Литературно-музыкальная гостиная
"Небесные защитники Отечества
Иванова Кристина Робертовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Турмышская СОШ"
Николаева Светлана Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Турмышская СОШ"
Введение
Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи для нас, учителей русского языка и литературы, всегда оставалась и остается очень важной, актуальной. Мы осознаем, что в современном мире ребенок сталкивается с информацией как позитивного, так и негативного характера, данная информация оказывает влияние на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. В деятельности и поведении наших школьников проявляются две базовые характеристики личности: духовность и нравственность. Эти качества проявляются в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей.
Так как же воспитать в детях духовность? Мы считаем, что на помощь учителю могут прийти жизнеописания русских святых. Именно они могут послужить тем практическим материалом, в котором педагог найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.
Нам важно донести до детей правильное понимание жизненной успешности. Мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если не были наделены ими от рождения. Они имели силы духа выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили. Обращение к истории русских святых наполнит содержание гуманитарного образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью.
Мы считаем, что образ русского православного святого должен быть раскрыт ребенку как образ духовной мощи и способности противостоять миру, а не как умилительный, принимающий смиренно все несправедливости мира. Смирение - высшая правда христианства, но это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимо представить сегодняшним школьникам образы русских православных святых, чтобы они захотели подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. Узнав о их жизни и подвигах, школьники увидят, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Ксения Блаженная, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Петр и Феврония Муромские…
Как донести до подрастающего поколения свои идеи? Одной из перспективных форм проведения внеклассных мероприятий в рамках недели русского языка и литературы в школе мы считаем литературно-музыкальную гостиную, данная форма поможет оптимизировать процесс эстетического воспитания школьников.
Литературно-музыкальная гостиная — это творческое мероприятие, совмещающее в себе разные виды искусства. Важным, на наш взгляд, является использование её как на уроках, так и во внеклассной работе: постановке театрализованных представлений, спектаклей, проведении лекций-концертов, тематических классных часов, детских праздников и т.п. И способствует этот синтез искусств развитию детского творческого воображения, сценических и музыкальных способностей ребёнка, формированию ценностно-смысловой, эстетической и общекультурной компетенции.
В процессе подготовки мероприятия и выступления рождается дружный творческий коллектив, состоящий из педагогов и учащихся, которые пробуют себя в роли актеров, режиссеров, сценаристов и музыкантов.
Особая ценность данной методической разработки также заключена в том, что все поэтические тексты, в нем использованные, оригинальны и принадлежат перу авторов данной работы.
Цели:
1. Формирование ценностно – смысловой компетенции.
2. Формирование общекультурной компетенции.
3. Создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия.
4. Нравственное, эстетическое воспитание.
Оформление: мультимедийная презентация
Порядок проведения.
(звучит песня А. Морозова «Малиновый звон»)
Юноша (в национальном русском костюме):
О светло – светлая и красно – украшенная земля русская! Многими красотами удивлена еси: озерами многими, реками и кладезьми месточестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, виноградами обительными, домами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими!
Всего исполнена земля Русская! О православная вере христианская!
Девушка (в национальном русском костюме): «Не стоит город без святого, а селение без праведника», - утверждает русская народная пословица. Много на Руси городов и селений, прославленных именами святых и праведников.
Чтец:
Колокольный звон несётся,
С куполов твоих златых…
Русь святой не зря зовётся
Русь славна в своих святых…
И гласит одно предание,
Что начало всех начал,
На холмах, что в лета давние
Первозванный указал…
© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая, 2019Свидетельство о публикации №119122105795
Юноша: как гласят предания, Русь святая началась пророчества, произнесенного одним из двенадцати учеников Христа - Андреем Первозванным. Проповедуя христианскую веру, он дошел до реки Днепр, на берегу которой установил крест, и воскликнул: «Отныне благодать велия воссияет на холмах сих. Здесь будет град великий, и множество церквей созиждет Бог». Спустя столетия, во времена князя Владимира, приняли русские люди христианскую веру, стали возводить храмы Божии, монастыри.
