В каждом детском саду применяется деление всех воспитанников по возрастному принципу. Это связано с тем, что дети имеют специфические черты характера и поведения, свойственные определенному возрастному периоду. По этому принципу проводится деление на следующие группы:
- Ясельная – дети от 12 до 24 месяцев.
- 1 младшая – от 2 до 3 лет.
- 2 младшая – от 3 до 4 лет.
- Средняя – от 4 до 5 лет.
- Старшая – от 5 до 6 лет.
Воспитатель 1 младшей группы сталкивается с необходимостью работать с малышами, которые уже успешно освоили возможность ходить и имеют достаточно развитую речь. Это говорит о том, что в своей работе им придется столкнуться с детьми, активно осваивающими окружающий мир, но нуждающимися в постоянной помощи и поддержке взрослого человека. Такая работа накладывает на воспитателя серьезные обязанности, которые связаны не только с воспитанием и обучением детей, но и с сохранением их здоровья, формированием личности, выявлением и развитием способностей, заложенных в них природой.
Специфические черты работы воспитателя в 1 младшей группе детского сада
В младшей возрастной группе детского сада основным способом обучения и воспитания становится игра. В ней ребенок познает мир и самого себя, учится множеству различных вещей, включая общение со сверстниками и взрослыми, развивает свою двигательную активность, совершенствует речь. Все это накладывает на воспитателя большую ответственность. Помогает в работе воспитателя старший воспитатель, ведущий методическую работу и поставляющий ценную информацию для грамотной работы педагогического коллектива. Помощь и обучение часто выступает в форме консультации для воспитателей 1 младшей группы, во время которой поднимаются, обсуждаются и решаются важнейшие вопросы деятельности педагога.
Особенности детей в возрасте от 2 до 3 лет
Для маленького ребенка игра является не только методом познания мира, но и способом освоения навыков коммуникации, самообслуживания, норм и правил, принятых в обществе. Именно поэтому игровое обучение ставится во главе угла воспитательного процесса для детей этого возраста.
В период с 2 до 3 лет в организме и психике ребенка происходят следующие изменения:
- Активное формирование речи и расширение словарного запаса, составление простых предложений, а к концу третьего года – несложных связных рассказов. Так как у воспитанников в этом возрасте данные по навыкам речи могут сильно различаться (одни дети говорят лучше, другие хуже), перед воспитателем стоит задача максимально много времени и сил уделять развитию речевых способностей малышей различными методами и технологиями.
- Формирование потребности в общении между сверстниками и взрослыми. Педагогу предстоит уделить немало внимания этому вопросу, добиваясь полноценной коммуникации воспитанников максимально ненавязчивыми и деликатными методами.
- Формирование личности ребенка в кризисный период с 2 до 3 лет. Малыш становится более самостоятельным, результатом чего могут стать непредсказуемые поступки и капризы. Воспитатель должен формировать характер ребенка с учетом сложного периода в его жизни.
- Дальнейшее формирование и совершенствование навыков самообслуживания, гигиены, творчества, обучения, работы с различными предметами и так далее.
- Развитие воображения и склонности фантазировать.
- Бесконечное количество вопросов по разным темам и повышенная активность. Педагогу предстоит отвечать на них, давая ответы, доступные для понимания маленьким ребенком, а также предотвращать различные опасные ситуации, связанные с повышенным любопытством, непоседливостью малышей.
- Развитие мыслительных, сенсорных, эмоциональных и иных способностей ребенка при помощи игры. В этот период малыш копирует реальность вокруг себя в игровой форме, разыгрывая различные роли. Задача воспитателя – превратить игру в ненавязчивый и понятный ребенку метод обучения и воспитания.
- Совершенствование памяти. Этому моменту нужно уделять особенное внимание, потому что ребенок не только с легкостью запоминает слова песен или стихотворения, но и повторяет фразы взрослых, смысла которых он не понимает в силу возраста.
- Совершенствование операций с предметами к концу 3 года.
Перед воспитателем первой младшей группы стоят следующие задачи:
- Освоение окружающего мира и познание социальных норм и правил, принятых в нем.
- Освоение основных навыков повседневной жизни.
- Развитие и совершенствование речи.
- Развитие памяти, воображения и логического мышления ребенка.
- Формирование характера.
Программа воспитания и обучения для детей этого возрастного периода должна быть направлена на освоение этих задач, а методы воспитания и обучения подогнаны под специфические черты и особенности возраста воспитанников.
Профессиональные навыки, новации и достижения в работе с детьми станут основой того фактического материала, на базе которого будет проходить аттестация воспитателя 1 младшей группы.
Рабочая документация воспитателя 1 младшей группы
Работа воспитателя первой младшей группы представляет собой непрерывный педагогический процесс, состоящий из множества различных компонентов. Каждый из таких элементов базируется на грамотной подготовке и планировании, а также требует проведения контроля и анализа получаемого результата. Поэтому одним из важных компонентов работы является рабочая программа воспитателя 1 младшей группы.
Для того, чтобы педагогу было легче планировать свою деятельность, используется специальная рабочая документация. Она включает в себя следующие компоненты:
- Перспективное планирование. Сюда входит и циклограмма воспитателя 1 младшей группы ДОУ.
- Ежедневный план воспитателя 1 младшей группы
- Тематическое планирование. Педагог выбирает темы, наиболее актуальные для работы с воспитанниками на данный период.
- Табель посещаемости, необходимый для контроля количества детей в группе. Он необходим для выявления пропусков без причины, которые сказываются на адаптации детей к детскому саду, а также для выявления уровня заболеваемости в группе.
- Журнал по технике безопасности.
- Журнал закаливания.
- Журнал здоровья – документ, который ведется во взаимодействии с медиком учреждения и способствует сохранению здоровья воспитанников.
- Сведения о родителях, необходимые для общения с ними и для вызова их в случае экстренной необходимости.
- Диагностика уровня развития воспитанников.
- Адаптационный лист.
- Журнал наблюдения за детьми во время адаптации. Последние два документа необходимы в период прохождения ребенком адаптации для выявления возможных проблем в это сложное для малыша время.
- План самообразования воспитателя 1 младшей группы. Это очень важный документ, на основании которого педагог совершенствует свои педагогические способности, разрабатывает новые технологии взаимодействия с воспитанниками, способы их обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей. Темы самообразования воспитателя 1 младшей группы выбираются им самостоятельно, но они должны соответствовать возрасту воспитанников и требованиям педагогической науки относительно детей такого возрастного периода.
Поскольку основным способом обучения и воспитания детей первой младшей группы является игра, то перед воспитателем стоит задача формирования соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Она должна быть оснащена соответствующими дидактическими материалами, включающими в себя различные пособия, изображения, тетради и альбомы, а также книги и игрушки. Все они должны подходить для детей в возрасте от 2 до 3 лет, чтобы не перегружать воспитанников данными и сведениями, которые они в силу возраста не в состоянии понять и усвоить.
От деятельности воспитателя в этот период зависит очень многое. Если ребенок только что пришел в детский сад и не посещал ясельную группу, у него могут быть сложности с адаптацией, потому что из семейного круга он попадает в совершенно другую обстановку. От уровня эмпатии и коммуникационных способностей педагога зависит, насколько быстро ребенок привыкнет к новой обстановке и начнет общаться на ином уровне, а также развитие и совершенствование уже имеющихся навыков, формирование новых.
На основании проделанной работы создается творческий отчет воспитателя в 1 младшей группе. Он выступает результатом всей деятельности педагога и служит мерилом его профессиональных достижений.