Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


урок литературы "Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского" по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цель обобщить полученные знания по роману понять авторскую позицию проанализировать и определить своё отношение к авторской позиции Задачи умение выделять ключевую проблему в раскрытии образа князя Андрея Болконского. организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать формировать духовно развитую личность, национальное самосознание, чувство патриотизма.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок литературы в 10 классе

«Зачем человеку небо?»

Путь нравственных исканий князя

Андрея Болконского

(по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Цель урока: обобщить полученные знания по роману;

понять авторскую позицию;

проанализировать и определить своё отношение к авторской позиции

Задачи:1. Образовательные:

умение выделять ключевую проблему в раскрытии образа князя Андрея Болконского.

2. Развивающие:

организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать

3. Воспитательные:

формировать духовно развитую личность, национальное самосознание, чувство патриотизма

Планируемые результаты

Предметные: совершенствование речи учащихся

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

построение текста в устной и письменной форме;

свободное восприятие текста художественного произведения;

содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развития творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД:

самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;

способность к самооценке своих действий, поступков;

нравственно-этическая ориентация;

развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям;

умение найти ответ на проблемный вопрос: зачем человеку небо?

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, саморегуляция;

осознание стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

соблюдение правил речевого поведения;

умения полно выражать мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Оборудование урока:

компьютер, проектор, видеофрагменты, презентация, текст романа

Основные приёмы и методы:

технология личностно-ориентированного обучения;

приемы технологии критического мышления;

поисковый метод обучения

Этап I.

Мотивация к учебной деятельности

Учитель:

Уж так устроен человек, что довольно часто он размышляет о жизни (о своей либо о жизни литературного героя). Однако познать сполна жизнь ему невозможно. А приблизиться к познанию смысла бытия, задуматься над «вечными» вопросами, заглянуть «в себя» он может. И порой человеку нужен вопрос, на который хотелось бы получить ответ.

При осмыслении традиционной темы «Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского» таким вопросом стал: «Зачем человеку небо?»

Слайд 1

Данный проблемный вопрос и есть тема нашего урока. Чтобы получить ответ на него, нам необходимо на уроке:

Целеполагание (уч-ся называют цели урока):

анализ эпизодов

композиция эпизодов

язык автора

анализ внутреннего мира героя, поступков

наблюдения за эволюцией духовного перерождения героя

Этап II.

Создание условий для работы с обучающимися (словесный метод)

Психологический настрой на урок

Чтение эпиграфа к уроку Слайд 2 (слова Д. Мережковского)

Смысл слов поэта?

Как эпиграф соотносится с темой нашего урока?

Этап III.

Организация и самоорганизация уч-ся в ходе дальнейшего усвоения материала

Организация обратной связи

Работа в команде

Запись на доске (литературные понятия, необходимые при анализе фрагментов):

антитеза

внутренний монолог

диалог

постоянные эпитеты, метафоры

сюжетная параллель

теория жеста

3. Учитель:

- Итак, что есть небо?

Слайды 3,4

- А что отражает образ неба в романе «Война и мир»?

(внутренний мир главных героев, и взаимоотношения их с небом различны)

- Из сотен героев к гармонии с небом стремятся лишь трое: Наташа, Пьер и князь Андрей. Но только один из них вступает с небом в своеобразный диалог, видит в нём собеседника, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни.

- Поразительно, какой духовный путь героя от равнодушия к состраданию! Но он невозможен без идеала. И таким идеалом для князя Андрея стало небо.

В романе три встречи с небом для князя стали этапными. Какие?

небо Аустерлица

небо Богучарова

небо Отрадного

3. Анализ эпизода «Небо Аустерлица»

Слайд 5

Учитель:

- На каком приёме строится художественный образ неба? (антитеза)

-Почему? (дан дважды: до сражения –ночью - и после него –утром-, также образ неба противопоставлен земле – суета, обыденность)

- Какова же связь между героем и небом? Язык эпизода.

(Мысли героя, чувства до сражения: герой взволнован, напряжён, он любуется собой;

двойной повтор слов туман – туманный символизируют ошибочность жизненной цели героя)

Слова «лунный свет» как свет истины пытается пробиться (от глаголов «биться, «сражаться»), но настоящий перелом в мировоззрении между тем, что было ночью, и тем, что будет утром на грани между жизнью и смертью, произойдёт в момент ранения.

Небо перед Аустерлицем – символизирует ложность жизненной цели, его духовное заблуждение

Князь Андрей на поле Аустерлица

(видеофрагмент без звука) – ученик на фоне фрагмента читает внутренний монолог князя.

Учитель:

- Что приходит на смену романтическим честолюбивым мечтам?

(страшная реальность – солдаты падают без деления на русских и французов, взрывы)

- Что понимает князь Болконский, находясь на грани жизни и смерти? (ошибался)

- Что дарит ему нравственное прозрение?

