Название проекта | «По дорогам сказок» |
Тип | Познавательно-творческий |
Участники | Дети старшей группы, родители воспитанников, учитель-логопед Веснина В.А, воспитатели Гаврилюк С.В, Аверьянова Е.А |
Масштаб | Октябрь 2019г. – май 2020г. |
Основание для разработки. Проблема | сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В последние три года появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования сказки в работе с детьми. Однако все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для логопедов и работников ДОУ. |
Цель проекта | обеспечить условия для формирования монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на основе использования русских народных сказок. |
Задачи | формировать мотивационную, теоретическую готовность родителей, к реализации системы коррекционной работы по формированию монологической речи на основе использования русских народных сказок с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР обеспечить единое коррекционно-педагогическое пространство формирования у детей монологической речи, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: педагог– ребёнок – родитель; провести анализ эффективности проведенной работы. |
Стратегия и механизм реализации проекта
Этапы | Мероприятия | ||
1.Подготовительный этап Сентябрь 2018 | 1.Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. 2. Разработка содержания проекта «По дорогам сказок» 3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. 4. Диагностика детей. | ||
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | |
2.Основной этап Октябрь 2019г. | •Чтение сказки «Как собака друга искала» Цель: Развитие умения анализировать содержания прослушанного текста •НОД «Как собака друга искала» Цель: Учить детей пересказывать сказку. •Д/ упражнение «Что сначала, что потом» Цель: закреплять знания детей последовательности сюжетов сказки | Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка» | Анкета для воспитателей о художественной литературе |
Ноябрь 2019г. | •Чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке Цель: Развитие умения анализировать содержания прослушанного текста •НОД Пересказ сказки «Гуси - лебеди» Цель: учить детей пересказывать сказку с помощью собственных моделей, составлять связные высказывания на заданную тему •Д/и «Кто лишний», закреплять знания детей о героях сказки «Гуси-лебеди» •Конструирование из счетных палочек | Консультация: «Развиваем дома речь старших дошкольников» | Консультация для воспитателей «Использованию сказок в работе на связной речью детей» |
Декабрь 2019г. | •НОД «Лисичка –сестричка и серый волк» Цель: Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной временно-пространственной модели. •Д/и «Разложи по порядку» (раскладывание картинок по сказке по развитию сюжета) | Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье» | Практические упражнения для воспитателей |
Январь 2020г. | •НОД «Бычок – смоляной бочок» Цель: совершенствовать общую и артикуляционную моторику; формировать речевое дыхание, умение узнавать и воспроизводить различные звуки; закреплять у детей грамматические навыки •Д/и «Сказочные герои» Учить детей анализировать сказку, давать характеристику героям, использовать образные выражения при создании словесного образа сказочного героя. •Конструирование из счетных палочек. | Консультация для родителей "Чтобы сказка не стала грустной" Создание детьми иллюстраций к знакомым русским народным сказкам «Бычок – смоляной бычок» | Досуг с детьми по сказкам |
Февраль 2020г. | •НОД «Два жадных медвежонка» Цель: учить детей пересказывать знакомую сказку с опорой на модели, передавая содержание близко к тексту; упражнять в умении подбирать слова-антонимы; •Д\и «Бывает – не бывает», Цель: Развитие понятийного аспекта значения слов с обобщающим значением, уточнение их значения; развитие творческого мышления. | Консультация для родителей "Сочиняем сказку. Уроки творчества" | Практические упражнения для воспитателей |
Март 2020г. | •НОД «Заяц - хваста» Цель: продолжать учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения. •Д/ упражнение «Где-то, кто-то…» Цель: Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания. | Советы родителям В чем сила сказки? | Консультация на тему: «Народная сказка в системе воспитания дошкольника» |
Апрель 2020г. | •Беседа «Жанры русской народной сказки и ее структура» Цель: Учить детей различать сказки (бытовые волшебные, о животных) по жанру •Д/ упражнение «Сказочные слова» Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку | Памятка «Роль книги в жизни ребенка» | Консультация: «Учим детей пересказывать». |
3.Заключительный этап Май 2020г. | Создание развивающей игры «Собери сказку» (разрезные картинки сказок) Создание альбома рисунков детей на тему «Моя любимая сказка» Итоговое диагностирование детей. Повторное анкетирование родителей. | Анкета для родителей «Развитие связной речи» | |
Предметно – развивающая среда | -Иллюстрации к сказкам .-Оформление альбома с детскими рисунками «Любимая сказка». - Изготовление магнитного театра «Два жадных медвежонка», «Бычок – смоляной бычок» - Предметные картинки к сказкам - Изготовление настольного театра «Как собака друга искала» - Развивающая игра «Собери сказку» (разрезные картинки сказок) - карточки с силуэтными (черно-белыми) изображениями персонажей сказки и отдельных предметов, связанных с сюжетом произведения -Анкеты и памятки для родителей. | ||
Предполагаемый результат. | В результате выполнения проекта будет достигнуто: •Сформированность у родителей мотивационной, теоретической готовности к реализации системы формирования монологической речи на основе использования русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. •Успешное освоение детьми монологической речи и овладение лексико-грамматическими средствами языка. •Развитие творческих способностей детей и родителей. •Совершенствование работы с семьей, создание условий для дополнительного общения детей и родителей. •Создание благоприятной предметно-развивающей среды и дополнительное образовательное пространство для творческого и речевого развития детей. |