Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сценарий литературной гостиной "Небесные защитники Отечества"

Цели 1. Формирование ценностно – смысловой компетенции. 2. Формирование общекультурной компетенции. 3. Создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия. 4. Нравственное, эстетическое воспитание.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Литературно-музыкальная гостиная

"Небесные защитники Отечества

Иванова Кристина Робертовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Турмышская СОШ"

Николаева Светлана Владиславовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Турмышская СОШ"

Введение

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи для нас, учителей русского языка и литературы, всегда оставалась и остается очень важной, актуальной. Мы осознаем, что в современном мире ребенок сталкивается с информацией как позитивного, так и негативного характера, данная информация оказывает влияние на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. В деятельности и поведении наших школьников проявляются две базовые характеристики личности: духовность и нравственность. Эти качества проявляются в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей.

Так как же воспитать в детях духовность? Мы считаем, что на помощь учителю могут прийти жизнеописания русских святых. Именно они могут послужить тем практическим материалом, в котором педагог найдет ответы на вопросы нравственного воспитания современных школьников. Поучительность житий святых в том, что они являются наглядным примером скромности, терпеливости в перенесении тягот, неутомимости в своем служении, примером мужества и верности избранному пути.

Нам важно донести до детей правильное понимание жизненной успешности. Мы можем показать, что русские православные святые были людьми в высшей степени успешными, обретали умственные и физические достоинства, даже если не были наделены ими от рождения. Они имели силы духа выстоять перед лицом вызова той современности, в которой жили. Обращение к истории русских святых наполнит содержание гуманитарного образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью.

Мы считаем, что образ русского православного святого должен быть раскрыт ребенку как образ духовной мощи и способности противостоять миру, а не как умилительный, принимающий смиренно все несправедливости мира. Смирение - высшая правда христианства, но это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимо представить сегодняшним школьникам образы русских православных святых, чтобы они захотели подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. Узнав о их жизни и подвигах, школьники увидят, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Ксения Блаженная, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Петр и Феврония Муромские…

Как донести до подрастающего поколения свои идеи? Одной из перспективных форм проведения внеклассных мероприятий в рамках недели русского языка и литературы в школе мы считаем литературно-музыкальную гостиную, данная форма поможет оптимизировать процесс эстетического воспитания школьников.

        Литературно-музыкальная гостиная — это творческое мероприятие, совмещающее в себе разные виды искусства. Важным, на наш взгляд, является использование её как на уроках, так и во внеклассной работе: постановке театрализованных представлений, спектаклей, проведении лекций-концертов, тематических классных часов, детских праздников  и т.п. И способствует этот синтез искусств развитию детского творческого воображения, сценических и музыкальных способностей ребёнка, формированию ценностно-смысловой, эстетической и общекультурной компетенции.

        В процессе подготовки мероприятия и выступления рождается дружный творческий коллектив, состоящий из педагогов и учащихся, которые пробуют себя в роли актеров, режиссеров, сценаристов и музыкантов.

Особая ценность данной методической разработки также заключена в том, что все поэтические тексты, в нем использованные, оригинальны и принадлежат перу авторов данной работы.

Цели:        

1. Формирование ценностно – смысловой компетенции.

2. Формирование общекультурной компетенции.

3. Создание условий для осмысления нравственных и духовных ценностей православия.

4. Нравственное, эстетическое воспитание.

Оформление: мультимедийная презентация

Порядок проведения.

(звучит песня А. Морозова «Малиновый звон»)

Юноша (в национальном русском костюме):

О светло – светлая и красно – украшенная земля русская! Многими красотами удивлена еси: озерами многими, реками и кладезьми месточестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, виноградами обительными, домами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими!

 Всего исполнена земля Русская! О православная вере христианская!

Девушка (в национальном русском костюме):  «Не стоит город без святого, а селение без праведника», - утверждает русская народная пословица. Много на Руси городов и селений, прославленных именами святых и праведников.               

 Чтец:         

Колокольный звон несётся,

С куполов твоих златых…

Русь святой не зря зовётся

Русь славна в своих святых…

И гласит одно предание,

Что начало всех начал,

На холмах, что в лета давние

Первозванный указал…

© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая, 2019Свидетельство о публикации №119122105795

Юноша: как гласят предания, Русь святая началась пророчества, произнесенного одним из двенадцати учеников Христа - Андреем Первозванным. Проповедуя христианскую веру, он дошел до реки Днепр, на берегу которой установил крест, и воскликнул: «Отныне благодать велия воссияет на холмах сих. Здесь будет град великий, и множество церквей созиждет Бог». Спустя столетия, во времена князя Владимира, приняли русские люди христианскую веру, стали возводить храмы Божии, монастыри.

