непременно простят.

Обед получился отменный у мамы —

Борщ и компот объедение прямо.

«Спасибо» сказать надо ей не забыть,

Ведь мама старалась тебе угодить.

«Спасибо» за каждое доброе дело,

Свою благодарность высказывай смело.

Быть вежливым ты не стесняйся, мой друг,

Мир яркими красками вспыхнет вокруг!

«Прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры»,

Прежде чем что-то просить, говори!

Вежлив будь с бабушкой, другом и кошкой,

С дядей огромным и маленькой крошкой.

В словах этикетных мудрость и стать,

Ребенок и взрослый должен их знать.

Чтобы приятным быть при общении,

Вежливостью ты повышай настроение.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области