Влияние проблемы неправорукости на занятия физической культурой и спортом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru

Влияние проблемы неправорукости на занятия физической культурой и спортом

Большинство людей предпочитают выполнять двигательные действия в одну из сторон, правой (чаще всего и ведущей) рукой, ногой и др. Как очевидные спортивные примеры можно назвать броски в баскетболе, в том числе штрафные, пенальти в футболе, штрафные броски в ручном мяче и водном поло, метание и толкание легкоатлетических снарядов на дальность. Существует деление ног на маховую и толчковую, баскетбольных стоек на право и левостороннюю, хоккейных бросков с удобной и неудобной руки. Бытует понятие ведущего глаза в стрельбе. Это так называемые двигательные асимметрии, которые существуют в трудовой деятельности и проявляются в быту (зажигание спичек одной и той же рукой, причесывание, резьба по дереву и др.).

Двигательное предпочтение одной из сторон тела в науке обозначают термином «латеральное доминирование». Предпочитаемая сторона, рука или нога называется доминантной, или ведущей. Людей, которые одинаково успешно выполняют задания в обе стороны, обеими верхними или нижними конечностями ( правыми или левыми), называют амбидекстрами, или амбидекстриками (от лат. «амб» - два, «декстр» - правый, т. е. это индивиды как бы с двумя правыми сторонами).

Подавляющее большинство людей являются праворукими. Число неправоруких, согласно данным многочисленных авторов, публиковавшихся с середины XIX века, колеблется от 1 до 30%. Наиболее часто повторяются цифры 5, 15, 20%. Такое различие данных объясняется, тем, что, во-первых, в очень немногих работах разделяли неправоруких на левшей и амбидекстров. Во-вторых, не учитывалось, что среди левшей, скрытых левшей, относительных левшей и переученных левшей. В-третьих, это можно объяснить разным числом тестов, взятых в большинстве случаев эмпирически, для выяснения «рукости». Учитывая эти обстоятельства, число леворуких колеблется, вероятно, от 5 до 15%, а число амбидекстриков, у которых примерно равны обе руки, соответствует 2%.

Об асимметрии ног данных значительно меньше, чем об асимметрии рук. Нам не удалось обнаружить данных о количественном соотношении лиц с ведущей правой и ведущей левой ногой, а так же количестве амбидекстров при выполнении заданий ногами. Нет пока точных сведений и о соотношениях, в которых находятся ведущая нога и ведущая рука. Высказывания по этому поводу противоречивы. Одни представляют дело так, что правой ведущей руке соответствует левая ведущая нога. Например, бросает мяч кольцо и вообще в цель правой рукой, а отталкивается в прыжках в длину или высоту с разбега левой ногой и наоборот. Другие полагают, что доминирует рука и нога одной и той же стороны. В спортивной практике такие случаи имеют место. Например, многие школьники метают мяч на дальность и в цель, а также отталкиваются в прыжках конечностями одной и той же стороны: правыми или левыми.

Происхождение право- и левосторонней асимметрии ученые пытаются объяснить главным образом биологическими (наследственными), социальными (культурными), геоэкологическими и другими факторами. Однако в настоящее время более обоснованной представляется точка зрения, согласно которой «число левшей не уменьшается, а сохраняется в первоначальном постоянстве, несмотря на приспосабливание человеческих обществ только к правшам. Число неправоруких детей в разные возрастнополовые периоды составляет примерно 10%, а иногда и больше. В этой связи несложно сосчитать количество школьников, имеющих левостороннюю двигательную асимметрию. Таким образом, проблема неправорукости для теории и практики физического воспитания, возрастной физиологии и психологии представляется актуальной.

Анализ теоретической и методической литературы по вопросу двигательным действиям и по развитию двигательных способностей показывает, что в ней практически не затрагиваются аспекты моторных и психических особенностей неправоруких детей. Нам не известны работы, в которых проводилось бы сравнение показателей психомоторики, в том числе различных координационных способностей (КС) детей с право- и левосторонней двигательной асимметрией, а также детей-амбидекстров. В литературе нет также четких указаний о том, как строить процесс обучения и развивать КС неправоруких индивидов. Сказанное побуждает нас подробнее остановиться на этих вопросах.

Прежде всего обращает на себя внимание то, что всеми человеческими обществами длительное время игнорировалось, а то и просто преследовались их неправорукие члены – левши. Мнение о том, что правая рука является ведущей, поддерживалось религиозными культурами. В средние века так считали: правая рука – от бога, а левая – от дьявола. Поэтому, в частности в Испании, инквизиция преследовала левшей. В общественном сознании стихийно сложилось мнение, не изжившее себя еще до сих пор, что леворукость – это отклонение от нормы, а норма – это праворукость. Пренебрежительное отношение к левшам и, напротив, положительное к правшам запечатлено в разных языках мира.

