Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Применение системы « биохакинг » для профилактики и лечения профессиональных заболеваний органов дыхания.

Цель изучение системы биохакинга как метода немедикаментозного лечения и профилактики профессиональных заболеваний органов дыхания. Для достижения указанной цели в исследовательской работе решаются следующие задачи 1. Изучить литературные, интернет-ресурсы по биохакингу. 2. Изучить литературные, статистические данные, по профессиональным заболеваниям . 3.Составить анкету и провести анкетирование сотрудников Уралвагонзавода с целью выявления факторов риска развития заболеваний. 4.Составить анкету и провести анкетирование пациентов с целью выявления данных по разработанной методике. 5. Составить комплекс бииохакинга способствующего профилактике и улучшению качества жизни при профессиональных заболеваниях органов дыхания. 6. Составить анкету для выявления необходимых мероприятий биохакинга для работников предприятий. 7.Составить план занятий в «Школе здоровья ». 8.Провести занятия в соответствии с составленным планом. 9.формить памятку по выполнению дыхательной гимнастики Краткий on-line курс 10. Разработать методические указания .

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж»

Применение системы « биохакинг » для профилактики и лечения профессиональных заболеваний органов дыхания.

Екатеринбург

2020

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...……3

1Теоретическая часть

1.1 Профессиональные заболевания органов дыхания……………………………………5

1.2 Профилактика……………………………………………………………….……….………7

1.3Биохакинг………………………………………………………………………..………..7

1.4 Массаж…………………………………………………………………………….....…..9

1.5 ЛФК и дыхательная гимнастика………………………………………...…….………10

1.6 Дыхательная гимнастика…………………………………….………………….……..13

1.7 Техника безопасности………………………………………..…….…………………..15

2 Практическая часть

2.1 Анкетирование……………............................................................................................18

2.2 Занятия в «Школе здоровья».........................................................................................20

2.3 Опрос по Биохакингу …………………………………………….…………………...21

Заключение ………………………………………………………………....……………..22

Библиографический список ………………………………..….……………………….…23

Приложение

Введение

Профзаболевания, характеризуются развитием тяжелого пневмофиброза вследствие продолжительного вдыхания пыли с высоким содержанием свободной двуокиси кремния.

Актуальность.

В современных условиях развития производства данные заболевания являются одними из распространенных и агрессивных. Не смотря на усовершенствования технологий и внедрение строгих правил техники безопасности на предприятиях, данная проблема была и остается актуальной.

Например силикоза.

По оценкам ВОЗ с 2014г по 2018г в России выявлено 4885 случаев диагностирования силикоза. В мире за этот же период 32458 случаев диагностирования силикоза.

Всемирной организацией здравоохранения установлено, что 60% смертей в мире происходит от неинфекционных хронических заболеваний, в том числе и заболеваний органов дыхательной системы, среди которых не последнее место занимает силикоз.

Цель: изучение системы биохакинга как метода немедикаментозного лечения и профилактики профессиональных заболеваний органов дыхания.

Для достижения указанной цели в исследовательской работе решаются следующие задачи:

Изучить литературные, интернет-ресурсы по биохакингу.

Изучить литературные, статистические данные, по профессиональным заболеваниям .

3.Составить анкету и провести анкетирование сотрудников Уралвагонзавода с целью выявления факторов риска развития заболеваний.

4.Составить анкету и провести анкетирование пациентов с целью выявления данных по разработанной методике.

5. Составить комплекс бииохакинга способствующего профилактике и улучшению качества жизни при профессиональных заболеваниях органов дыхания.

6. Составить анкету для выявления необходимых мероприятий биохакинга для работников предприятий.

7.Составить план занятий в «Школе здоровья ».

8.Провести занятия в соответствии с составленным планом.

9.формить памятку по выполнению дыхательной гимнастики ( Краткий on-line курс )

10. Разработать методические указания .

Методы исследования. В научно-практической работе применялись такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, анкетирование, аналогия и другое.

1. Теоретическая часть

1.1 Профессиональные заболевания органов дыхания

Пневмокониоз - профессиональное заболевание лёгких, обусловленное вдыханием пыли, содержащей свободный диоксид кремния. Характеризуется диффузным разрастанием в лёгких соединительной ткани и образованием характерных узелков. Эта инородная ткань снижает способность лёгких перерабатывать кислород. Они вызывает риск заболеваний туберкулёзом, бронхитом и эмфиземой лёгких.