(меняется отношение к людям, появляется желание быть ближе к ним)

- Язык, приёмы

Антитеза: «человек – небо» синонимично «ложь - правда»

Небо вечное, как правда, символизирует истинные жизненные ценности

Эпитет «высокое»= «истинное», повторяется 6 раз

- Какова функция данного лексического повтора? (= важное, значительное)

- Легко ли даётся кн. Андрею прозрение?

(тяжело, он страдает не только физически, но и духовно)

- Почему? (разочарован)

- Какие средства передают состояние героя?

цветопись: «неясное с серыми облаками»

антитеза: я - мы

глаголы: кричали - дрались

облака: тихо ползущие - бегущие

теория жеста: руки раскинуты

- Что понимает герой? (надо жить душой!)

Вывод: Слайд 6

Небо Аустерлица - речь о духовном перерождении героя. Толстой считает, что заложенное в человеке «нравственное чувство развивается под влиянием природы».

5. Анализ эпизода «Небо Богучарова»

- Что испытывает князь Андрей после Аустерлица (текст)?

- В чём его убеждает друг Пьер?

- Чем явилось для Болконского небо?

Видеофрагмент

(настроение радостно-взволнованное)

Пейзаж - река, линия горизонта

цвет: красный отблеск, синеющий разлив

Учитель:

- Через два года после Аустерлица небо не может быть таким же, о к герою вернулось ощущение радости, счастья от вновь обретённой жизненной цели.

- Художественные средства, доказывающие мои слова?

эпитеты: «высокое», «вечное»

метафора «давно заснувшее»

Они передают внутреннее состояние героя, а данное изображение неба носит психологический характер.

Вывод: Слайд 7

Горе, разочарование, постигшие героя после возвращения домой, уступают место вере, надежде, любви в его душе.

Герой духовно возрождается (теория жеста - облокотился на руки, несколько сдержан)

6. Анализ эпизода «небо Отрадного»

Вечером - что чувствовал герой? (текст)

но лунный свет - свет истины

Видеофрагмент (смотрит на небо, лунный свет-0,5 мин.)

Учитель:

- Работаем с текстом.

Предложение «Всё затихло…» - роль умолчания

Три восклицательных предложения (зачитать)

- Что это?

(! говорят о взволнованности героя, что подтверждает главенство в его жизни чувств, эмоций, а не холодного ума)

- Реакция на произошедшее? (засыпает)

Теория жеста - (широко распахнул окно, готов объять мир)

- Жизненная цель- любовь, может быть, до конца не осознанная героем, дарит ему счастье.

Кольцевая композиция передаёт движение от света в природе к свету в его душе

Метафора «Лунный свет ворвался в комнату» (свет истины), а когда-то он не мог пробиться сквозь туман (Аустерлиц)

Краски: небо светлое, почти беззвёздное, весеннее, передают его настроение.

- Герой достиг гармонии душевной. Через столетие Б. Пастернак о таком же миге обретения душевной гармонии скажет:

И дольше века длится день,

И не кончается объятье

Цветопись: от чёрного к светлому, серебристому, ярко-белому означают духовное просветление, обретение веры, которые приведут героя к божеской любви.

Вывод: Слайд 8

Небо Отрадного отражает рождение веры и любви как жизненной цели в душе князя Андрея. И это состояние души подчёркивают описание дуба мысли героя:»Нет, жизнь в 31 год не кончилась…» (текст)

Слайд 9

Основные этапы духовного перерождения героя:

Небо Аустерлица - перерождение

Небо Богучарова - возрождение

Небо Отрадного- вера и любовь

7. Учитель:

- Больше этапных встреч с небом в жизни героя не будет.

Раненный на Бородинском поле, князь Андрей упадёт на грудь, в траву, любя жизнь, эту траву, землю, воздух.

Теория жеста (упал лицом вниз - жизненный цикл завершён)

- Сюжетная параллель позволила автору показать, а читателю увидеть, как изменился герой за какое-то определённое время.

- С чего начинаются искания князя Андрея Болконского?

(страстное желание любви людей к себе, торжества над ними («маленький Наполеон»), а закончилось обретением блаженного чувства любить ближних, любить врагов своих (Курагин), сострадать им)

Вывод:

И на поле Аустерлица, и на поле Бородина ему открывается истина - это любовь к миру и слияние с Богом.

(текст, мысли Болконского о сострадании)

Слайд 10

- И высветить основные этапы духовного развития героя помог образ неба.

- Чему же оно научило князя Андрея?

- Как ответил Толстой на вопрос: «Зачем человеку небо?»

(жалеть, прощать, сострадать, не делить людей на хороших и плохих)

- И последний вопрос: если герой стал на истинный жизненный путь, то почему он умирает?

(Мой ответ: небо - символ идеала. А идеала, по Толстому, быть не может.

Любимая цитата Толстого: «Когда человек достигает идеала, он умирает, становится неземным, небесным».)

Этап IV.

Заключение урока

1. Рефлексия Слайды 11, 12

2. Итог урока.

3. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Что вынес(ла) я урока для сердца и ума?»

4. Оценивание работы уч-ся на уроке

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области