С латинского языка слово «левый» - sinister – переводится как «нечто злое, разрушительное», и, напротив, слово «правый» - dexterous – или dexterous – как «ловкий», а слово left имеет такую сущность, что левая рука для работы не годится. Французское слово droit – «правый» имеет еще смысловые оттенки как «прямой», «честный», а gauche – «левый» - переводится еще как «неловкий», «нечестный». С немецкого языка слово linkisch переводится как «неловкий», recht – «правый» - употребляется еще в смысле «правильный», «справедливый». Подобное противопоставление есть в итальянском, испанском и других языках. В русском языке тоже есть выражения: «правое дело», «левый заработок», «левак» и др.

Леворукость считалось недостатком, поэтому левшей переучивали все: родители, учителя, воспитывая в них «правосторонний» тип поведений. Однако как ранее, в конце прошлого и в начале нынешнего века, так и особенно в наше время вопрос о переучивание левшей продолжает быть предметом острых дискуссий. Большинство исследователей начала века признавали, что наиболее адекватное развитие левой руки только у левшей, а правой – у правшей, иначе говоря, они рекомендовали обучать и развивать детей по их природным наклонностям.

В настоящее время мнение о нецелесообразности переучивание левшей придерживается большинство ученых, так как показано, что в результате переучивания может тормозиться не только физическая, но и умственное развитие ребенка. В отдельных случаях насильственное исправление леворукости может привести к невротическим состояниям и умственной неполноценности.

Достаточно своеобразно появляется левосторонняя асимметрия в спорте, где левши обычно имеют некоторые преимущества. И не только, как полагают некоторые, из-за своей непривычности ведения спортивной борьбы, а за счет больших способностей быстроте реагирования и тонкости мышечно-двигательной и зрительной чувствительности. Возможно, поэтому среди сильнейших единоборцев (фехтовальщики, боксеры) доля левшей очень высока – порой выше 30%. Назовем так же некоторых выдающихся спортсменов – левшей: В. Старшинов (хоккей с шайбой), В. Кровопусков (фехтование), О. Блохин, А. Михайличенко (футбол), Ш. Марчуленес (баскетбол), А. Тучкин (ручной мяч). Эти факторы говорят о том, что изучение психофизиологических особенностей лиц, отличающихся леворукстью и достигших выдающихся успехов в различных областях трудовой и спортивной деятельности, а так же леворуких детей может быть не только интересным, но и полезным делом.

Полученные нами данные, в частности, показывают, что индивидуальные результаты уровня развития КС, проявляемые в баллистических двигательных действиях с акцентом на меткость и в спортивно-игровых упражнений, выполняемых руками и ногами, у детей с левосторонним двигательным поведением примерно в 75% случаев более высокие, чем средние результаты детей соответствующих возрастнополовых групп. Учащиеся симметричным двигательным поведением так же почти всегда показывали в сравнение со средними оценками сверстников более высокие индивидуальные результаты. Это позволяет думать, что дети с врожденными предпосылками к леворукости и амбидекстрии, если у них нет отклонений состояния здоровья и физическом здоровье, располагает от природы не то что равными, а, по-видимому, даже большими к проявлению и развитию определенных КС. Однако последние предположение требует еще ряда прямых доказательств.

Теперь сформулируем некоторые методические рекомендации по обучению двигательным действиям и развитию КС в связи с проблемой неправорукости, подкрепив рекомендации соответствующим экспериментальными фактами и примерами из спортивной практики.

1.Обучая леворуких детей и амбидекстров разнообразным двигательным действиям, в особенности относящимся к классу «предметной ловкости» (спортивные игры, фехтование, ряд трудовых, учебных и бытовых движений, в том числе рисование, лепка, письмо и др.), следует учитывать их природную функциональную организацию двигательного поведения. Приспосабливать левшей в правосторонним шаблоном технике движений неправомерно, т. к. это нарушает естественный ход совершенствования реализации действия и может тормозить умственную и физическое развитие левшей.

2.Латеральное доминирование устанавливается постепенно в процессе роста и развития ребенка, и то, принципиально говоря, по отношению не ко всем, а лишь к предметным двигательным действиям, свойственным только к человеку. (К сожалению, нам не известны работы по двигательной асимметрии млекопитающих. По логике вещей, ее у них либо вовсе не должно быть, либо она может только намечаться.) Поэтому в процессе обучения детей дошкольного возраста и младших школьников необходимо предоставлять им право свободно выбирать ведущую сторону, ведущую (верхнюю или нижнюю) конечность при выполнении вышеназванных двигательных действиях.

3.Учитывая, что именно у детей наибольшей мере имеются склонность к проявлению амбидекстрии, следует применять в занятии с ними упражнения (Общеразвивающии без предметов и с предметами: мячами, палками, скакалками, обручами, гимнастические и акрабатичские, беговые, прыжковые, метательные, спортивно-игровые) для развития обеих сторон тела, рук, ног. Приведем примерные варианты упражнений главным образом для учащихся младшего и среднего школьно возраста, которые учитель и сами учащиеся легко могут дополнить, придерживаясь лишь принципов доступности и постепенного усложнения материала.