Силикоз является распространенным и необратимым заболеванием, а воздействие кварца может способствовать развитию рака лёгкого. Силикоз относится к профессиональным заболеваниям из-за четкой связи между развитием патологии и условиями труда конкретного человека.

Это респираторное заболевание открыл в 1705 Бернардино Рамадзини (итал. Bernardino Ramazzini), который заметил присутствие песка в лёгких камнетесов. Название силикоз (silicosis, от лат. silex кремень) присвоено Висконти (Visconti) в 1870.

Этиология и патогенез силикоза.

Главной причиной болезни считается попадание частиц кремниевой пыли в органы дыхания. Процесс порождения легочной ткани происходит следующим образом: проникновение вредного вещества в альвеолы; попытка макрофагов поглотить частички химических элементов; разрыв макрофагов и вторжение в легочную ткань макрофагальных веществ, что приводит к возникновению фиброза (появляются рубцы на ткани); увеличение рубцов и формирование узелков.

Другие причины: попадание в дыхательный аппарат крупиц песка, частиц металла (протекает аналогично реакции с кремниевой пылью); продолжительный контакт с пылью, частицами металлов (около 30 лет); работа на шахтах, песчаных карьерах; несоблюдение правил безопасности на предприятиях вредной промышленности.

Болезнь чаще наблюдается у горнорабочих различных рудников (бурильщиков, забойщиков, крепильщиков), рабочих литейных цехов (пескоструйщиков, обрубщиков, стерженщиков), рабочих производства огнеупорных материалов и керамических изделий, так же у людей пренебрегающих средствами индивидуальной защиты.

Клиника заболевания.

I стадия

Клиническая симптоматика весьма скудна. Одышка при значительном мышечном напряжении, непостоянные, большей частью колющие, боли в груди, небольшой сухой кашель. Коробочный звук над нижнебоковыми отделами грудной стенки, жестковатое, несколько ослабленное дыхание, непостоянные сухие хрипы. Жизненная емкость легких в этой стадии не снижается и может быть даже повышена. Небольшое укорочение времени задержки дыхания, изредка небольшое повышение СОЭ.

II стадия

Нарастание одышки, невозможность выполнять работу, связанную с большим физическим напряжением. Кашель, чаще со скудной мокротой, боли в груди сковывающего характера. Более распространенная эмфизема с ограничением подвижности легочных краев. Жестко-ослабленное дыхание, сухие хрипы, нередко мелкопузырчатые влажные хрипы и шум трения плевры в нижних отделах. Заметное нарастание легочной недостаточности, явления развивающегося легочного сердца. Повышение СОЭ.

III стадия

Выраженная одышка не только при работе, но и в покое. Быстрая утомляемость, слабость. Кашель, иногда мучительный, приступами, с большим отделением мокроты. Нередко цианоз губ, лица, копчиков пальцев. Выраженная диффузная эмфизема. Чередующиеся участки жесткого и ослабленного дыхания. Рассеянные сухие и влажные хрипы, шум трения плевры. Выраженная легочно-сердечная недостаточность («легочное сердце»).

Заболевание развивается незаметно, как правило, после продолжительной работы в условиях воздействия пыли. Силикоз нередко сопровождается хроническим бронхитом.  Наиболее часто силикоз осложняется туберкулезом легких и пневмонией.

Это хроническое заболевание, тяжесть и темп развития которого могут быть различными и находятся в прямой зависимости как от агрессивности вдыхаемой пыли (концентрация пыли, количество свободной диоксида кремния в ней, дисперсность и т. д.), так и от длительности воздействия пылевого фактора и индивидуальных особенностей организма.

Курение ускоряет развитие болезни. Силикоз и курение в совокупности могут привести к смерти.

1.2 Профилактика

Профилактика пневмокониозов включает в себя как соблюдение правил техники безопасности на предприятии, так и укрепление общего состояния организма, повышение иммунитета.

Первичная профилактика

Посещение терапевта 2 раза в год

Рентгенография

Спирография

Отказ от курения

Массаж

Лфк

Дыхательная гимнастика

Отказ от вредных привычек, курения, алкоголь .

Вторичная профилактика

Посещение пульмонолога 2 раза в год.

Рентгенография лёгких — 1 раз в год.

Антиоксиданты, дыхательная гимнастика.

Санаторно-курортное лечение.

Смена климата на Южны берег Крыма и Северный Кавказ

1.3 Биохакинг

Биохакинг – это практика управления телом человека с использованием медицинских, нутрицевтические , физических или электронных методов для изменения своего организма так, как это не предусмотрено природой. Биохакинг – это по сути “взлом” своего тела для улучшения здоровья, продления жизни и получения новых способностей на основе современных методах лечения .

