Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Процесс адаптации в ДОУ

процесс адаптации в доу

Адаптация – это приспособление к изменяющимся условиям существования. Это свойство характерно для всех живых существ, которые продолжают жить на нашей планете. Все, кто не сумел приспособиться, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, вымирают. Именно поэтому адаптация является основным эволюционным механизмом, способствующим не просто выживанию, а процветанию и развитию всего живого на Земле.

Понятие адаптации очень широкое и может использоваться в различных направлениях науки. В педагогике адаптацией называют процесс приспособления к изменившимся условиям. При этом понятие относится как процессу привыкания ребенка к посещению ДОУ, так и адаптацию воспитателя в детском саду. В обоих случаях это сильный стресс, который необходимо максимально смягчить для упрощения вливания в коллектив и приспособления к новым условиям.

Адаптация и ее разновидности

Адаптация является процессом двойственным. Она проявляется в следующих формах:

  • Биологическая адаптация означает привыкание организма к изменившимся внешним условиям. При попадании в детский сад и взрослые, и дети попадают в совершенно иную среду, чем та, к которой они привыкли. Здесь будет другая температура воздуха, иные условия освещения, режим дня, питание, санитарно-гигиенические условия, уровень шумов, запахи и так далее. Для кого-то это изменение пройдет практически незаметно, для другого человека окажется самым сложным моментом. Важным моментом является всплеск заболеваемости. Это объяснимо, так как и взрослые, и дети попадают в среду с большим количеством людей, каждый из которых может оказаться источником болезни. Для адаптации иммунитета человека также потребуется какое-то время.
  • Психологическая адаптация. Стресс от попадания в чужой коллектив коснется как воспитателей, если они только что поступили на работу, так и воспитанников. Привыкать придется не только к изменившимся условиям работы, но и к наличию новых, непривычных требований и обязанностей, режиму дня, особенностям функционирования ДОУ и так далее.

Для того, чтобы адаптация прошла успешно, необходимо к ней подготовиться и относиться как к явлению временному. Пройдет небольшой период времени, и организм приспособится к изменившимся условиям существования, станет воспринимать обстановку как привычную.

Адаптация воспитателей

адаптация воспитателей

Адаптация к детскому саду с позиции воспитателя заключается к привыканию и приспособлению к многочисленным особенностям, с которыми ему ранее не приходилось сталкиваться:

  • Работа с детьми. Попасть сразу в большой детский коллектив очень сложно, особенно если он уже устоявшийся, а к ранее работавшему в нем воспитателю дети привыкли и очень его любили. Новичка часто принимают «в штыки», что серьезно осложняет адаптацию воспитателя. Для упрощения процесса ему стоит заранее продумать свой план действий и обзавестись немалым запасом интересных историй, стихотворений, а также различных игр, чтобы занять внимание воспитанников и привлечь их к себе, вызвать интерес и положительные эмоции.
  • Работа с педагогическим коллективом. Новому воспитателю, особенно новичку в своей профессии, придется привыкать «с нуля». В этом процессе ему могут помочь более опытные коллеги, а также старший воспитатель. Поэтому важно сразу постараться хорошо себя зарекомендовать и проявить дружелюбие и открытость – это упростит и ускорит вливание в педагогический коллектив ДОУ.
  • Взаимодействие с родителями. Этот момент может оказаться для многих самым сложным. Дело в том, что большинство мам и пап считают своего ребенка совершенством, поэтому просто не воспринимают критики или же относятся к ней резко негативно, даже если она на 100% справедлива. Другая сложность – родители, считающие, что отдав ребенка в детский сад, они уже не должны заниматься его обучением и воспитанием.

От воспитателя в момент его адаптации к новой работе потребуется железная выдержка, крепкое здоровье и сильная нервная система. Помочь в адаптации может полноценный сон и отдых, легкие успокоительные средства и сознание того, что это временное состояние. Если же время идет, а адаптироваться к условиям работы во всех отношениях не получается, скорей всего, произошла ошибка с выбором профессии. И такое случается. Изменить свою жизнь можно всегда, просто получив новое образование или пройдя переквалификацию.

Адаптация воспитанников ДОУ

адаптация воспитанников доу

Адаптация детей к детскому саду для воспитателей также сложный и довольно длительный процесс. Ребенок, попадая в новую среду, страдает и физически, и эмоционально. Резко «вырывать» малыша из привычной обстановки не следует. Все дети привыкают к новому по-разному, но для облегчения и ускорения адаптации лучше всего воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Поэтапное заполнение групп. Оно означает, что приводить детей лучше всего по 2 – 3 человека. Так малыши проще и быстрее познакомятся друг с другом, обвыкнутся и спокойней примут новых детей.
  • Использование пребывания малыша в саду в течение 2 – 3 часов в день. Для особо сложных случаев можно разрешить нахождение ребенка с мамой. «Домашние» дети часто реагируют продолжительной истерикой, если их резко вырвать из привычной обстановки и надолго оставлять одних в детском саду. Постепенное привыкание снимет эту зависимость, и ребенок перестанет отвечать истерикой на длительное отсутствие родителей.
  • Гибкий график пребывания малыша в ДОУ в первое время. Мама может забирать его раньше, приводить позже, брать дополнительные выходные дни. Иначе резкий переход к строгому режиму может вызвать острое неприятие детского сада, особенно если ранее дома режим не соблюдался.
  • Особое значение имеет контроль здоровья детей в период адаптации. И новичок может стать источником инфекции для остальных членов группы, и в саду можно очень легко «подцепить» инфекцию ребенку, привыкшему к домашней обстановке и не имеющему развитого иммунитета. Поэтому воспитателю совместно с медицинским работником придется постоянно контролировать состояние воспитанников, их аппетит и сон. Для этого используется специальный адаптационный лист, в котором фиксируются все изменения.

Вместе с детьми к посещению детского сада привыкают и их родители. Для того, чтобы этот сложный период прошел проще и легче, важно обеспечить полноценное взаимодействие между воспитателем и родителями или опекунами воспитанников. Результаты вносятся в отчет воспитателя «Адаптация в детском саду».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области