Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Современные подходы к формированию патриотических чувств у детей посредством создания мини-музея Российской армии в условиях ДОУ.

Цель показать влияние организации и работы мини-музея Российской армии на воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Важность его в современных условиях отражена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в законе «Об Образовании в Российской Федерации», в законе «О днях воинской славы ( победных днях) России», в законе «Об увековечивании Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.», в законе «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества». Так же задачи воспитания патриотизма включены в Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию. В него входят любовь к малой Родине, отношение к необъятным просторам нашей страны, стремление сохранить её природные богатства, сделать краше, счастливее, сохранить и передать будущим поколениям, культуру, традиции и героическую историю нашего Отечества.

Ребенок не рождается патриотом. Его патриотическое сознание формируется под влиянием окружения – это семья, общество, образовательные учреждения, в которых Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач и рассматривалось как необходимая составная часть воспитательно-образовательного процесса.

Педагогический процесс дошкольных образовательных учреждений включает много методов, форм и приемов работы по воспитанию патриотизма у детей, в котором большое значение имеет музейная педагогика.

Недоступность музеев для жителей многих регионов поспособствовала созданию собственных, пусть и маленьких мини-музеев в дошкольных учреждениях. Добавка « мини» подразумевает под собой и возраст детей и размеры экспозиций. Организация мини-музея открыла новые возможности ознакомления дошкольников с социальной действительностью и стала одним из современных направлений патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Мини-музеи можно использовать в различных формах деятельности – это изучение семейных архивов и сбор экспонатов, это различная исследовательская и проектная деятельность, это проведение праздников, досугов, встреч с интересными людьми.

Особенность мини-музея - это совместная деятельность детей и взрослых, что является важным условием нравственно – патриотического воспитания. Ребенок начинает чувствовать себя частью истории своей семьи, страны, что учит его бережному и уважительному отношению к памяти прошлого. У него появляется возможность продуктивно отразить свои впечатления от полученных переживаний в результате совместной деятельности с воспитателями и родителями. Через обмен информацией налаживаются дружеские взаимоотношения со сверстниками, развивается речь, мышление, интеллект, формируется богатый словарный запас.

На базе МБДОУ №91 «Бригантина» города Калуга в нашей группе с 2016 года работает мини-музей Российской армии. Создавался он в ходе реализации проекта «Наша Армия сильна, охраняет мир она!».

Задачи мини-музея - это воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине, уважение к её национальным традициям, к её героическому прошлому, к защитникам Отечества, прививать интерес к профессии военного, знакомить с ее особенностями, формировать у детей чувство собственного достоинства и положительные качества личности.

В обсуждении о необходимости создания мини-музея, его названия приняли участие дети и родители нашей группы. Активно шла работа по сбору экспонатов, что отражено в паспорте мини-музея. Дети с гордостью приносили вещи для экспозиций, рассказывали о них, выбирали место для демонстрации. Каждый год музей пополняется новыми экспонатами.

В нашем мини-музее собраны предметы солдатского быта, воинские знаки различия, награды, атрибуты для выполнения задач командным составом, системы хранения стрелкового оружия (кобура, сумка-патронташ, пулеметная лента), элементы воинского обмундирования. Оформлены экспозиции «Мы помним! Мы гордимся!»,«Военная игрушка». Воспитатели совместно с музыкальным руководителем собрали фонотеку записей военных песен, маршей, подобрали художественную литературу, создали картотеку пословиц и поговорок об армии. Ежегодно совместно со специалистом по изобразительной деятельности создаются выставки детских рисунков, поделок на военную тематику, а так же выставки, посвященные государственным праздникам (Дню России, Дню защитника Отечества, Дню Победы).

Мини-музей периодически меняется по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание ежегодно обновляется с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие — добавлять. Экспозиции мини-музея выставляются в других группах детского сада и используются для оформления праздников в музыкальном зале.

В мини-музее проводятся экскурсии для детей других групп. Во время экскурсий дети могут примерить военную форму, познакомится с предметами быта солдат, провести инсценировку солдатского привала, послушать военные песни.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Мы знаем, что ведущий вид детской деятельности игра. В мини-музее дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее (из пластилина картона), использовать их в сюжетно-ролевых играх («Учения», «Военный госпиталь», «Разведчики» и др.). В нашем мини-музее есть настольные игры, дидактические игры, которые расширяют представления детей об армии, знакомят с государственной символикой, военной техникой, наградами, героями и символами Великой Отечественной войны.

