Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Проект «Психологическая песочница – как форма индивидуализации обучения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Проект «Психологическая песочница – как форма индивидуализации обучения».

Жерина Антонина Григорьевна,

педагог-психолог

МБДОУ № 66 «Беломорочка» г.Северодвинск

В настоящее время новая система образования, которая ориентирована на вхождение России в мировое образовательное пространство предусматривает разработку и внедрение новых образовательных технологий, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - предполагает ориентироваться на личностно-ориентированные технологии, к которым относится индивидуализация обучения.

Исследование процессов, происходящих в образовании, показывает, что представления об образовании изменяются в направлении смены образования, понимаемого как познание мира, образованием, понимаемым как создание мира, его проектирование, преобразование и конструирование.

Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Она может применяться как монотерапия (самостоятельная техника) так и в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как гештальт, психодрама, телесно-ориентированная терапия, когнитивная психотерапия, арт-терапия и другими терапевтическими стратегиями, которые можно совмещать с процессом песочной терапии.

На сегодняшний день песочные терапевты анализируют особенности и закономерности использования песочной терапии с различными категориями клиентов (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, в семейной терапии).

Песочная терапия - одна из наиболее эффективных практик при работе с детьми с ограниченными возможностями, которая позволяет в игровой форме решить стоящие перед психологом задачи коррекции и развития.

Песочная терапия способствует формированию компенсаторных процессов, которые обеспечивают возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора, например через развитие тактильной чувствительности. Главное достоинство психологической песочницы в том, что она позволяет ребёнку создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве.

Цель проекта:

Развитие тактильной чувствительности, снижение психофизического напряжения, развитие творческого потенциала ребенка.

Содержание инновационного проекта:

Основу инновационного проекта составляет программа «Волшебный песок», разработанная на основе:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”

2. Концептуальных основ психоанализа К.Юнга./ Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

3. Развивающей программы Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук. «В гостях у песочной феи»./ Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту». – СПб., (2006 г.);

Новизна проекта «Волшебный песок»

Состоит в том, что использование интерактивной песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера), а также в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Отличительной особенностью проекта:

является то, что формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы песочной терапии могут применяться:

-с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Задачи:

1. Развивать тактильную чувствительность.

2. Снижать психофизическое напряжение, расслабление.

3. Коррекция поведения (формировать навыки сотрудничества) с помощью песочной терапии.

4. Закреплять знания о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

5. Развивать пространственные представления, ориентировка на «песочном листе».

6. Развивать зрительное восприятие, образное мышление (все познавательные функции).

7. Развивать зрительно-моторную координацию (сенсомоторных навыков), процесса классификации, воображение.

8. Развивать творческий потенциал ребенка.

Возраст детей: дети младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет).

Основные этапы реализации:

Реализация проекта «Волшебный песок» рассчитана на 1 учебный год: 26 тем.

1 год обучения (октябрь – апрель) – 26 недель, 26 академических часов.

Всего: 26 академических часов.

Механизмы и условия реализации проекта:

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми является /занятие/, продолжительность которого соответствует СаНПиН:

В процесе обучения занятие проводится 1 раз в неделю по 15 минут (1 академический час);

Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы с участием родителей.

Структура занятия:

I. Вводная часть: 2-3 мин.

Особое приветствие. Введение в игровую среду.

Правила работы с песком.

II. Основная часть:8-15 мин.

Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза.

III. Заключительная часть: 2-3 мин.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Учебно-тематический план:

Тема раздела

Количество часов

1.Организация игр-упражнений на поверхности сухого песка.

Итого за месяц:

2.Организация игр-упражнений с погружением рук в песок:

Итого за месяц:

3. Организация игр-упражнений с влажным песком.

Итого за месяц:

4.Организация игр-упражнений с погружением рук во влажный песок:

Итого за месяц:

8

8

5

5

8

8

5

5

Всего: 26 часов в год.

8. Риски проекта:

Показания к применению:

Особенно нуждаются в психологической песочнице дети, имеющие следующий спектр проблем:

- различные формы нарушений поведения- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками- психосоматические заболевания, неврозы- повышенная тревожность, страхи - сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальных ситуациях (детский сад, школа), в ситуациях утраты близких.

Противопоказания к использованию метода песочной терапии: песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

-если ребенку не исполнилось 3 года;

- если ребенок характеризуется повышенной возбудимостью;

- у ребенка есть невроз навязчивых состояний;

-уровень тревожности ребенка очень высок (происходит отказ от игровых упражнений).

Описание результатов:

Данный проект:

- позволяет ребенку проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.

- позволяет отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.

-служит дополнением к другим методам психокоррекционной и психотерапевтической работы с детьми.

Оценка результатов проекта:

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Используются следующие методы: наблюдение, беседа, игра, а также применяются диагностики:

М.Безруких Пакет диагностических методик по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет, М., 2004г.

2.Н.Я.Семаго, М.М.Семаго Методическое руководство по оценке психического развития ребенка дошкольный и младший школьный возраст, М., 2004 г.

3.Е.А.Стребелева Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет), М., 2004 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области