(Слайд – фотография Часовни Ксении Петербургской на Смоленском кладбище и иконы Блаженной Ксении Петербургской, иллюстрирующие ее жизнь)
Девушка: Ксения Петербургская — одна из самых любимых русских святых. Икона ее — не редкость в православном доме. А на могилке, блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге всегда многолюдно. Жила святая в XVIII веке. Овдовев в 26 лет, взяла на себя самый трудный христианский подвиг — юродство. Находясь в полном здравии ума, она якобы безумствует. Идет за гробом мужа, а хоронит… саму себя. «Умерла моя Ксеньюшка, — сокрушается, — один я остался». И живет под именем мужа, долго живет, ходит по Васильевскому острову босиком, а по ночам носит кирпичи для церкви на Смоленском кладбище.
Хор:
Стезёй юродства и смирения
Шла по земле Святая Ксения
В осенний дождь, в мороз босая,
Презрев земное, дух спасая…
Сей подвиг свят, и без сомнения
Не предадим его забвению,
К тебе, Святая Мати Ксения,
Возносим мы свои хваления!
Петербуржец 1:
Мороз лютует в Петербурге,
Завьюжила зима,
Пустынны парки, переулки,
И вся Нева нема…
Но чудится мне, что живая
В лохмотьях, босиком,
Крепчая духом, плоть смиряя,
Святая бродит в нём…
Петербуржец 2:
Ей не страшны мороз и стужа,
Дождь, ветер ледяной,
Взвалив крест искупленья мужа,
Идёт по мостовой…
Петербуржец 3:
Одета бедно и убого…
От голода дрожит…
Блаженная Ксения:
Согрета верою я в Бога,
Душа любовь хранит.
Не страшен голод, поглядите,
Моя еда проста:
Для духа нет сытнее пищи
Молитвы и поста.
И пусть крепчает холод лютый,
Трещит Невы гранит,
Пусть голодна я, необута –
В груди огонь горит!
Сей пламень веры православной
Во мне не потушить!..
Вся Русь запомнит путь мой славный!
В сердцах я буду жить!..
Хор:
Стезёй юродства и смирения,
Терпя насмешки и лишения,
Шла по земле Святая Ксения,
Творя за Русь свои моления…
И свято чтут все поколения
Твой славный подвиг, Мати Ксения,
Вся Русь идёт на поклонение,
К твоим мощам, лишённым тления…
© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая, 2019Свидетельство о публикации №119122105816
(Слайд – икона преподобного Сергия Радонежского, фотографии Свято-Троице-Сергиевой лавры)
Юноша: Великий святой Русской земли преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году. В семье благочестивых бояр Кирилла и Марии (ныне также прославленных в лике святых) и был назван Варфоломеем. После смерти родителей он вместе с братом Стефаном удалился в глухой лес и основал церковь во имя Пресвятой троицы. Вскоре к преподобному, принявшему монашеский постриг под именем Сергий, собралось 12 братий; так было положено начало величайшей святыне Православия, духовному центру нашего Отечества – Свято-Троице-Сергиевой лавре.
Хор: давным-давно в четырнадцатом веке
В семье бояр ростовских близ Москвы
Варфоломей родился – мальчик чудный-
О нем сегодня вам расскажем мы.
В 7 лет его отдали на ученье –
Стать грамотным хотел он всей душой
И Господа просил о просвещенье,
Не расставаясь с светлою мечтой.
Однажды в поле лошадей искавши,
Он старца-черноризца повстречал.
Под дубом вековым монах молился,
Вафоломей ему все рассказал:
Сергий (обращаясь к старцу):
Я день и ночь скорблю, скажи же, старец,
Как книжную мне мудрость разуметь?
Старец: Мы к Господу с тобою обратимся,
И он тебе поможет поумнеть.
Хор: Господь услышал светлые молитвы,
Варфоломею мудрость даровал.
А в юноше окрепла вера в Бога,
И с Богом он по жизни зашагал.
Сергий: Обыкновенно хлеб едим и воду,
В дни постные лишь воздухом живем.
В лесу дремучем близ реки Кончюры
Стефан и я – мы рубим лес вдвоем.
Стефан (присоединяясь к Сергию):
Тут Радонеж стоит неподалеку,
Обитель мы святую мастерим.
Медведи рыщут здесь и злые волки,
В честь Тройцы церковь эту освятим.
Хор: Стефан в Москву уехал, став монахом,
Варфоломей же здесь пострижен был.
И, получив от Бога имя Сергий,
2 года подвизался здесь один…
Иноки (обращаясь к Сергию):
Как ни старался ты, святой наш Сергий,
Заслуги все и подвиги скрывать.
