Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по ознакомлению с природным окружением в старшей группе «Осенние превращения донской степи»

Систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, донской степи. Воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к родной природе, отмечать характерные признаки осени.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК»

Конспект занятия

по ознакомлению с природным окружением

в старшей группе

«Осенние превращения донской степи»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории Левченко Л.В.

ст.Тацинская

2020 год

Цель: систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, донской степи. Воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к родной природе, отмечать характерные признаки осени.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Познавательное развитие – расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы;

– формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках;

– закрепить у детей знания о периодах осени и осенних месяцах. Обогащать словарь детей.

– учить наблюдать явления природы и устанавливать элементарные и причинно-следственные связи. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

– познакомить детей с изменениями в осенней степи, как готовится к зиме природа.

Речевое развитие – Знакомство с народными названиями октября (листопад, грязник, позимник), подбор определения осени нынешней;

– развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, анализировать увиденное на картинке и рассказывать об этом;

– Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно ласкательных существительных;

– Формировать умение выразительно читать стихотворения;

– Закреплять умение составлять предложение с опорой на вопрос и действие.

Физическое развитие:

– развивать двигательную активность детей в играх;

– закреплять правила и двигательные умения в играх.

– Подвижные игры «Ручеек», «Заря», «Кривой петух»

Художественно-эстетическое развитие: Побуждать к выражению эстетических чувств, проявлению эмоций при рассматривании кадров презентации, итогов своей и коллективной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие:

– продолжать развивать свободное общение с взрослыми и детьми. Способствовать совершенствованию диалогической речи: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

– воспитывать умение вести себя на занятии, радоваться самому и доставлять радость другим,

– закреплять основные движения в играх, учить играть сообща, не толкать друг друга

Предварительная работа:

Фотовыставка репродукций художников «Золотая осень». Рассматривание иллюстраций об осени.

Беседа о характерных признаках золотой осени с презентацией «В октябре с солнцем прощаются, ближе к печке подбираются».

Наблюдения на участке.

Чтение стихотворений об осени.

Коллективная работа: Коллаж «Осень на улицах станицы»

Методы и приемы

Наглядный метод: прием показа способов действий;

Словесный метод: рассказ, художественное слово;

Игровой метод: организация игровой деятельности

Материал для занятия: Презентация к занятию «Осенние превращения донской степи», разрезные карточки «Строение травянистых растений», сушеные веточки полыни и чабреца, карточки «Птицы».

Ход занятия:

- Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…  (осень)»

- Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии? Об осени.

- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют?

Ответы детей: Листья деревьев меняют свой цвет.

- А какие приметы осени вы можете назвать? Как меняется природа?

Ответы детей: Люди собирают урожай. Птицы улетают в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее. Животные готовятся к зиме, солнышко меньше греет, часто льет дождь, осыпаются листья с деревьев.

- Ребята, назовите осенние месяцы. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

- А сейчас у нас какой месяц? - Октябрь.

- Правильно. Сентябрь это первый месяц осени, его называют ранней осенью. Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут последние цветы, люди собирают последний урожай.

СЛАЙД 2. Осень

- Октябрь – это середина осени, когда листья на деревьях меняют окраску, и начинают осыпаться, этот период осени называют листопадом.

Если в октябре стоят солнечные дни, то листья на деревьях будут яркими, красивыми, говорят: золотая осень.

СЛАЙД 3. Золотая осень

А если часто идут дожди, мало солнечных дней, то будет грязь, слякоть, листья быстро потемнеют, то такой октябрь называют грязник, позимник.

В народе про октябрь говорили так: «Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит», «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сверху льёт и снизу метёт». 

СЛАЙД 4. Октябрь-грязник, ни колеса, ни полоза не любит

Октябрь — позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник.

В октябре было принято после дня Покрова играть свадьбы, поэтому звали октябрь и свадебником.

Как вы назовете нынешнюю осень? Ответы детей

СЛАЙД 4. Осенние листья

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправимся в путешествие.

Представьте, что мы осенние листики, послушные ветру. Отправляемся в путь.

