Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Взрослый в мире детских эмоций"

Цель проекта выявить особенности взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет гармонизация детско-родительских отношений. Задачи проекта Провести теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений. Выполнить исследование особенностей взаимодействия родителей с детьми 5–6 лет. Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет. Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию, через привлечение творческого потенциала родителей, воспитателей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Сказка» р.п.Вознесенское Нижегородская область

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ВЗРОСЛЫЙ В МИРЕ ДЕТСКИХ ЭМОЦИЙ»

Разработчик проекта: педагог-психолог Кузовкова Татьяна Валерьевна

р.п.Вознесенское, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение …………………………………………………………………………………..

3

1.1.Актуальность ……………………………………………………………………………

3

1.2. Цель и задачи …………………………………………………………………………...

3

1.3. Методы и формы работы ………………………………………………………………

3

1.4. Ожидаемые результаты ………………………………………………………………..

4

II. Паспорт проекта …………………………………………………………………………

5

III. План реализации проекта ………………………………………………………………

6

IV. Литература ………………………………………………………………………………

11

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.

Ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир - своих родителей, самого себя. Если этот мир враждебный, непонимающий, то ребенок начинает испытывать тревожность, которая влияет на его поведение, способность общаться и учиться.

Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.

Во многих семьях родители часто препятствуют проявлению эмоций и чувств (особенно негативных), тем самым лишая возможности проживать их и ориентироваться в них, а затем произвольно управлять ими.

Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.

В процессе воспитания родители допускают ошибки, которые приводят к различным трудностям у детей и к потери взаимопонимания и доверия между родителями и ребенком. В свою очередь мы в детском саду наблюдаем всё большее количество детей с агрессивным поведение и детей с ярко выраженной истеричностью в поведении, что может свидетельствовать о нарушение системы воспитания в семье. Поэтому психолого-педагогический проект «Взрослый в мире детских эмоций» является актуальным. Реализация данного проекта позволит не только выявить в чём проявляется неконструктивное взаимодействие в семье, но и провести ряд коррекционно-развивающих мероприятий направленных на гармонизацию детско-родительских отношений.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: выявить особенности взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет; гармонизация детско-родительских отношений.

Задачи проекта:

Провести теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений.

Выполнить исследование особенностей взаимодействия родителей с детьми 5–6 лет.

Разработать и реализовать коррекционно-развивающую программу взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию, через привлечение творческого потенциала родителей, воспитателей.

Методы и формы работы

Используемые методы в работе:

Теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Эмпирический метод - анкетирование, опрос, беседа, наблюдение; эксперимент; арт-терапия; гешталь-терапия; сказкотерапия; игровая терапия; релаксация.

Используемые формы работы:

Психолого-педагогические гостиные;

Психологический тренинг;

Образовательная деятельность;

Игровые ситуации;

Стенгазеты, памятки;

Консультации;

Родительские собрания;

Конкурсы.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня эмоционального развития детей;

Заинтересованность и включенность родителей как участников образовательного процесса;

Гармонизация детско-родительских отношений;

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями нетрадиционными формами и методами работы;

Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор проекта

Педагог-психолог первой категории: Кузовкова Татьяна Валерьевна

Полное наименование проекта

Психолого-педагогический проект: «Взрослый в мире детских эмоций».

Цель проекта

Выявить особенности взаимодействия родителей с детьми 5-6 лет; гармонизация детско-родительских отношений.

Сроки

Долгосрочный (сентябрь - май)

Участники

Дети в возрасте 5-6 лет; родители; педагоги ДОУ

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

По территории реализации

Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения

Этапы реализации проекта

Подготовительный;

Диагностический;

Практический;

Аналитико-рефлексивный.

Форма презентации

Уголок настроения в группе детского сада.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятие

Цель мероприятия

Участники

Подготовительный этап

Изучение литературы по теме: «Особенности взаимодействия родителей и детей»; «Проблемы взаимодействия с детьми в построении эмоциональных отношений в семье».

Повышение психологической компетентности педагога-психолога в работе с семьей, через самообразование.

Педагог-психолог

Подборка диагностических методик.

Разработка плана мероприятий для работы со всеми участниками образовательного процесса.

Подготовка бланков, протоколов для диагностики.

Презентация проекта «Взрослый в мире детских эмоций» на родительском собрании

Познакомить родителей с целями, задачами и планом реализации проекта «Взрослый в мире детских эмоций». Заинтересовать родителей в участии в данном мероприятии.

Педагог-психолог, родители

Диагностический этап

Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Выявление родительского отношения.

Родители

Наблюдение за поведением ребёнка.

Оценка особенностей поведения ребёнка.

Дети

Практический этап

Октябрь

Организованная образовательная деятельность «Наши чувства»

Ввести детей в тему. Заинтересовать, подготовить к разговору о себе и о своих чувствах, проверить знания детей о различных эмоциональных состояниях. Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями: радость, грусть, гнев, страх, удивление, вина и т.д.

Педагог-психолог, дети

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковый ветерок».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Организация уголка настроения в раздевалке группы.

Игровая ситуация: «Моё настроение».

Научить детей понимать своё настроение, свои эмоции и чувства, а также чувства и эмоции сверстников.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Психологический тренинг «Мы вместе».

Знакомство участников друг с другом, формирование доверительных детско-родительских отношений.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки», «Ласковый ветерок».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Образовательная деятельность «Мир эмоций»

Продолжить знакомить детей с разными эмоциональными состояниями.

Педагог-психолог, дети

Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые мелки», «Ласковый ветерок».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Ноябрь

Образовательная деятельность: «Радость, грусть».

Знакомство с эмоцией «радость, грусть». Обогащение опыта детей в распознавание эмоций.

Педагог-психолог, дети

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Воздушный шар».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Оформление в группе уголка настроения и психологической разгрузки. Создание альбома «Эмоции», дидактическая игра «Театр настроений».

Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии.

Педагог-психолог

Игровая ситуация «Театр настроений»

Познакомить детей с дидактической игрой «Театр настроений». Учить детей соблюдать правила игры. Развитие эмоциональной сферы. Развитие творческих способностей и эмоциональной выразительности.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Конкурс альбомов «Моя семья».

Гармонизация детско-родительских отношений.

Педагог-психолог, родители, воспитатели, дети

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые лапки».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций».

Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта.

Педагог-психолог, дети

Включение в образовательную деятельность воспитателя игр на снятие психоэмоционального напряжения: «Ласковые лапки», «Воздушный шар».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Декабрь

Образовательная деятельность: «Гнев»

Знакомство с эмоций «Гнев». Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Отреагирование общей агрессии, установление позитивного тактильного контакта. Снятие напряжения.

Педагог-психолог, дети

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Росток».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Пополнение уголка настроения в группе: мешочек для криков, мишень для выплеска агрессии.

Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии.

Педагог-психолог

Волшебная игротека.

Гармонизация эмоциональной сферы. Снятие напряжения. Отреагирование эмоций.

Педагог-психолог, дети

Психолого-педагогическая гостиная: «Учимся выражать гнев».

Гармонизация детско-родительских отношений. Обучение приемлемым способам отреагирования агрессии.

Педагог-психолог, родители, дети

Памятка для родителей: «Как справиться с детской агрессией?»

Психологическое просвещение родителей в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка.

Педагог-психолог

Игровой эксперимент «Волшебные стаканчики»

Расширить представление о базовых эмоциях; развивать внимание к соответствующим переживаниям, творческие способности.

Учить детей адекватно выражать негативные эмоции, развивать умение снимать эмоциональное напряжение, расширить у детей поведенческий репертуар в сложных ситуациях.

Педагог-психолог, дети

Январь

Образовательная деятельность: «По дороге детской дружбы»

Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.

Педагог-психолог, дети

Включение в образовательную деятельность воспитателя игры на снятие психоэмоционального напряжения: «Солнечный зайчик».

Снятие психоэмоционального напряжения после образовательной деятельности и в течении дня.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Пополнение уголка настроения в группе: дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций», панно «Эмоции», «Мирилка».

Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы, отреагирование агрессии.

Педагог-психолог

Игровая ситуация «Путешествие в мир эмоций»

Познакомить детей с дидактической игрой «Путешествие в мир эмоций». Учить детей соблюдать правила игры. Развитие эмоциональной сферы. Развитие творческих способностей и эмоциональной выразительности.

Педагог-психолог, воспитатели, дети

Образовательная деятельность: «Дружба»

Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива.

Педагог-психолог, дети

Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций».

Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта.

Педагог-психолог, дети

Февраль

Образовательная деятельность: «Страх»

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Выражение эмоций и преодоление страха.

Педагог-психолог, дети

Пополнение уголка настроения в группе: кубик «Эмоции».

Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы.

Педагог-психолог

Образовательная деятельность: «Испугай страшилу»

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Выражение эмоций и преодоление страха.

Педагог-психолог, дети

Психолого-педагогическая гостиная: «Детские страхи – это серьёзно»

Познакомить родителей с возрастными особенностями проявления страхов; отработать на практике приёмы снятия страхов; оптимизировать детско-родительские отношения.

Педагог-психолог, родители, дети

Памятка для родителей: «Детские страхи. Чего и почему боятся дети?»

Психологическое просвещение родителей в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка.

Педагог-психолог

Семинар-практикум: «Уголок настроения в группе. Для чего он нужен?»

Психологическое просвещение педагогов в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка.

Педагог-психолог, воспитатели

Март

Образовательная деятельность: «Стыд».

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций.

Педагог-психолог, дети

Игры на развитие эмоциональной сферы : «Волшебная игротека».

Гармонизация эмоциональной сферы, снятие напряжения. Отреагирование эмоций.

Педагог-психолог, дети

Образовательная деятельность: «Вина».

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций.

Педагог-психолог, дети

Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций».

Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта.

Педагог-психолог, дети

Апрель

Образовательная деятельность: «Удивление»

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций.

Педагог-психолог, дети

Пополнение уголка настроения в группе: демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции»

Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы.

Педагог-психолог

Психолого-педагогическая гостиная: «Путешествие в космос (эмоция «удивление»)

Оптимизация детско-родительских отношений.

Педагог-психолог, родители, дети

Творческое мероприятие: «Настроение в рисунках».

Снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование актуальных эмоций; развитие воображения.

Педагог-психолог, дети

Май

Образовательная деятельность: «В след за радугой».

Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Закрепление пройденного материала.

Педагог-психолог, дети

Изготовление коллажа

Гармонизация эмоциональной сферы, развитие воображения и творчества.

Педагог-психолог, дети

Развлечение для детей: «Путешествие в затерянный город»

Создание положительного эмоционального микроклимата, способствующего самовыражению детей. Закрепление опыта детей в распознавании эмоций.

Педагог-психолог, дети

Выпуск стенгазеты «Калейдоскоп эмоций».

Привлечение внимания к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ. Информирование родителей о деятельности проекта.

Педагог-психолог, дети

Аналитико-рефлексивный этап

Подготовка аналитической справки по результатам проекта.

Анализ результатов реализации проекта.

Педагог-психолог

ЛИТЕРАТУРА

1. Вохмятина Т. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет.

2. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И.А. Пазухина.-СПб., 2010г.

3. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Прграмма эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.

4. Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007г.

5. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.- СПб., 2008

6. Журнал «Дошкольная педагогика». – декабрь, 2012 г.

7. Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – СПб., 201

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области