Конспект непрерывно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: «Пернатые друзья».
Подготовил: Воспитатель Солтанова Олеся Адамовна.
Цель: Формировать представления о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки.
Задачи:
Познакомить с птицами нашего края.
Дать понятие о зимующих и перелетных птицах.
Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. внимание, творческую активность, желание заботиться о птицах.
Дети выходят к гостям и становятся полукругом
Воспитатель: Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам
Посмотрите друг на друга и подарите улыбку своим друзьям, а теперь и гостям.
Ребята, помогите мне отгадать загадку
Осень по календарю,Но уже стучит вовсю.В двери строгая зима,Сыплет снегом на поля.
О каком месяце идет речь в загадке? ( Ноябрь). А по каким приметам вы узнали, что это Ноябрь?
Дети: Осень по календарю, но снегом засыпало все поля.
Ребята осенью часто пасмурно и мало солнца. И у нас от этого портится настроение!
Покажите, как портится настроение?
( дети нахмуриваются)
Но как только солнце появляется то и наше настроение сразу улучшается
Покажите как улучшается настроение
( Дети улыбаются)
Вдруг включается экран и появляется ворона.
КАР,КАР. БЕДА, БЕДА. У НАС В ЛЕСУ ТАКОЕ ТВОРИТСЯ!!! ЗЛАЯ ВЕДЬМА ПЕРЕПУТАЛА ВСЕХ ПТИЦ И ТЕПЕРЬ ОНИ НЕ ЗНАЮТ КАКИЕ ДОЛЖНЫ УЛЕТАТЬ НА ЮГ, А КАКИЕ ОСТАЮТСЯ ЗИМОВАТЬ. КАР, КАР. БЕДА! ЧТО БУДЕТ ТЕПЕРЬ, НЕ ЗНАЮ. КАР!!! Слайд ворона нажать звук
Ребята. Ой и вправду беда. Что нам делать? Ведь птицы погибнут от холода и голода.
Дети: Распутать их.
Ребята , как мы можем распутать птиц?
Нам нужно рассказать им кто из них улетает на юг, а кто остается зимовать.
Ребята, а вы готовы это сделать?
Дети: ( ДА)
Воспитатель:
Ну тогда времени терять не будем.
Присаживайтесь на стулья.
Сели красиво. Спины ровные, ноги вместе.
Ребята скажите, а кто такие птицы?
Дети :Птицы это наши маленькие друзья.
Воспитатель: А какими они бывают? Как мы их различаем?
Мадина расскажи ребятам: Они бывают перелетными и зимующими.
Дети: Большие и маленькие, у них разное оперение.
Воспитатель: А еще, какие птицы?
Дети (Шустрые, заботливые)
Воспитатель: Ребята вот вы сказали , что птицы бывают перелетные и зимующие.
Это очень важно для наших птиц, которые запутались.
( Утки, журавли, гуси, кукушка. жаворонок)( Слайд птицы)
Воспитатель: Ребята, а почему птицы улетают от нас на юг?
Дети: Потому, что они боятся холода
Потому, что у них нет корма.
Воспитатель: Ребята, а чем питаются перелетные птицы?
Дети: Насекомыми.
Воспитатель: Сейчас мы проверим правильно ли вы ответили( Слайд с жуками и пауками)
Молодцы ребята.
Воспитатель: А куда делись насекомые?
Дети: Спрятались в дупло, под корень дерева, в землю .
Ребята, перелетные птицы питаются только насекомыми и поэтому они называются насекомоядные. Давайте все вместе повторим ( Насекомоядные) И как только наступают холода, насекомые начинают прятаться , и птицам становится нечего есть , они собираются в стаи и улетают на юг.
Воспитатель: Ребята, но не все птицы улетают на юг, есть птицы которые остаются зимовать в наших краях. Скажите, что это за птицы?
Дети: Это зимующие птицы.
А каких вы знаете зимующих птиц( слайд птицы)
Снегирь. Синица. Воробей. Голубь
Скажите, а почему они не улетают на юг.
Дети: Потому что они питаются не только насекомыми, но и другим кормом.
А каким еще кормом питаются зимующие птицы
Дети: Шишки, семечки, рябина, хлеб, зерно, пшено.
Ребята, давайте мы это проверим, я буду называть продукты, а вы мне будете говорить, являются ли они кормом для зимующих птиц( слайд кормушка)
А теперь ребята ответте, что любит кушать снегирь? Слайд снегирь
Синица?
Воробнй?
Правильно ребята. Молодцы и поэтому зимующих птиц называют всеядные. Давайте вместе повторим ВСЕЯДНЫЕ.
А сейчас ребята, выходите в центр группы и мы с вами поиграем.
Физминутка.
Ребята, я буду называть перелетных птиц , вы машете крыльями как перелетные птицы. И летите, а называю зимующих птиц, вы машете крыльями стоя на месте.
Молодцы ребята, Никто не ошибся. Вы хорошо. Запомнили какие птицы перелетные, а какие зимующие.
Слайд птицы улетают
Ребята перелетные птицы улетают по разному, маленькие- стайкой, большие – прямой линией, а журавли – клином во главе у них летит вожак. Летят птицы в основном ночью, ориентируясь на звезды. Ребята, что бы наши птицы хорошо запомнили, кто из них зимующие, а кто перелетные давайте выполним задание. Необходимо взять со стола птиц и разместить зимующих птиц на зимнее дерево, а перелетных на весеннее. Подойдите к столу, возьмите каждый по одной птице и назовите у кого какая птица и на какое дерево мы ее будем расселять.
Выполняют задание. Проговаривают, какую птицу, куда необходимо расселить. Сначала опрашиваю детей у которых перелетные птицы. Спрашиваю, что у них общего. ( Они перелетные). Потом это же с зимующими.
Сели на стулья. Ребята, а вы знаете какую пользу, приносят птицы людям?
Они питаются насекомыми, а насекомые уничтожают деревья.
Правильно ребята, вы знаете, что деревья дают нам кислород если представить , что на земле исчезли все птицы, то насекомые сьели бы все деревья и на земле , то на земле осталось бы очень мало кислорода и нам бы не стало чем дышать, а так же насекомые- вредители сьели бы весь урожай овощей и фруктов и люди остались бы без еды.
Ребята, что бы наши деревья никогда не гибли зря
Всегда, всюду и везде, берегите птиц друзья.
Как мы можем помочь птицам?
Не шуметь в лесу, Построить кормушки
Не разжигать костер в лесу
Слайд экологические знаки
Очень важно помнить, что птицы наши друзья и если вы с мамой и папой смастерите кормушку и будете насыпать туда корм( семечки, хлеб), то вы спасете не одну птичью жизнь, ведь птицы погибают не столько от холода, сколько от голода.
Появляется ворона
КАР, КАР. СПАСИБО ВАМ РЕБЯТА, ПОМОГЛИ МНЕ РАЗОБРАТСЯ, ПОЛЕЧУ Я В ЛЕС И НАВЕДУ ПОРЯДОК. ДО СВИДАНИЯ, Слайд ворона+ звук
Ребята, а вы рады , что мы помогли птицам? Да
А как мы им помогли. Мы рассказали кто из них перелетная, а кто зимующая. А кто такие перелетные птицы? А зимующие? А каких вы запомнили зимующих птиц? А перелетных? Молодцы ребята.