Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Сказка» р.п.Вознесенское Нижегородская область
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ВЗРОСЛЫЙ В МИРЕ ДЕТСКИХ ЭМОЦИЙ»
Разработчик проекта: педагог-психолог Кузовкова Татьяна Валерьевна
р.п.Вознесенское, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение ………………………………………………………………………………….. | 3 |
1.1.Актуальность …………………………………………………………………………… | 3 |
1.2. Цель и задачи …………………………………………………………………………... | 3 |
1.3. Методы и формы работы ……………………………………………………………… | 3 |
1.4. Ожидаемые результаты ……………………………………………………………….. | 4 |
II. Паспорт проекта ………………………………………………………………………… | 5 |
III. План реализации проекта ……………………………………………………………… | 6 |
IV. Литература ……………………………………………………………………………… | 11 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.
Ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир - своих родителей, самого себя. Если этот мир враждебный, непонимающий, то ребенок начинает испытывать тревожность, которая влияет на его поведение, способность общаться и учиться.
Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.
Во многих семьях родители часто препятствуют проявлению эмоций и чувств (особенно негативных), тем самым лишая возможности проживать их и ориентироваться в них, а затем произвольно управлять ими.
Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.
В процессе воспитания родители допускают ошибки, которые приводят к различным трудностям у детей и к потери взаимопонимания и доверия между родителями и ребенком. В свою очередь мы в детском саду наблюдаем всё большее количество детей с агрессивным поведение и детей с ярко выраженной истеричностью в поведении, что может свидетельствовать о нарушение системы воспитания в семье. Поэтому психолого-педагогический проект «Взрослый в мире детских эмоций» является актуальным. Реализация данного проекта позволит не только выявить в чём проявляется неконструктивное взаимодействие в семье, но и провести ряд коррекционно-развивающих мероприятий направленных на гармонизацию детско-родительских отношений.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: выявить особенности взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет; гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи проекта:
Провести теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений.
Выполнить исследование особенностей взаимодействия родителей с детьми 5–6 лет.
Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет.
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию, через привлечение творческого потенциала родителей, воспитателей.
Методы и формы работы
Используемые методы в работе:
Теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Эмпирический метод - анкетирование, опрос, беседа, наблюдение; эксперимент; арт-терапия; гешталь-терапия; сказкотерапия; игровая терапия; релаксация.
Используемые формы работы:
Психолого-педагогические гостиные;
Психологический тренинг;
Образовательная деятельность;
Игровые ситуации;
Стенгазеты, памятки;
Консультации;
Родительские собрания;
Конкурсы.
Ожидаемые результаты
Повышение уровня эмоционального развития детей;
Заинтересованность и включенность родителей как участников образовательного процесса;
Гармонизация детско-родительских отношений;
Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями нетрадиционными формами и методами работы;
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта | Педагог-психолог первой категории: Кузовкова Татьяна Валерьевна |
Полное наименование проекта | Психолого-педагогический проект: «Взрослый в мире детских эмоций». |
Цель проекта | Выявить особенности взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет; гармонизация детско-родительских отношений. |
Сроки | Долгосрочный (сентябрь - май) |
Участники | Дети в возрасте 5-6 лет; родители; педагоги ДОУ |
Тип проекта | Информационно-практико-ориентированный |
По территории реализации | Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения |
Этапы реализации проекта | Подготовительный; Диагностический; Практический; Аналитико-рефлексивный. |
Форма презентации | Уголок настроения в группе детского сада. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятие | Цель мероприятия | Участники |
Подготовительный этап | ||
Изучение литературы по теме: «Особенности взаимодействия родителей и детей»; «Проблемы взаимодействия с детьми в построении эмоциональных отношений в семье». | Повышение психологической компетентности педагога-психолога в работе с семьей, через самообразование. | Педагог-психолог |
Подборка диагностических методик. | ||
Разработка плана мероприятий для работы со всеми участниками образовательного процесса. | ||
Подготовка бланков, протоколов для диагностики. | ||
Презентация проекта «Взрослый в мире детских эмоций» на родительском собрании | Познакомить родителей с целями, задачами и планом реализации проекта «Взрослый в мире детских эмоций». Заинтересовать родителей в участии в данном мероприятии. | Педагог-психолог, родители |
Диагностический этап | ||
Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) | Выявление родительского отношения. | Родители |
Наблюдение за поведением ребёнка. | Оценка особенностей поведения ребёнка. | Дети |
Практический этап | ||
Октябрь | ||
Организованная образовательная деятельность «Наши чувства» | Ввести детей в тему. Заинтересовать, подготовить к разговору о себе и о своих чувствах, проверить знания детей о различных эмоциональных состояниях. Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями: радость, грусть, гнев, страх, удивление, вина и т.д. | Педагог-психолог, дети |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковый ветерок». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Организация уголка настроения в раздевалке группы. Игровая ситуация: «Моё настроение». | Научить детей понимать своё настроение, свои эмоции и чувства, а также чувства и эмоции сверстников. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Психологический тренинг «Мы вместе». | Знакомство участников друг с другом, формирование доверительных детско-родительских отношений. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки», «Ласковый ветерок». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Образовательная деятельность «Мир эмоций» | Продолжить знакомить детей с разными эмоциональными состояниями. | Педагог-психолог, дети |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки», «Ласковый ветерок». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Ноябрь | ||
Образовательная деятельность: «Радость, грусть». | Знакомство с эмоцией «радость, грусть». Обогащение опыта детей в распознавание эмоций. | Педагог-психолог, дети |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Воздушный шар». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Оформление в группе уголка настроения и психологической разгрузки. Создание альбома «Эмоции», дидактическая игра «Театр настроений». | Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии. | Педагог-психолог |
