Структурное подразделение «Детский сад «Ёлочка» МКОУ СОШ с. Толон
Ленского района РС (Я)
Консультация для родителей
«Ребенок учится говорить»
Воспитатель Кочнева Анна Николаевна
1 квалификационная категория
с. Толон
2020 год
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоения этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным.
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими им сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения в школе. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
В школе детей будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном мире, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями - красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т.д.
И все это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка речи в ходе развития речи затрудняет общения ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой- то мере исключает его из игр, занятий.
Особенно тяжело сказываются нарушения в развитии речи. Довольно часто они являются следствием невнимательного отношения взрослых к его речи.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?
Работа по развитию речи должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. Если в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается и в более позднем возрасте компенсируется с трудом и не полностью.
Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому времени в основном заканчиваются анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.
Если же в первые три года речи ребенка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такое тестирование:
-просят ребенка показать один пальчик, два пальчика и три (сделай вот так и показывают, как это надо делать).
Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые (ватные) и не дают изолированных движений, то это неговорящие дети.
Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удатся.
Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев.
В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка – каждый пальчик надо сгибать и разгибать. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.
С 10 месячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными.
Например:
- можно давать ребенку катать шарики из пластилина;
- рвать на мелкие куски газету, бумагу;
- давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши (полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой)
Начиная с 1,5 лет даются более сложные задания:
- застегивания пуговиц, завязывание и развязывания узлов, шнуровка.
Очень хорошую тренировку движения пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика.
Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоит?
Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей и они обращаются к врачу.
А если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда ребенок в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать.
На ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это может считать «нормой» для детей не старше 2,5-3 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у детей более старших и держатся стойко, нужно принимать меры к устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание – не связаны ли они с каким-то расстройством.
Вы должны знать, что является отклонением от правильного развития речи, что относится к ее расстройствам. Это поможет вовремя обратиться к специалисту по расстройству речи, и дефект может быть выправлен скорее.
Имеются 4 основные группы речевых расстройств:
Нарушение звукопроизношения.
Нарушения ритма и темпа речи.
Расстройства речи, связанные с нарушением слуха.
Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
К нарушениям звукопроизношения относят косноязычие (дислалия) и дизартрию – нечленораздельную речь.
Косноязычие – это отсутствие некоторых звуков, в искажении звуков и в замене одного звука другим. Косноязычие бывает функциональное и механическое.
Функциональное косноязычие – слух и строение артикуляционного аппарата нормальны, и причины нарушений речи заключены в слабости нервных процессов, протекающих в мозге.
Механическая форма – это врожденное неправильное строение ротовой и носовой полостей (губ, зубов, неба, носовых ходов и т.д ). При этих поражениях страдает не только произношение звуков, но очень часто встречаются тембра голоса, ритма речи.
Функциональное косноязычие на 2-3 году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте, то нужно обращаться к логопеду.
Расстройства ритма и темпа речи.
Бывают 2 видов: несудорожного и судорожного характера.
Нарушается темп речи: она или очень замедляется, или очень ускоряется. Замедление речи имеет в своей голове усиления тормозного процесса. Речь монотонная, тягучая, вызывает напряжение и утомление у слушающих. Лечение заключается в применении тонизирующих средств, лечебной гимнастики и занятиях по логопедической ритмике.
Ускорение темпа речи связано с преобладанием у ребенка процесса возбуждения . когда эти дети волнуются, то получается еще большее ускорение речи, проглатывание, перестановка слогов. Лечение заключается прежде всего в том, что нужно снизить их общую возбудимость.
Нарушение слуха и связанные с ними расстройства речи.
Небольшое ухудшение слуха приводит к задержке развития речи. Если же в этот период имеет значительная потеря слуха, речь ребенка совсем не будет развиваться.
Для более старших детей около 5 месяцев и более - хорошей пробой является такая:
Задание: дать ребенку 2 одинаково звучащие игрушки – 2 дудки, 2 резиновые птички, две шарманки и т.д. Одна из них исправна и звучит, другая – испорчена. Если ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, глухой же ребенок играет обеими игрушками или обе оставляет без внимания.
При своевременном обращении к логопеду и систематических занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком.
Недоразвитие речи и утрата имевшейся речи.
Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах после рождения.
Алалия разделяют на моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается понимание речи других людей.
Психическое здоровье ребенка, в том числе и развитие у него полноценной речи, во многом зависит от внимания и заботы семьи.
От родителей и всех, кто работает с детьми, требуется большое терпение и самодисциплина.
Вы, родители, должны помогать ребенку настойчиво, с любовью и верой в успех. Спасибо за внимание!