К праздничным датам мы вместе с детьми и родителями оформляем стенгазеты и стенды («Наши деды и отцы славной армии бойцы», «А когда мы подрастем, тоже в армию пойдем»).

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников. Так экспонаты музея используются в непосредственной образовательной деятельности, например по окружающему миру, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, на музыкальных занятиях и других.

Воспитателями нашей группы были созданы тематические альбомы, «Военные профессии», «Награды России», «Символы и знаки различия Вооруженных сил России», «Военная техника». Они знакомят детей с военными профессиями, структурой и символикой Российской Армии, её техническим оснащением, государственными наградами.

Совместно с родителями был создан альбом «Наши деды и отцы - славной армии бойцы!». В него вошли фотографии и рассказы о службе в армии пап и дедушек, об участии в Великой Отечественной Войне прадедушек наших ребят.

Тематический альбом «Алые погоны» знакомит ребят с Московским Суворовским училищем. На фотоиллюстрациях альбома дети видят, чем занимаются учащиеся – кадеты, как их готовят к военной службе, у них появляется интерес к военным профессиям.

В альбоме «Карта Памяти Калужской области» представлены памятники нашего края, установленные в ознаменование событий в Великой Отечественной Войне, в честь подвигов воинов-интернационалистов и военнослужащих Российской армии. С его помощью дети узнают о военной доблести своих земляков, о тяжелых страницах в истории своей малой Родины.

В этом году ко Дню Победы мини-музей подготовил экспозицию, посвященную героям Великой Отечественной войны разных национальностей. Экспозиция была представлена на городском методическом объединении «Вырастим толерантного дошкольника». С детьми нашей группы был реализован проект «Наша общая Победа!». В ходе работы проекта мини-музей пополнялся новыми объектами (мини-ширмы, дидактические игры, подборки стихов и пословиц и др.). Дети узнали, что победа над фашизмом была достигнута людьми гражданами нашей страны разных национальностей, что сила народа в его единении, его духовной сплоченности.

Воспитатели нашей группы изготовили для детей лепбук «Мы помним! Мы гордимся!». В его содержание вошли дидактические игры «Найди флаг героя», «Карта победителей», «Награда для героя». С их помощью дети закрепляют знания о героях войны разных национальностей, знакомятся с их подвигами и наградами, с национальными флагами, с пословицами о военном братстве и товариществе, стихами о войне. Было проведено итоговое тематическое занятие «Мы вместе и Победа с Нами!», в подготовке которого приняли участие дети, воспитатели и родители. К занятию мы с ребятами подготовили поэтическую композицию, посвященную героям Великой Отечественной Войны. Дети читают стихи о героях той национальности, к которой имеет отношение их семья. Так Меружан Багоян - армянин выучил стихотворение о командире лётной эскадрильи, герое ВОВ, полковнике авиации Нельсоне Степаняне. Эмилия Липатова (у которой папа азербайджанец) выучила стихотворение о герое ВОВ Кафуре Мамедове.

Влияние мини-музея на формирование патриотического сознания детей дошкольного возраста несомненно велико. Он развивает у детей наглядно-действенное мышление, расширяет кругозор дошкольника, способствует речевому развитию путем описания музейных экспонатов, составления рассказов об истории свой семьи. Участие в создании музея заставляет детей думать, анализировать и систематизировать полученные знания, способствует развитию, познавательной активности и любознательности, креативности, инициативности. Мини-музей дает детям представление о государстве, воспитывает уважение к государственной символике, формирует гражданскую позицию, готовность служить и защищать свой народ и Отечество. Воспитывает бережное и уважительное отношение к прошлому и настоящему своего Отечества, к героям своей страны, формирует активную жизненную позицию, воспитывает настоящего гражданина и патриота своей Родины, приобщает к общечеловеческим ценностям.

Мини-музей несомненно является средством патриотического воспитания дошкольников.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области