(Слайд – фотография Часовни Ксении Петербургской на Смоленском кладбище и иконы Блаженной Ксении Петербургской, иллюстрирующие ее жизнь)

Девушка: Ксения Петербургская — одна из самых любимых русских святых. Икона ее — не редкость в православном доме. А на могилке, блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге всегда многолюдно. Жила святая в XVIII веке. Овдовев в 26 лет, взяла на себя самый трудный христианский подвиг — юродство. Находясь в полном здравии ума, она якобы безумствует. Идет за гробом мужа, а хоронит… саму себя. «Умерла моя Ксеньюшка, — сокрушается, — один я остался». И живет под именем мужа, долго живет, ходит по Васильевскому острову босиком, а по ночам носит кирпичи для церкви на Смоленском кладбище.

Хор:

Стезёй юродства и смирения

Шла по земле Святая Ксения

В осенний дождь, в мороз босая,

Презрев земное, дух спасая…

Сей подвиг свят, и без сомнения

Не предадим его забвению,

К тебе, Святая Мати Ксения,

Возносим мы свои хваления!

Петербуржец 1:

Мороз лютует в Петербурге,

Завьюжила зима,

Пустынны парки, переулки,

И вся Нева нема…

Но чудится мне, что живая

В лохмотьях, босиком,

Крепчая духом, плоть смиряя,

Святая бродит в нём…

Петербуржец 2:

Ей не страшны мороз и стужа,

Дождь, ветер ледяной,

Взвалив крест искупленья мужа,

Идёт по мостовой…

Петербуржец 3:

Одета бедно и убого…

От голода дрожит…

Блаженная Ксения:

Согрета верою я в Бога,

Душа любовь хранит.

Не страшен голод, поглядите,

Моя еда проста:

Для духа нет сытнее пищи

Молитвы и поста.

И пусть крепчает холод лютый,

Трещит Невы гранит,

Пусть голодна я, необута –

В груди огонь горит!

Сей пламень веры православной

Во мне не потушить!..

Вся Русь запомнит путь мой славный!

В сердцах я буду жить!..

Хор:

Стезёй юродства и смирения,

Терпя насмешки и лишения,

Шла по земле Святая Ксения,

Творя за Русь свои моления…

И свято чтут все поколения

Твой славный подвиг, Мати Ксения,

Вся Русь идёт на поклонение,

К твоим мощам, лишённым тления…

© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая, 2019Свидетельство о публикации №119122105816

(Слайд – икона преподобного Сергия Радонежского, фотографии Свято-Троице-Сергиевой лавры)

Юноша: Великий святой Русской земли преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году. В семье благочестивых бояр Кирилла и Марии (ныне также прославленных в лике святых) и был назван Варфоломеем. После смерти родителей он вместе с братом Стефаном удалился в глухой лес и основал церковь во имя Пресвятой троицы. Вскоре к преподобному, принявшему монашеский постриг под именем Сергий, собралось 12 братий; так было положено начало величайшей святыне Православия, духовному центру нашего Отечества – Свято-Троице-Сергиевой лавре.

Хор: давным-давно в четырнадцатом веке

В семье бояр ростовских близ Москвы

Варфоломей родился – мальчик чудный-

О нем сегодня вам расскажем мы.

В 7 лет его отдали на ученье –

Стать грамотным хотел он всей душой

И Господа просил о просвещенье,

Не расставаясь с светлою мечтой.

Однажды в поле лошадей искавши,

Он старца-черноризца повстречал.

Под дубом вековым монах молился,

Вафоломей ему все рассказал:

Сергий (обращаясь к старцу):

Я день и ночь скорблю, скажи же, старец,

Как книжную мне мудрость разуметь?

Старец: Мы к Господу с тобою обратимся,

И он тебе поможет поумнеть.

Хор: Господь услышал светлые молитвы,

Варфоломею мудрость даровал.

А в юноше окрепла вера в Бога,

И с Богом он по жизни зашагал.

Сергий: Обыкновенно хлеб едим и воду,

В дни постные лишь воздухом живем.

В лесу дремучем близ реки Кончюры

Стефан и я – мы рубим лес вдвоем.

Стефан (присоединяясь к Сергию):

Тут Радонеж стоит неподалеку,

Обитель мы святую мастерим.