Служить хотим мы Господу с тобою
И просим сан священника принять.
Сергий (обращаясь к инокам):
Я не хочу начальствовать, но Богу
Передаю себя и жизнь свою.
Примером воздержанья, упованья
Для вас в пустынном буду я краю.
Хор: Обитель щедро милость раздавала
И странников заблудших приняла.
Как крепость, в том лесу она стояла
И Сергий божьи там решал дела.
Великий князь Донской благословенья
Пред битвою с татарами просил.
Иди, надейся ты на волю божью,» -
Он Дмитрия тогда благословил.
Великий, мудрый наш учитель Сергий,
Твой образ светлый в памяти храним.
Тебя за нас мы просим помолиться,
Чтоб на Земле всегда царил лишь МИР!!
(Слайд – икона преподобного Серафима Саровского, фотографии Дивеевских окрестностей, кадры из фильма о святом)
Хор:
С великою хвалой иль скорбною мольбою
Стекается народ к твоим мощам толпою,
Весь православный мир пред образом твоим,
Молись о нас, угодник божий Серафим.
Мать (рыдая):
О, горе великое сын мой убился!
Мой Прошка, родной, с колокольни свалился!..
Крестьянка:
Уймись, ты Агафья, да жив же твой Прошка,
Идёт невредим, лишь ушибся немножко!..
Прохор (обнимая мать):
Не плачь же родная, гляди, я живой!
Архангел на крыльях спустился со мной…
И божий посланник успел мне шепнуть,
Что доля моя - монашества путь!
© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая, 2019Свидетельство о публикации №119122105833
Девушка: Великий святой Преподобный Серафим родился в Курске, в купеческой семье Мошниных, в 1745 году. Родители дали ему имя Прохор. Мечтая с детства о монашестве, в 1778 году ушел в Саровскую пустынь (на территории нынешней Нижегородской области), где и прошла его вся последующая подвижническая жизнь. (Кадры из фильма о святом)
Хор:
В молитвах и трудах в обители святой
Провел немало лет послушником Святой
И здесь же получил он иночества чин
И наречен был именем в монашестве другим,
Мы это имя знаем и свято его чтим,
Моли о нас, угодник божий Серафим!..
© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая, 2019Свидетельство о публикации №119122105833
(Слайд – икона преподобных Петра и Февронии Муромских, фотографии окрестностей Мурома)
Хор: О муромских святых мы поведём сей сказ,
Во граде славном жил и правил Пётр-князь,
Он бога почитал, во граде мудро княжил,
Но мучимый недугом, страдал он от проказы.
Усердно князь молил святых об исцелении,
И милость Бог явил, послал ему спасение:
Не лекарь и не врач, а дочка древолаза,
Сумела исцелить больного от проказы.
Февронией спасён был Пётр от недуга,
И стала исцелительница верною супругой.
Но знатная родня её не почитала,
Петра женой незнатной вечно попрекала…
Бояре:
Князь Пётр, мы к тебе явились все с поклоном,
В решении своём мы будем непреклонны,
Желаем, чтобы ты с Февронией расстался
И с знатною княгиней во храме обвенчался…
Хор: Услышав суд такой, святая отвечала:
Феврония:
Я ваших желчных слов и зла не замечала,
Возрадуйтесь теперь, я оставляю вас…
Пётр:
Нас смерть лишь разлучит, я не оставлю вас…
(Следует за Февронией)
Хор:
О муромских святых мы поведём сей сказ,
Во граде славном жил и правил Пётр-князь,
Бояр он не послушал, за верною женой,
Последовал и град оставил свой родной…
И был разгневан Бог, он наказал бояр:
В погожий летний день он град с небес послал!
Побит был урожай и знатный княжий род,
Ошибку осознал весь муромский народ.
Со слезною мольбою прощения просил,
Вернуться снова в Муром святых народ молил.
Вернулись в город сей Феврония с Петром
И много славных лет в нём правили вдвоём!
Скончались в день один и даже в час единый,
Восславим же хвалой союз их нерушимый!
Молитесь же о нас, угодники святые,
Архангелы Любви и Верности России!
© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая, 2019Свидетельство о публикации №119122105848
(Звучит колокольный звон, на сцену выходят несколько чтецов с зажженными свечами)
Чтец 1: Блажен, кто рядом славных дел
Свой век украсил быстротечный.
Блажен, кто жизнию умел
Хоть раз коснуться правды вечной.
Чтец 2: Блажен, кто истину искал,
И тот, кто, побежденный, пал
В толпе ничтожной и холодной
Как жертва мысли благородной.
Чтец 3: Я зрю Христа передо мною.
С толпою бедных рыбаков.
Он тихо мирною стезею
Идет меж зреющих хлебов.
Чтец 4: Благих речей Своих отраду
В сердца простые Он лиет,
Он правды алчущее стадо
К ее источнику ведет. (А. Толстой)
(звучит песня А. Морозова «Малиновый звон»)
Учитель: Сегодня, ребята, вы были очень активны, внимательно слушали рассказы о русских святых и вам будет легко ответить на следующие вопросы:
Викторина (обратная связь)
1. Зачем необходимо почитание святых? (Священное Писание заповедует нам помнить тех, кто особо угодил Богу, и принимать святых как пример для подражания. Именно поэтому мы благоговейно вспоминаем подвиги святых, прославляем в песнопениях их святость, устраиваем праздники в их честь).
2. Кто достоин святости? (Святые – это те христиане, которые, услышав Божественный призыв Христа, и в самом деле отверглись себя и последовали за Ним до последнего своего издыхания, которые ни во что вменили блага земные ради Царства Небесного).
3. Чему можно научиться у святых? (Любви, терпению, доброте, уважению, смирению, самопожертвованию, верности, супружескому долгу, преданности, милосердию, мудрости).
4. Какой иконе молятся на Руси женихи и невесты, прося благословение жить в любви и согласии? (Святым муромским супругам Петру и Февронии).
5. Что обозначают птицы на иконе Сергия Радонежского? (Преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители).
6. Когда в России отмечается День семьи? (8 июля, в день смерти Петра и Февронии).
7. Храмы в честь какой святой стоят уже в Канаде, в Финляндии, в Киргизии, на Украине. В Киеве и Иркутске открыты церкви при больницах, а в Саратове открыта церковь при тюрьме? (Ксения Петербургская).
8. Он — “старец всея России”. Он верил, как жил, и жил, как верил, — в правде, мире и радости во Святом Духе. Он на деле, в служении показал свое старшинство в церкви. Он же — снователь и монастыря в миру. Он был ласков и милосерден, и милосердие это не вмещалось ни в какие заранее заготовленные рамки уставов. Любил кормить и поить приходивших к нему, создавая уют духовной семьи-общины. Какое имя святого? (Серафим Саровский).
Учитель: Вот и закрываются двери нашей литературной гостиной. И хорошо, если каждый из участников этого путешествия, открыв доселе незнакомые ему события прошлого, почувствует себя продолжателем великих подвигов наших предков.
Сегодня нам, как и на протяжении всей истории родной Руси, нужны крепость духа, сила воли и твердая православная вера, чтобы отстаивать интересы Отчизны. И эти качества следует воспитывать в себе с детских лет.
Заключение
К сожалению, в данной работе просто невозможно составить исторический портрет всех русских святых того времени. Поэтому в качестве персонажей мы выбрали, по нашему мнению, наиболее ярких исторических личностей, вклад которых в политическую, духовную и культурную жизнь Руси был наиболее весомым.
Русские святые - это неотъемлемая часть истории России, можно сказать, лучшая ее часть. Если бы не было научно-исторических трудов, историю можно было бы изучать по житиям русских святых, ибо каждый из них является величайшим представителем своего народа и той эпохи, которая его востребовала.
Перспектива работы видится в том, что можно расширить границы мероприятия, добавив в него еще и других святых.
Список литературы
1. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. М.: «Просвещение», 1988.
2. Методика преподавания литературы под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: В 2-х ч. 4.1,2. М., издательство «Просвещение», 1995.
3. Погорелов С. Т. Образы святых в духовно-нравственном воспитании современных школьников, М.: «Просвещение», 1995
4. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. M, Издательство «Просвещение», 1997. - С. 126-127.
6. Г. П. Федотов, Святые Древней Руси // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология, 2016. Вып. 3 (43). - С. 36 – 44.
Интернет-ресурсы: