Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Первые шаги в мир науки

Цель программы трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Задачи программы • развивать познавательные способности младших школьников • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований • формировать и развивать у обучающихся умения и навыки исследовательского поиска • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Первые шаги в мир науки

Согласно требованиям обеспечения ФГОС МБОУ «Лицей № 17» города Троицка реализует программы дополнительного образования для одаренных и перспективных детей, использует современные образовательные технологии: исследовательские, проектные, информационно—коммуникативные.

В начальном образовании это осуществляется через дополнительную общеразвивающую образовательную программу «Я – исследователь».

Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи программы:

развивать познавательные способности младших школьников;

обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

формировать и развивать у обучающихся умения и навыки исследовательского поиска;

формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Данная программа является реализацией педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе дополнительного образования;

системность организации учебно-воспитательного процесса;

раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

На этапах проекта и их содержании останавливаться не будем, они общеизвестны, рассмотрим подробнее работу над проектом в различные учебные года.

1 класс

Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то на первом подготовительном этапе были организованы тренировочные занятия в форме игры. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.

Для проведения тренировочных занятий были приготовлены карточки с символичными изображениями этапов:

Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах предлагались детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).

Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

Для тренировочных занятий был выбран информационный вид проекта, предложены темы:

– «Расскажи о себе».

– «Кошки и собаки – лучшие друзья людей».

Для начала каждый определился с выбором темы своего научного исследования (карточка «выбери тему»).

Далее, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, выбрали карточку с символом «подумать».

Следующий вопрос, который был задан детям:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию из карточек:

-       выбрать тему

-        подумать

-        спросить у другого человека

-        получить информацию из книг

-        понаблюдать

-        посмотреть по телевизору

-        провести эксперимент

-        обсудить в группе

-        подвести итоги, оформить результаты

-        представить результаты выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);

-        защитить проект

  Разложенные в данной последовательности карточки есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде.

Первые работы были не большими, в форме сообщений, мини проектов, (работая в группах, парами), но важнейшим результатом стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы в следующем году.

Во втором классе обучающиеся вышли на более высокий уровень: познакомились с новыми видами проектов (такими, как: исследовательский проект, творческий проект)  со своими, исследовательскими работами, проектами знакомили не только обучающихся своего класса, но и членов жюри, в лице которых были родители. При жестком отборе лучших работ (использовалась критериальная карта и результаты зрительских симпатий), на конференцию лицейского уровня были рекомендованы работы следующих обучающихся: (см. на слайде). Затем эти ребята приняли участие и в городском конкурсе исследовательских, творческих и проектных работ учащихся начальных классов, где подтвердили высокие результаты своей деятельности.

В третьем классе ребята познакомились с новым видом проекта ролевым и решили подготовить (с помощью учителя), и провести урок – проект (попробовав себя в роли учителя). Была проведена очень большая работа: выбрана тема, определены цели, подобран необходимый материал, распределены задания, были соблюдены все этапы исследовательской деятельности, продуктом (результатом) которой являлась демонстрация (проведение) самого урока с ребятами своего класса, членами жюри были учителя кафедры начального образования. Видео.

В четвертом классе дети познакомятся с новыми видами проектов: научатся работать с Интернетом: создавать свою страничку, сайт, выполнять электронные пособия различной направленности.

Таким образом, мы на примере одного класса поэтапно продемонстрировали реализацию дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Я – исследователь» увидели как меняется классификация проектов, продемонстрировали содержательную специфику каждого проекта и творческий рост учеников от первых шагов до достаточно высокого уровня овладения приемами проектной деятельности.

Классификация проектов

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области