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами

И. п. – о. 1 – 2 – стойка на левой, правая вперед (одна ступня продолжение другой), 3-4 – то же на правой. 1-2 – стойка на правой, левая в сторону (назад), 3-4 то же на левой.

То же, но вместо движениями ног, выполнить различные движения руками (одновременно, разновременно, последовательно).

И. п. - упор на коленях. Прыжки упор стоя, стоя на левой (правой), упор лежа сзади.

Парные упражнения без предметов

Стоя лицом друг к другу, руки на плечи. Прыжки по кругу: на обеих, приставными шагами, на одной (правой, левой), меняя положение ног.

Присед спиной друг к другу, взявшись под локти. Прыжки в приседе, передвигаясь по кругу, с продвижение6м вперед, влево (право).

Упражнения с большими и малыми мячами

Мяч в правой (левой) руке. Подбросить мяч и поймать 2 руками.

Передачи и ловля мяча в парах, тройках, кругах, квадратах двумя руками и одной (левой, правой), на месте и в движении.

Ведение мяча одной рукой (правой, левой) на месте, и в движении.

Ведение мяча одной рукой (правой, левой) на месте, движении (шагом, бегом), с изменением направления, скорости ведении, высоты отскока.

Броски мяча одной рукой (правой, левой) от плеча в стену, ловля двумя и одной.

Бросок малого мяча вверх. Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля мяч двумя руками и одной (левой, правой).

То же, но вместо броска сильный удар мячом об пол.

Упражнения с гимнастической палкой

Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении двумя руками и одной(правой, левой).

Балансирование палки на ладони, на пальцах правой (левой) руки.

Упражнения с обручем

Подбрасывание и ловля двумя руками, одной (правой, левой).

Балансирование обруча на ладони, на пальцах правой и левой руки.

Беговые и прыжковые упражнения

Бег с изменением направления по указанию учителя: змейкой, по кругу, обегая различные предметы (мячи, стойки, стулья, булавы) с правой или левой стороны.

Прыжки со скакалкой на одной ноге (правой, левой).

Прыжки в длину с места, стоя лицом, спиной, боком (правым левым) к месту приземления.

Прыжки в длину и высоту с разбега, чередуя отталкивание левой и правой ногой.

Прыжки с поворот на право, налево после преодоления высоты (40-50 см).

Акробатические упражнения

Перекаты в сторону (лево, право), стоя в упоре на коленях, на одном колене.

Метательные движения

Метание мяча на дальность и точность разными способами левой и правой руки.

Метание мяча в стену на дальность отскока правой, затем левой рукой.

Спортивно-игровые упражнения

Выполнение известных эстафет с малыми и большими мячами, подвижных игр вначале с использованием ведущих (верхних или нижних) конечностей, а затем (после хорошего освоения) неведущих. Например, после успешного усвоения ловли и передачи мяча в движении игру «Борьба за мяч» можно проводить с заданием предавать мяч партнеру только неведущей рукой. То

Как установлено экспериментально, вышеизложенные подходы способствуют более гармоничному развитию двигательного аппарата ребенка, без каких-либо нежелательных отклонений. Наряду с этим заложенные в детстве основы «двусторонности» расширяют координационные возможности ребенка, а затем юного и взрослого спортсмена. Как отмечает профессор В.М.Зациорский, умение выполнять все технические действия в обе стороны – признак большого мастерства в видах спорта, связанных с непосредственным противоборством соперников. К сожалению, такое мастерство случается нечасто: в 2- 5% случаев. Представляется, что это в значительной мере не были использованы возможности дошкольного, младшего и среднего школьного возраста для проявления и развития двигательной симметрии человека. Вначале, с учетом функциональной асимметрии ребенка, следует освоить новый технический прием с удобной стороны или ведущей конечностью, а затем разучить его неведущей конечностью или в неудобную сторону. К тому же «зеркальное» выполнения упражнений – это один из методических приемов, способствующих более высокому проявлению и развитию КС.

Исследования отмечают, что формирование симметрии движений с самого начало спортивного обучения дает более высокие результаты чем превращение осимметречной движений в симметричные. Симметрия движений как проявление двигательной универсальности и специфической всесторонности находят признания у судей и зрителей. Она становится одним из существенных составных элементов культуры человека и должна являться необходимой частью физического и спортивно-технического образования молодежи.

В целом следует отметить, что проблемы асимметрии- симметрии двигательных действиях, предъявляющих требования КС детей школьного возраста, находится пока в начале своего пути. В ней еще достаточно вопросов, остающихся без ответов. Однако нет сомнения, что в ближайшее время можно ожидать повышение научного интереса к ее дальнейшей разработке. Это важно с разных точек зрения (социальной, педагогической, медицинской) в плане профессиональной ориентации и отбора детей для занятий разными видами спортивной и профессиональной деятельности.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.04.2020