Медведи рыщут здесь и злые волки,

В честь Тройцы церковь эту освятим.

Хор: Стефан в Москву уехал, став монахом,

Варфоломей же здесь пострижен был.

И, получив от Бога имя Сергий,

2 года подвизался здесь один…

Иноки (обращаясь к Сергию):

Как ни старался ты, святой наш Сергий,

Заслуги все и подвиги скрывать.

Служить хотим мы Господу с тобою

И просим сан священника принять.

Сергий (обращаясь к инокам):

Я не хочу начальствовать, но Богу

Передаю себя и жизнь свою.

Примером воздержанья, упованья

Для вас в пустынном буду я краю.

Хор: Обитель щедро милость раздавала

И странников заблудших приняла.

Как крепость, в том лесу она стояла

И Сергий божьи там решал дела.

Великий князь Донской благословенья

Пред битвою с татарами просил.

Иди, надейся ты на волю божью,» -

Он Дмитрия тогда благословил.

Великий, мудрый наш учитель Сергий,

Твой образ светлый в памяти храним.

Тебя за нас мы просим помолиться,

Чтоб на Земле всегда царил лишь МИР!!

(Слайд – икона преподобного Серафима Саровского, фотографии Дивеевских окрестностей, кадры из фильма о святом)

Хор:

С великою хвалой иль скорбною мольбою

Стекается народ к твоим мощам толпою,

Весь православный мир пред образом твоим,

Молись о нас, угодник божий Серафим.

Мать (рыдая):

О, горе великое сын мой убился!

Мой Прошка, родной, с колокольни свалился!..

Крестьянка:

Уймись, ты Агафья, да жив же твой Прошка,

Идёт невредим, лишь ушибся немножко!..

Прохор (обнимая мать):

Не плачь же родная, гляди, я живой!

Архангел на крыльях спустился со мной…

И божий посланник успел мне шепнуть,

Что доля моя - монашества путь!

© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая, 2019Свидетельство о публикации №119122105833

Девушка: Великий святой Преподобный Серафим родился в Курске, в купеческой семье Мошниных, в 1745 году. Родители дали ему имя Прохор. Мечтая с детства о монашестве, в 1778 году ушел в Саровскую пустынь (на территории нынешней Нижегородской области), где и прошла его вся последующая подвижническая жизнь. (Кадры из фильма о святом)

Хор:

В молитвах и трудах в обители святой

Провел немало лет послушником Святой

И здесь же получил он иночества чин

И наречен был именем в монашестве другим,

Мы это имя знаем и свято его чтим,

Моли о нас, угодник божий Серафим!..

© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая, 2019Свидетельство о публикации №119122105833

(Слайд – икона преподобных Петра и Февронии Муромских, фотографии окрестностей Мурома)

Хор:  О муромских святых мы поведём сей сказ,

Во граде славном жил и правил Пётр-князь,

Он бога почитал, во граде мудро княжил,

Но мучимый недугом, страдал он от проказы.

Усердно князь молил святых об исцелении,

И милость Бог явил, послал ему спасение:

Не лекарь и не врач, а дочка древолаза,

Сумела исцелить больного от проказы.

Февронией спасён был Пётр от недуга,

И стала исцелительница верною супругой.

Но знатная родня её не почитала,

Петра женой незнатной вечно попрекала…

Бояре:      

Князь Пётр, мы к тебе явились все с поклоном,

В решении своём мы будем непреклонны,

Желаем, чтобы ты с Февронией расстался

И с знатною княгиней во храме обвенчался…

Хор: Услышав суд такой, святая отвечала:

Феврония:

Я ваших желчных слов и зла не замечала,

Возрадуйтесь теперь, я оставляю вас…

Пётр:

Нас смерть лишь разлучит, я не оставлю вас…

(Следует за Февронией)

Хор:             

О муромских святых мы поведём сей сказ,

Во граде славном жил и правил Пётр-князь,

Бояр он не послушал, за верною женой,

Последовал и град оставил свой родной…

И был разгневан Бог, он наказал бояр:

В погожий летний день он град с небес послал!

Побит был урожай и знатный княжий род,

Ошибку осознал весь муромский народ.

Со слезною мольбою прощения просил,

Вернуться снова в Муром святых народ молил.

Вернулись в город сей Феврония с Петром

И много славных лет в нём правили вдвоём!

Скончались в день один и даже в час единый,

Восславим же хвалой союз их нерушимый!

