Виноградова Галина Алексеевна,
учитель начальных классов,
ГОУ ЯО «Петровская школа-интернат»
Ярославская область, Ростовский район
Коррекционное занятие по развитию речи для детей с ТНР
Предмет: развитие речи
Класс: 1
Тема урока: «Наша Родина-Россия".
Коррекционно-образовательные задачи: активация и актуализация словаря по теме "Наша Родина-Россия"; совершенствование умения пользоваться косвенной речью; обогащение экспрессивного словаря прилагательными; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах); совершенствование синтаксической стороны речи (сложно-подчинённые предложения со словами "потому что").
Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, речевого слуха, памяти, зрительного внимания.
Воспитательные: формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности, любви к Родине.
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать чувство гордости за свою Родину, осознание важности изучаемого материала.
Предметные: сформировать у детей представление о российской символике, о функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов(орёл, всадник, держава, скипетр),развивать связную речь, расширить словарный запас.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: карта России, глобус, компьютер, учебная презентация, наглядность (флаг России, герб России, матрёшка, ромашки).
Этапы Методы и приёмы | t, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Положительный эмоциональный настрой на работу -Наступило время нашего занятия. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и гостям. Сделайте глубокий вдох через нос, вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. Выдохните через рот все обиды и огорчения. | Приветствие. Положительный эмоциональный настрой | Л: самоорганизация |
Актуализация знаний Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация Постановка проблемного вопроса | 4 мин | - Начинаем наше занятие. А начнем мы его необычно. Прослушивание песни "С чего начинается Родина?". Просмотр слайдов. -Вам понравилась песня? -А что в этой песне вам понравилось? -Как бы вы ответили на вопрос, с чего начинается Родина? | Прослушивают песню и просматривают слайды; воспринимают речь учителя/ученика на слух. Отвечают на вопросы, опираясь на свои впечатления после прослушивания песни. Воспроизводят ранее полученные знания. | П: формирование обобщенных знаний; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, извлечение необходимой информации из прослушаннсй песни, определение основной и второстепенной информации |
Самоопределение к деятельности. Словесный: учебный диалог | 1 мин | -Кто определил тему сегодняшнего занятия? Назовите. А чему хотели бы научиться? Поставьте цель урока. Сегодня на уроке мы узнаем … узнаем … научимся … | Постановка темы и формулирование целей уроков. | Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане |
Мотивационный этап Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация, Практический: работа со словами | 3 мин | Какими словами можно заменить слово "Родина"? (Отечество, Отчизна, Россия, Матушка) (Слова записаны на доске) Почему мы Родину называем Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней испокон веку жили отцы и деды наши) Почему Родиной её зовём? ((Родиной её зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке, всё в ней для нас родное) А Матушкой? (Она нас выкормила, выпоила, выучила родному языку, как мать нас бережёт и защищает) | Беседа Выразительное чтение данных слов с доски, отработка чёткого, правильного произношения Установление лексической связи между словами отец и Отечество. Построение грамматически правильных предложений. | К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
Основной этап. Знакомство с необъятной страной. а) Россия-необъятная страна. Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: показ на карте, учебная презентация Дидактическая игра Практический: работа со словами б) Знакомство с государственными символами. Словесный: слово учителя, учебный диалог Наглядный: показ картинок с изображением флага, герба Создание проблемной ситуации Практическая работа: нахождение флага и герба России. в) Знакомство с неофициальными символами России. | 10мин 7 мин 3 мин | -Ребята, кто может показать на карте территорию России? Велика наша Россия. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства-её зелёный наряд -леса. Это страна, которая тянется к востоку от Европы до самого Тихого океана. Она такая большая, что если сесть на поезд на западе страны, то понадобится почти неделя, чтобы проехать до восточных границ. -Что вы можете сказать о России после этого просмотра? Какая она? (Россия-огромная страна.) Чтение слов с доски: необъятная, бескрайняя, просторная, безграничная. -Что вы можете сказать о её красоте? (Она красивая, милая, замечательная, чудесная, очаровательная, восхитительная). Давайте поиграем. Дополните предложения, используя эти слова. Моя Россия- … Моя Родина-… Моя Отчизна-... У каждой страны есть три обязательных символа, По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Есть такие символы и у России. -Какие символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн) -Что такое государственный гимн? (Это главная песня страны. Она исполняется в торжественных случаях. Слушать гимн надо стоя, сняв головной убор, проявляя уважение). (Например, на Олимпиаде). -Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолётах, на домах в праздничные дни). Вы все российский флаг знаете. Найдите его среди флагов других стран. -А что обозначают цвета нашего флага? (Белый цвет-мир и чистота. Синий-верность, небеса. Красный-мужество, отвага. Вот цвета родного флага!) -А знаете ли вы герб России? Найдите его на доске. -Что изображено на гербе России? (На нашем гербе изображён двуглавый орёл с золотой короной. Он держит в руках скипетр и державу-символы власти. В красном щите серебряный всадник на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного змея. Это символизирует победу добра над злом. -Почему орёл двуглавый? (Орёл-сильная птица, которая летает высоко в небе, видит всё вокруг и не пропустит ни одного врага.) Кроме официальных символов у нашей Родины есть неофициальные символы, которые характерны только для нашей страны. -Угадайте, о чём идёт речь? Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает что-то своё, очень-очень родное. Золотые глазки, белые реснички, Любят их люди, пчёлки и птички. Летом луга и поля украшают, На их лепестках люди гадают. (Ромашки.) (Раздаю детям по ромашке) | Рассматривают карту, показывают на ней границы России, любуются красотой своей Родины (слайды с изображением различных районов страны), узнают новую информацию о России, подбирают слова-прилагательные, характеризующие её. Учатся строить предложения, используя подобранные слова. Отвечают на вопросы учителя, узнают новую информацию о государственной символике России, рассматривают флаги и гербы разных стран, находят среди других российскую атрибутику, читают наизусть стихи. Отгадывают загадку про ромашки. | П: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи. Л: оценивание осваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор П: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Физминутка Наглядный: ТСО Практический: выполнение физических упражнений | 2 мин | Физминутка - видео. Звучит песня "У моей России." | Выполнение упражнений | |
Словесный: слово учителя; Наглядный: игрушка матрёшка Закрепление полученных знаний Работа в группах Практический: выполнение задания по группам (дидактическая игра "Закончи предложение", составление из полосок флага России); чтение наизусть стихотворений | 7 мин | Давайте вспомним и о других неофициальных символах нашей страны. -Какое дерево по-особенному любят в наших краях? (Берёзу.) -Какая игрушка самая популярная в России? (Матрёшка.) (Показ) Давайте теперь поиграем в "Венок из слов". Передавайте мяч по кругу, при этом называйте слова, характеризующие Россию, говорите друг другу, какая она наша Родина. Я делаю вывод, что вы очень любите свою Родину. Я права? В заключении урока поработаем в группах. Для первой группы предлагается игра "Закончи предложение". 1.Наша страна называется …(Россия). 2.В России много … (городов, рек, озёр, лесов, полей, гор). 3.Главный город России-… (Москва). 4.Руководит нашей страной … (президент). 5.Президента страны выбрал … (народ). 6.Правительство России находится в... (Москве). .А вторая группа составит флаг России из полосок и на его фоне мы признаемся в любви к России, к Родине. 1 ученик. Я узнал, что у меня есть огромная семья- И тропинка, и лесок, В поле каждый колосок! Речка, небо голубое- Это всё моё, родное! 2 ученик: Колышет берёзоньку ветер весенний Весёлой капели доносится звон... Как будто читает поэму Есенин Про землю, в которую был он влюблён. 3 ученик: Про белые рощи и ливни косые, Про жёлтые нивы и взлёт журавлей, Все: Любите Россию, любите Россию, Для русского сердца земли нет милей! | Сами догадываются о неофициальных символах России, рассматривают матрёшку Принимают участие в игре, подбирают и называют слова -прилагательные о России, закрепляют полученные знания в игре, конструируют из полосок бумаги флаг России, читают наизусть стихи о Родине. | К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание. К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Итог урока Словесный: слово учителя; учебный диалог | 1 мин | - Что вам понравилось на уроке? - Что показалось легким? - С какими трудностями встретились? - Что самое главное вы должны вынести с этого урока? | Подводят итог урока совместно с учителем | Л: участвовать в подведении итогов урока |
Рефлексия. Словесный: слово учителя. Наглядный: знаки("Светофорик") | 1 мин | Оцените свою работу с помощью "Светофорика". | Оценивают свою работу на уроке | Л: самоанализ |