Мы листики осенние

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой)

Закружились, полетели

И в степи мы тихо сели. (Дети садятся по местам)

СЛАЙД 5 – Осенняя донская степь

Тут, куда ни кинем взгляд,

Травы ровные стоят

И колышутся волнами

Под душистыми ветрами.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам,

Здесь суховеи любят петь,

А зовется это … степь

СЛАЙД 6. Карта Ростовской области

Воспитатель показывает карту Ростовской области, размеченную на природные зоны.

- Каким цветом на карте обозначена зона степей?

(Зона степей на карте обозначена светло-зеленым цветом)

- Ребята, скажите, что же такое степь? Ответы детей

Воспитатель: Степь – равнина, на которой растет трава, и почти нет деревьев. В степи растет более 50 видов растений. Так как лето в степи сухое, то многие растения имеют свои особенности: длинные корни и узкие листья. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Весной степь очень красива, потому что всё цветет, но наступает жаркое лето и многие цветы исчезают.

СЛАЙД 7,8. Растения Донского края

Воспитатель: Чтобы не погибнуть жарким летом, длинные корни растений  находят в глубине воду, а листья меньше расходуют влагу, это ковыль, типчак (слайд 7,8), полынь, чабрец.

А тюльпан, гусиный лук весной отцветают и прячут свои луковицы глубоко в земле.

СЛАЙД 9. Как приспособились растения к жизни в степи

Дидактическая игра «Из чего состоит растение»

Задание: Собрать картинку из разрезанных фрагментов, объяснить строение растений (корень, луковица, стебли, листья, цветок).

Воспитатель: Осенью облик степи совершенно меняется. Ярких цветов уже нет, а сочная трава становится блеклой, она высыхает. Теперь по степи гуляет ветер. Ее основной цвет - коричневый, болотный, сизый. Порывы ветра качают мелкие кустарники, разносят семена трав, чтобы весной степь снова зазеленела.

СЛАЙД 10. Полынь и чабрец

Донские казаки хорошо знали степь, и использовали многие травы как лекарства. Например, полынь и чабрец.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть сушеные веточки полыни и чабреца, ощутить их запах. Эти растения применяют как лекарственное средство.

Про полынь говорят: Горькая травка

И животу - поправка,

И сама душиста,

И метет все чисто.

А еще говорят, что горький запах полыни напоминал казаку о Родине.

СЛАЙД 11. Улетающие птицы

Воспитатель: Осенью степь пустеет, птицы покидают родные края и улетают на юг.

Физминутка Гуси серые

Гуси серые летели, (Взмахи руками в стороны)

На лужайку тихо сели, (Приседания)

Походили, поклевали, (Ходьба, наклоны)

Потом быстро побежали, (Бег и ходьба)

Разбежались – полетели. (Взмахи руками в стороны)

Воспитатель: Дети как мы называем этих птиц? (перелетные)

Можете мне привести примеры таких птиц? – ответы детей

СЛАЙД 12 Перелетные птицы Донского края

Воспитатель: А почему птицы улетают в теплые края? – ответы детей

Какие же птицы остаются зимовать? (примеры)

Дидактическая игра «Найди и назови зимующих птиц»

Задание: Среди карточек «Птицы» найти зимующих и назвать их.

Воспитатель: Если зима теплая, мало снега или он часто тает, то птицы могут найти корм среди травянистых растений, а если зима снежная, морозная, птицы перелетают поближе к людям, чтобы можно было найти корм. Мы можем и должны им помочь пережить холодную зиму. Как? (ответы детей)

СЛАЙД 13 Появление зайца

Воспитатель: Здравствуй Заяц. Что дрожишь? Кого-то боишься или замерз?

Мы тебе поможем согреться.

Физминутка Скок-поскок

Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки на месте на двух ногах)

Зайка прыгнул на пенек. (Прыжки на месте на двух ногах)

В барабан он громко бьет, (Шагаем на месте)

В чехарду играть зовет. (Хлопаем в ладоши)

Зайцу холодно сидеть, (Присели)

Нужно лапочки погреть. (Хлопаем в ладоши)

Лапки вверх, лапки вниз, (Руки вверх-вниз)

На носочки подтянись.  (Потянулись, подняли руки вверх)

Лапки ставим на бочок, (Руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте на двух ногах)

А затем вприсядку, (Приседаем)

Чтоб не мерзли лапки. (Топаем ногами)

Дети садятся на стулья

Воспитатель: Расскажи заяц, когда ты шубку свою поменяешь на зимнюю?