Молитесь же о нас, угодники святые,

Архангелы Любви и Верности России!

© Copyright: Кристина Робертовна Навицкая, 2019Свидетельство о публикации №119122105848

(Звучит колокольный звон, на сцену выходят несколько чтецов с зажженными свечами)

Чтец 1: Блажен, кто рядом славных дел

Свой век украсил быстротечный.

Блажен, кто жизнию умел

Хоть раз коснуться правды вечной.

Чтец 2: Блажен, кто истину искал,

И тот, кто, побежденный, пал

В толпе ничтожной и холодной

Как жертва мысли благородной.

Чтец 3: Я зрю Христа передо мною.

С толпою бедных рыбаков.

Он тихо мирною стезею

Идет меж зреющих хлебов.

Чтец 4: Благих речей Своих отраду

В сердца простые Он лиет,

Он правды алчущее стадо

К ее источнику ведет. (А. Толстой)

           (звучит песня А. Морозова «Малиновый звон») 

Учитель: Сегодня, ребята, вы были очень активны, внимательно слушали рассказы о русских святых и вам будет легко ответить на следующие вопросы:

Викторина (обратная связь)

1. Зачем необходимо почитание святых? (Священное Писание заповедует нам помнить тех, кто особо угодил Богу, и принимать святых как пример для подражания. Именно поэтому мы благоговейно вспоминаем подвиги святых, прославляем в песнопениях их святость, устраиваем праздники в их честь).

2. Кто достоин святости? (Святые – это те христиане, которые, услышав Божественный призыв Христа, и в самом деле отверглись себя и последовали за Ним до последнего своего издыхания, которые ни во что вменили блага земные ради Царства Небесного).

3. Чему можно научиться у святых? (Любви, терпению, доброте, уважению, смирению, самопожертвованию, верности, супружескому долгу, преданности, милосердию, мудрости).

4. Какой иконе молятся на Руси женихи и невесты, прося благословение жить в любви и согласии? (Святым муромским супругам Петру и Февронии).

5. Что обозначают птицы на иконе Сергия Радонежского? (Преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители).

6. Когда в России отмечается День семьи? (8 июля, в день смерти Петра и Февронии).

7. Храмы в честь какой святой стоят уже в Канаде, в Финляндии, в Киргизии, на Украине. В Киеве и Иркутске открыты церкви при больницах, а в Саратове открыта церковь при тюрьме? (Ксения Петербургская).

8. Он — “старец всея России”. Он верил, как жил, и жил, как верил, — в правде, мире и радости во Святом Духе. Он на деле, в служении показал свое старшинство в церкви. Он же — снователь и монастыря в миру. Он был ласков и милосерден, и милосердие это не вмещалось ни в какие заранее заготовленные рамки уставов. Любил кормить и поить приходивших к нему, создавая уют духовной семьи-общины. Какое имя святого? (Серафим Саровский).

Учитель: Вот и закрываются двери нашей литературной гостиной. И хорошо, если каждый из участников этого путешествия, открыв доселе незнакомые ему события прошлого, почувствует себя продолжателем великих подвигов наших предков.

Сегодня нам, как и на протяжении всей истории родной Руси, нужны крепость духа, сила воли и твердая православная вера, чтобы отстаивать интересы Отчизны. И эти качества следует воспитывать в себе с детских лет.

Заключение

 К сожалению, в данной работе просто невозможно составить исторический портрет всех русских святых того времени. Поэтому в качестве персонажей мы выбрали, по нашему мнению, наиболее ярких исторических личностей, вклад которых в политическую, духовную и культурную жизнь Руси был наиболее весомым.

Русские святые - это неотъемлемая часть истории России, можно сказать, лучшая ее часть. Если бы не было научно-исторических трудов, историю можно было бы изучать по житиям русских святых, ибо каждый из них является величайшим представителем своего народа и той эпохи, которая его востребовала.

Перспектива работы видится в том, что можно расширить границы мероприятия, добавив в него еще и других святых.

Список литературы

1. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. М.: «Просвещение», 1988.

2. Методика преподавания литературы под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: В 2-х ч. 4.1,2. М., издательство «Просвещение», 1995.

3. Погорелов С. Т. Образы святых в духовно-нравственном воспитании современных школьников, М.: «Просвещение», 1995

4. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. M, Издательство «Просвещение», 1997. - С. 126-127.

6. Г. П. Федотов, Святые Древней Руси // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология, 2016. Вып. 3 (43). - С. 36 – 44.

Интернет-ресурсы:

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области