муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад №72» Мир детства»
«Сохраним природу вместе!»
Материал подготовила:
Мощина Марина Анатольевна
воспитатель первая квалификационная категория.
Новосибирск, 2020
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них ознакомление природой. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети каждый день соприкасаются с природой на улице и дома. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает детей живой интерес, любознательность.
С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Подрастая, они узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. А в целом и для всех «дом» – наша планета. Экологическое воспитание – это и есть познание живого, которое окружает ребенка. И наша задача взрослых, научить детей охранять и беречь то, что они видят, а так же обратите внимание ребёнка на красоту природы.
Нужно доступно объяснять ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой, ведь зимой деревья находятся в покое, «спят», и защитить их можем только мы, укрывая снегом корни. Бывая с детьми зимой в парке, обращать внимание на тишину, на красоту окружающего, на то, как хорошо дышится вдали от оживлённых дорог.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочкам. Когда мы находимся на природе, мы тянемся к ней, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка.
Мы привыкли уносить из леса охапки цветов, ветки хвойных деревьев, грибы, ягоды, различных животных. Поэтому наша задача воспитывать у детей желание любоваться несорванными цветами, иметь потребность не только брать от природы, сколько ей отдавать.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы, взрослые. Потому что не смогли научить видеть красивое, беречь и заботится обо всём живом, что окружает нас. Дети подражают взрослым. Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Позаботьтесь о птицах, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм, а если забывает, напоминайте. Объясните малышу, что птицы привыкнув к Вашей кормушке, будут всегда к ней прилетать. А не найдя в ней корма, будут долго искать другой источник, а в морозный день могут и погибнуть, не найдя корма.
Дети очень любят животных, поддержите в них это начало – заведите попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка, котёнка или собаку. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. А если вы завели животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, или держать их дома станет невозможным. «Пристройте» животное в другую семью или в приют. Ведь животные доверяют людям.
Воспитывайте у детей чувство сострадания, бережного отношения ко всему живому, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Став взрослыми, дети будут внимательны не только к окружающему миру, но и к Вам лично.
Помните, что Вы главный воспитатель и образец для Вашего ребёнка.