Заяц: Моя шубка уже начинает менять цвет, я линяю. Поэтому люблю тереться о кусты, чтобы быстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка у меня становится светло-серого цвета, а по бокам белеет. Я Заяц-русак, мне не нужна белая шубка.

Воспитатель: Дети, а почему у степных зайцев цвет шубки не меняется, а только становится светлее? Ответы детей

Воспитатель: Зайчик, скажи нам, почему в степи не видно животных? Куда они подевались?

Заяц: Вся природа и степь готовится к длинному сну. Мелкие грызуны заполняют зерном свои кладовые, чтобы питаться зимой или ложатся спать до весны. Отгадайте мои загадки, я расскажу вам о степных жителях.

Отгадывание загадок (открываются фотографии животных)

СЛАЙД 14 Грызуны

Я живу в большой степи.

Здесь привольно, пи-пи-пи!

А приятель мой хомяк

Лег на травку, как в гамак. (Мышь)

Мышка подготовила свою кладовую на зиму и наполнила ее зерном. Мышки делают свою кладовую прямо на поле и каждую ночь носят в нее зерна. Нора мышки имеет несколько входов, и в ней есть «спальня» и несколько «кладовых». Зимой мышка спит только в холодную погоду, а в остальные дни ей надо есть, поэтому и запасает она еды так много!

Хоть зверек я и степной,

Ты давно знаком со мной.

Я грызун, совсем малыш,

А моя подружка - мышь.

Набиваю в две щеки

Зернышки и колоски. (Хомяк)

Природа позаботилась о маленьком создании и предоставила ему возможность перенести зимние холода в тёплой норке. С октября по февраль степной хомяк впадает в спячку. Он может иногда просыпаться, поесть и опять спать.

Столбиком стоит зверек

На степной тропинке.

Он и вдоль, и поперек

Знает все травинки. (Суслик)

За лето нагулял жирок,

И запасы сделал впрок,

А осенью ложится в спячку,

Но, он не суслик, он - ... (Сурок - байбак)

СЛАЙД 15. Ёж

Фыркает, когда сердит

Весь колючками покрыт

С головы до ножек

Зверёк этот… (Ёжик)

СЛАЙД 16. Как животные готовятся к зиме

Воспитатель: А куда ж наш заяц пропал?

СЛАЙД 17. Лиса охотится

Он увидел Лису. Она вышла на охоту. Вот кто не впадает в спячку зимой. Не только заяц, но и лиса, волк. Всю зиму им приходится искать пищу, бегать за зайцами, прислушиваться, не бегают ли под снегом мыши. Голодно зимой.

СЛАЙД 18. Лиса и волк

Итак, погода ухудшается, вечера становятся холоднее. День и ночь идут дожди, будто осень унимает жажду разогретой за лето земли. Засыпает степь.

СЛАЙД 19. СТЕПЬ

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается, мы возвращаемся в детский сад. С чем мы сегодня познакомились? Какие степные растения вы запомнили? Каких животных увидели впервые? Какие природные изменения произошли в степи?

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Справочник «Природные ресурсы Ростовской области». Ростов-на-Дону. 2003 

М.П.Астапенко, Е.Ю.Сухаревская «Природа и история родного края», изд-во «Баро-пресс», Ростов-на-Дону. 2006 г.

Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. - М., 1989.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Сайты: Познавательный портал о Донском крае "Донские зори", http://donrise.ru/

Краеведческий интернет-ресурс «Детям о Донском крае» 

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/ekologhiia-na-tiemu-zhivotnyi-mir-stiepi-i-pustyni

http://shikardos.ru/text/podvijnie-igri-s-ekologicheskoj-napravlennosteyu-soderjanie-ig/

https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-yozhika-dlya-detej-28-luchshix.html

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

названия осенних месяцев;

основные приметы осени;

что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад», почему об осени говорят «золотая, окябрь-грязник, позимник и т.д.

как готовятся к зиме животные и птицы;

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

рассуждать, доказывать;

выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи.

активно и доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

наблюдать, делать выводы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области