«Проект «Психологическая песочница – как форма индивидуализации обучения».
Жерина Антонина Григорьевна,
педагог-психолог
МБДОУ № 66 «Беломорочка» г.Северодвинск
В настоящее время новая система образования, которая ориентирована на вхождение России в мировое образовательное пространство предусматривает разработку и внедрение новых образовательных технологий, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - предполагает ориентироваться на личностно-ориентированные технологии, к которым относится индивидуализация обучения.
Исследование процессов, происходящих в образовании, показывает, что представления об образовании изменяются в направлении смены образования, понимаемого как познание мира, образованием, понимаемым как создание мира, его проектирование, преобразование и конструирование.
Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Она может применяться как монотерапия (самостоятельная техника) так и в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как гештальт, психодрама, телесно-ориентированная терапия, когнитивная психотерапия, арт-терапия и другими терапевтическими стратегиями, которые можно совмещать с процессом песочной терапии.
На сегодняшний день песочные терапевты анализируют особенности и закономерности использования песочной терапии с различными категориями клиентов (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, в семейной терапии).
Песочная терапия - одна из наиболее эффективных практик при работе с детьми с ограниченными возможностями, которая позволяет в игровой форме решить стоящие перед психологом задачи коррекции и развития.
Песочная терапия способствует формированию компенсаторных процессов, которые обеспечивают возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора, например через развитие тактильной чувствительности. Главное достоинство психологической песочницы в том, что она позволяет ребёнку создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве.
Цель проекта:
Развитие тактильной чувствительности, снижение психофизического напряжения, развитие творческого потенциала ребенка.
Содержание инновационного проекта:
Основу инновационного проекта составляет программа «Волшебный песок», разработанная на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
2. Концептуальных основ психоанализа К.Юнга./ Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
3. Развивающей программы Н.В. Кузуб, Э.И. Осипук. «В гостях у песочной феи»./ Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту». – СПб., (2006 г.);
Новизна проекта «Волшебный песок»
Состоит в том, что использование интерактивной песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера), а также в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Отличительной особенностью проекта:
является то, что формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы песочной терапии могут применяться:
-с целью оказания первичной психологической помощи;
-в процессе краткосрочной психотерапии;
-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Задачи:
1. Развивать тактильную чувствительность.
2. Снижать психофизическое напряжение, расслабление.
3. Коррекция поведения (формировать навыки сотрудничества) с помощью песочной терапии.
4. Закреплять знания о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
5. Развивать пространственные представления, ориентировка на «песочном листе».
6. Развивать зрительное восприятие, образное мышление (все познавательные функции).
7. Развивать зрительно-моторную координацию (сенсомоторных навыков), процесса классификации, воображение.
8. Развивать творческий потенциал ребенка.
Возраст детей: дети младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет).
Основные этапы реализации:
Реализация проекта «Волшебный песок» рассчитана на 1 учебный год: 26 тем.
1 год обучения (октябрь – апрель) – 26 недель, 26 академических часов.
Всего: 26 академических часов.
Механизмы и условия реализации проекта:
Формы и режим занятий.
Основной формой работы с детьми является /занятие/, продолжительность которого соответствует СаНПиН:
В процесе обучения занятие проводится 1 раз в неделю по 15 минут (1 академический час);
Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы с участием родителей.
Структура занятия:
I. Вводная часть: 2-3 мин.
Особое приветствие. Введение в игровую среду.
Правила работы с песком.
II. Основная часть:8-15 мин.
Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза.
III. Заключительная часть: 2-3 мин.
Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Ритуал прощания.
Учебно-тематический план:
Тема раздела | Количество часов |
1.Организация игр-упражнений на поверхности сухого песка. Итого за месяц: 2.Организация игр-упражнений с погружением рук в песок: Итого за месяц: 3. Организация игр-упражнений с влажным песком. Итого за месяц: 4.Организация игр-упражнений с погружением рук во влажный песок: Итого за месяц: | 8 8 5 5 8 8 5 5 |
Всего: 26 часов в год.
8. Риски проекта:
Показания к применению:
Особенно нуждаются в психологической песочнице дети, имеющие следующий спектр проблем:
- различные формы нарушений поведения- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками- психосоматические заболевания, неврозы- повышенная тревожность, страхи - сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальных ситуациях (детский сад, школа), в ситуациях утраты близких.
Противопоказания к использованию метода песочной терапии: песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
-если ребенку не исполнилось 3 года;
- если ребенок характеризуется повышенной возбудимостью;
- у ребенка есть невроз навязчивых состояний;
-уровень тревожности ребенка очень высок (происходит отказ от игровых упражнений).
Описание результатов:
Данный проект:
- позволяет ребенку проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
- позволяет отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
-служит дополнением к другим методам психокоррекционной и психотерапевтической работы с детьми.
Оценка результатов проекта:
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Используются следующие методы: наблюдение, беседа, игра, а также применяются диагностики:
М.Безруких Пакет диагностических методик по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет, М., 2004г.
2.Н.Я.Семаго, М.М.Семаго Методическое руководство по оценке психического развития ребенка дошкольный и младший школьный возраст, М., 2004 г.
3.Е.А.Стребелева Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет), М., 2004 г.