Игровая ситуация «Театр настроений» | Познакомить детей с дидактической игрой «Театр настроений». Учить детей соблюдать правила игры. Развитие эмоциональной сферы. Развитие творческих способностей и эмоциональной выразительности. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Конкурс альбомов «Моя семья». | Гармонизация детско-родительских отношений. | Педагог-психолог, родители, воспитатели, дети |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые лапки». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций». | Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта. | Педагог-психолог, дети |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые лапки», «Воздушный шар». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Декабрь | ||
Образовательная деятельность: «Гнев» | Знакомство с эмоций «Гнев». Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Отреагирование общей агрессии, установление позитивного тактильного контакта. Снятие напряжения. | Педагог-психолог, дети |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Росток». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Пополнение уголка настроения в группе: мешочек для криков, мишень для выплеска агрессии. | Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии. | Педагог-психолог |
Волшебная игротека. | Гармонизация эмоциональной сферы. Снятие напряжения. Отреагирование эмоций. | Педагог-психолог, дети |
Психолого-педагогическая гостиная: «Учимся выражать гнев». | Гармонизация детско-родительских отношений. Обучение приемлемым способам отреагирования агрессии. | Педагог-психолог, родители, дети |
Памятка для родителей: «Как справиться с детской агрессией?» | Психологическое просвещение родителей в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка. | Педагог-психолог |
Игровой эксперимент «Волшебные стаканчики» | Расширить представление о базовых эмоциях; развивать внимание к соответствующим переживаниям, творческие способности. Учить детей адекватно выражать негативные эмоции, развивать умение снимать эмоциональное напряжение, расширить у детей поведенческий репертуар в сложных ситуациях. | Педагог-психолог, дети |
Январь | ||
Образовательная деятельность: «По дороге детской дружбы» | Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. | Педагог-психолог, дети |
Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечный зайчик». | Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Пополнение уголка настроения в группе: дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций», панно «Эмоции», «Мирилка». | Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии. | Педагог-психолог |
Игровая ситуация «Путешествие в мир эмоций» | Познакомить детей с дидактической игрой «Путешествие в мир эмоций». Учить детей соблюдать правила игры. Развитие эмоциональной сферы. Развитие творческих способностей и эмоциональной выразительности. | Педагог-психолог, воспитатели, дети |
Образовательная деятельность: «Дружба» | Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. | Педагог-психолог, дети |
Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций». | Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта. | Педагог-психолог, дети |
Февраль | ||
Образовательная деятельность: «Страх» | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Выражение эмоций и преодоление страха. | Педагог-психолог, дети |
Пополнение уголка настроения в группе: кубик «Эмоции». | Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы. | Педагог-психолог |
Образовательная деятельность: «Испугай страшилу» | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Выражение эмоций и преодоление страха. | Педагог-психолог, дети |
Психолого-педагогическая гостиная: «Детские страхи – это серьёзно» | Познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов; отработать на практике приёмы снятия страхов; оптимизировать детско-родительские отношения. | Педагог-психолог, родители, дети |
Памятка для родителей: «Детские страхи. Чего и почему боятся дети?» | Психологическое просвещение родителей в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка. | Педагог-психолог |
Семинар-практикум: «Уголок настроения в группе. Для чего он нужен?» | Психологическое просвещение педагогов в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка. | Педагог-психолог, воспитатели |
Март | ||
Образовательная деятельность: «Стыд». | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. | Педагог-психолог, дети |
Игры на развитие эмоциональной сферы : «Волшебная игротека». | Гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения. Отреагирование эмоций. | Педагог-психолог, дети |
Образовательная деятельность: «Вина». | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. | Педагог-психолог, дети |
Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций». | Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта. | Педагог-психолог, дети |
Апрель | ||
Образовательная деятельность: «Удивление» | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. | Педагог-психолог, дети |
Пополнение уголка настроения в группе: демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции» | Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы. | Педагог-психолог |
Психолого-педагогическая гостиная: «Путешествие в космос (эмоция «удивление») | Оптимизация детско-родительских отношений. | Педагог-психолог, родители, дети |
Творческое мероприятие: «Настроение в рисунках». | Снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование актуальных эмоций; развитие воображения. | Педагог-психолог, дети |
Май | ||
Образовательная деятельность: «В след за радугой». | Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Закрепление пройденного материала. | Педагог-психолог, дети |
Изготовление коллажа | Гармонизация эмоциональной сферы, развитие воображения и творчества. | Педагог-психолог, дети |
Развлечение для детей: «Путешествие в затерянный город» | Создание положительного эмоционального микроклимата, способствующего самовыражению детей. Закрепление опыта детей в распознавании эмоций. | Педагог-психолог, дети |
Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций». | Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта. | Педагог-психолог, дети |
Аналитико-рефлексивный этап | ||
Подготовка аналитической справки по результатам проекта. | Анализ результатов реализации проекта. | Педагог-психолог |
ЛИТЕРАТУРА
1. Вохмятина Т. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет.
2. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И.А. Пазухина.-СПб., 2010г.
3. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Прграмма эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.
4. Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007г.
5. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.- СПб., 2008
6. Журнал «Дошкольная педагогика». – декабрь, 2012 г.
7. Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – СПб., 201