Каждая из групп детского сада имеет свои особенности, напрямую связанные с возрастом воспитанников. Вторая младшая группа – это дети в возрасте от 3 до 4 лет, то есть в том самом периоде познания окружающей среды, при котором не только активно поглощается любая информация, но и возрастает риск травматизма из-за неуемной активности и любопытства малышей. К воспитателю 2 младшей группы предъявляются особые требования, ведь ему предстоит познакомить детей с окружающим миром, наиболее важными понятиями, привить основные правила поведения. Именно поэтому столь большое внимание уделяется самообразованию воспитателей ДОУ 2 младшей группы.
В свете последних тенденций и направлений педагогической науки самообразованию уделяется очень большое внимание. По ФГОС оно входит в список обязательных требований, предъявляемых к педагогическому составу.
Основные аспекты самообразования воспитателя
Работа воспитателя 2 младшей группы сложна и многогранна, она носит непрерывный характер, поэтому для прогресса как самого педагога, так и его воспитанников необходимо постоянное развитие и самосовершенствование.
Основными целями самообразования являются следующие:
- Знакомство с новыми педагогическими разработками и технологиями, внедрение их в практику работы, гармоничное сочетание новшеств с хорошо проверенным и отработанным старыми навыками и знаниями.
- Систематизация передового опыта лучших педагогов для внедрения его в работу с малышами.
- Создание оптимальных условий для полноценного физического, умственного и психического развития воспитанников.
Такая программа воспитателя 2 младшей группы может считаться универсальной и распространяется на все возрастные группы, но стоящие перед ним задачи более точно обрисовывают специфику работы с детьми в возрасте 3 – 4 лет.
Перед педагогом стоят следующие задачи:
- Грамотный выбор оптимально подходящих педагогических технологий и подходов с учетом возраста воспитанников. Например, самостоятельно заниматься лепкой или рисованием малыши еще не могут, но с помощью взрослых делают это с большим удовольствием.
- Обозначение часто встречающихся проблем, характерных для этой возрастной группы. В основном это касается речевых навыков, так как в 3 – 4 года часть детей уже хорошо разговаривают, в то время как у другой части имеются проблемы разной степени тяжести.
- Знакомство с новыми методическими разработками, которые используются коллегами по работе с детьми аналогичной группы.
- Развитие всех видов активности у малышей (трудовой, познавательной и игровой) путем взаимодействия со взрослыми.
Все задачи, стоящие перед второй группой, связаны с первой младшей группой и переходят в направление работы средней группы.
В самообразовании задействованы 4 основных принципа:
- Непрерывность. Процесс самообразования занимает весь период работы воспитателя.
- Взаимосвязь. Новая начатая тема должна быть связана с предыдущей и логично продолжать ее.
- Соответствие стратегии работы всего ДОУ и разрабатываемой темы. Это больше касается детских садов, где ведется работа с детьми, имеющими отклонения в развитии.
- Доступность и понятность для детей соответствующего возраста.
Самообразование педагога строится на основе следующих аспектов:
- Личное профессиональное развитие на основе изучения документального материала, методических пособий, сведений из интернета и иных источников, участие в семинарах, слетах, мастер-классах и так далее.
- Взаимодействие с воспитанниками во время образовательного и воспитательного процесса.
- Сотрудничество с родителями и опекунами детей.
- Получение дополнительных знаний путем обмена опытом с коллегами, консультации со старшим воспитателем.
Самообразование должно проводиться на постоянной основе, потому что педагогика стремительно развивается и совершенствуется. То, что было актуально всего несколько лет назад, на данный момент уже заменено более свежими и прогрессивными разработками.
Выбор темы
Тема самообразования воспитателя 2 младшей группы может быть любой связанной именно с проблемами этой возрастной группы. Она выбирается самостоятельно, но ориентируется на те направления работы, которые проводятся во всем детском саду. Например, если в ДОУ много внимания уделяется развитию талантов детей, то и проект воспитателя 2 младшей группы должен учитывать эту специфическую особенность и направление обучения.
Основными темами для данной возрастной группы являются следующие:
- Развитие речи и корректировка возможных ее нарушений и дефектов.
- Развитие мелкой моторики.
- Физическое развитие.
- Раскрытие талантов и наклонностей, выявление творческих данных детей.
- Воспитание нравственности на примере сказок и фольклора.
- Активная групповая игровая деятельность.
- Дальнейшее формирование и закрепление навыков самообслуживания и гигиены.
- Воспитание гуманного отношения к окружающей среде.
В такой работе может потребоваться помощь. Ее могут дать конспекты воспитателю 2 младшей группы, опубликованные в интернете. Они не предназначены для точного копирования, а просто указывают педагогу направление его деятельности, помогают избежать ошибок.
Индивидуальный план
Весь учебный год в ДОУ можно разделить на 3 основных этапа:
- Организационный: с августа по сентябрь.
- Период разработки теории и внедрения ее в практику: с октября по апрель.
- Подведение итогов: с мая по июнь.
С учетом всех этих этапов строится план самообразования воспитателя 2 младшей группы. На организационном этапе воспитатель подбирает тему, формулирует ее, определяет цели и задачи, а также приступает к оформлению папки воспитателя 2 младшей группы.
На втором этапе наиболее важными являются ежедневные планы воспитателя 2 младшей группы, а также циклограмма работы. На завершающей стадии формируется и представляется отчет воспитателя 2 младшей группы, подводящий итоги всей его работы за год.