Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация "Учим ребенка говорить"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Структурное подразделение «Детский сад «Ёлочка» МКОУ СОШ с. Толон

Ленского района РС (Я)

Консультация для родителей

«Ребенок учится говорить»

Воспитатель Кочнева Анна Николаевна

1 квалификационная категория

с. Толон

2020 год

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоения этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным.

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими им сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения в школе. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

В школе детей будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном мире, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями - красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т.д.

И все это становится доступно детям только через посредство речи.

Всякая задержка речи в ходе развития речи затрудняет общения ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой- то мере исключает его из игр, занятий.

Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи. Довольно часто они являются следствием невнимательного отношения взрослых к его речи.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?

Работа по развитию речи должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. Если в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается и в более позднем возрасте компенсируется с трудом и не полностью.

Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому времени в основном заканчиваются анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

Если же в первые три года речи ребенка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такое тестирование:

-просят ребенка показать один пальчик, два пальчика и три (сделай вот так и показывают, как это надо делать).

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые (ватные) и не дают изолированных движений, то это неговорящие дети.

Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удатся.

Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев.

В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – каждый пальчик надо сгибать и разгибать. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С 10 месячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными.

Например:

- можно давать ребенку катать шарики из пластилина;

- рвать на мелкие куски газету, бумагу;

- давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой)

Начиная с 1,5 лет даются более сложные задания:

- застегивания пуговиц, завязывание и развязывания узлов, шнуровка.

Очень хорошую тренировку движения пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика.

Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоит?

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей и они обращаются к врачу.

А если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда ребенок в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать.

На ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это может считать «нормой» для детей не старше 2,5-3 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у детей более старших и держатся стойко, нужно принимать меры к устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание – не связаны ли они с каким-то расстройством.

Вы должны знать, что является отклонением от правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть выправлен скорее.

Имеются 4 основные группы речевых расстройств:

Нарушение звукопроизношения.

Нарушения ритма и темпа речи.

Расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие (дислалия) и дизартрию – нечленораздельную речь.

Косноязычие – это отсутствие некоторых звуков, в искажении звуков и в замене одного звука другим. Косноязычие бывает функциональное и механическое.

Функциональное косноязычие – слух и строение артикуляционного аппарата нормальны, и причины нарушений речи заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге.

Механическая форма – это врожденное неправильное строение ротовой и носовой полостей (губ, зубов, неба, носовых ходов и т.д ). При этих поражениях страдает не только произношение звуков, но очень часто встречаются тембра голоса, ритма речи.

Функциональное косноязычие на 2-3 году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте, то нужно обращаться к логопеду.

Расстройства ритма и темпа речи.

Бывают 2 видов: несудорожного и судорожного характера.

Нарушается темп речи: она или очень замедляется, или очень ускоряется. Замедление речи имеет в своей голове усиления тормозного процесса. Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление у слушающих. Лечение заключается в применении тонизирующих средств, лечебной гимнастики и занятиях по логопедической ритмике.

Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения . когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов. Лечение заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость.

Нарушение слуха и связанные с ними расстройства речи.

Небольшое ухудшение слуха приводит к задержке развития речи. Если же в этот период имеет значительная потеря слуха, речь ребенка совсем не будет развиваться.

Для более старших детей около 5 месяцев и более - хорошей пробой является такая:

Задание: дать ребенку 2 одинаково звучащие игрушки – 2 дудки, 2 резиновые птички, две шарманки и т.д. Одна из них исправна и звучит, другая – испорчена. Если ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же ребенок играет обеими игрушками или обе оставляет без внимания.

При своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком.

Недоразвитие речи и утрата имевшейся речи.

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах после рождения.

Алалия разделяют на моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается понимание речи других людей.

Психическое здоровье ребенка, в том числе и развитие у него полноценной речи, во многом зависит от внимания и заботы семьи.

От родителей и всех, кто работает с детьми, требуется большое терпение и самодисциплина.

Вы, родители, должны помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в успех. Спасибо за внимание!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области