Почему возник биохакинг и его цель?Стремление человека изменить свой организм.

Это в первую очередь желание продлить жизнь.

Обретение особых способностей – на основе улучшения и изменения когнитивных и физиологических функций организма.

Желание избежать рисков заболеваний и на долгие годы оставаться молодым и здоровым.

Сохранить работоспособность и избежать инвалидизации.

Сон

- Ложитесь спать в одно и то же время.

- Спите в темноте.

- Откажитесь от дисплеев электронных устройств за несколько часов до сна.

- Поддерживайте свежий воздух в помещении с помощью влажности и температуры +18-19°C.

Питание

Биохакинг предусматривает коррекцию питания, подбор диеты, исключение из рациона продуктов, вызывающих аллергию или пищевую непереносимость.

Физическая активность

Биохакинг рассматривает физическую активность как способ разрядки организма — снятия мышечного напряжения, поддержания кровообращения в теле и психоэмоционального тонуса.

Ментальное здоровье

Снижение уровня стресса с помощью ментальных практик — один из ключевых принципов биохакинга. Медитациипсихотерапия, секс помогают выпустить пар, предупреждают хроническую усталость и аккумулируют позитивное настроение.

Прием витаминов

Этот пункт главным образом отличает биохакинг от традиционного понимания ЗОЖ. 

Некоторые приверженцы ЗОЖ отрицают необходимость приема витаминов и минералов, мотивируя это тем, что организм может получать все необходимые компоненты с помощью правильно составленного рациона.

Биохакеры, напротив, активно практикуют прием препаратов для сохранения необходимого уровня полезных веществ в теле.

Чем еще биохакинг отличается от ЗОЖ?

Еще одним отличием биохакинга от ЗОЖ является его персонализация. Все рекомендации по ведению образа жизни и изменению привычек опираются на исследования конкретного организма и носят индивидуальный характер.

Такая стратегия помогает достигать более эффективных результатов в сравнении с общими рекомендациями ЗОЖ.

1.4 Массаж

Физиологическое действие

Нервно рефлекторный фактор. 

В механизм физиологического действия массажа на организм ведущая роль принадлежит нервной системе. Механическое воздействия в виде раздражение оказываемое руками массажиста в первую очередь воспринимают нервные рецепторы, связанные нервными волокнами с соматической и вегетативной нервной системой. Происходит переход посредствам механической энергии в энергию нервного импульса. От рецепторов по афферентным нервным волокнам импульсы переходят в центральную нервную систему, где после формирование ответной реакции на оказанное раздражение проходят по эфферентным волокнам на периферию к мышцам, сосудам, внутренним органам. На периферии под влиянием эфферентных нервных импульсов возникает рефлекторная реакция, которая проявляется в виде определённых изменений функционального состояния различных внутренних органов и систем организма.

Гуморальный фактор.

Во время массажа в коже и других тканях образуется высокоактивные вещества типа гистамина, ацетилхалина, норадриналина и другие. Они способствуют образованию и передачи нервных импульсов, а также участвуют в регуляции сосудистого тонуса. На месте массажного воздействия эти вещества раздражают нервные окончания кожи. Попадая в общее кровяное русло, эти вещества достигают коры больших полушарий головного мозга, спинного мозга, внутренних органов, усиливают или тормозят их функцию, вызывая в свою очередь сложные рефлекторные реакции. Так же, данное воздействие оказывается на гипофиз а реакции гипофиза влияют на все эндокринные железы организма.

Механический фактор.

Этот фактор в организме имеет место, но не играет существенной роли. Под влиянием механического действия очищается кожа массируемого, смещаются и растягиваются подлежащие ткани, улучшается подвижность суставов и эластичность тканей, а так же их сопротивляемость механическому воздействию.

1.5 ЛФК

Это научно-практическая,  медикопедагагическая дисцеплинв ,изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для реабилитации и профилактики различных заболеваний. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения — мощный стимулятор жизненных функций организма человека.

Двигательная деятельность человека имеет довольно разное проявление, но в любой двигательной деятельности различают два компонента: двигательный; вегетативный (изменения во внутренних органах). Вследствие регулярного использования физических упражнений, начинает развивается особое состояние организма человека- это состояние тренированности, который характеризуется следующими признаками:  улучшается координация деятельности различных систем организма между собой (согласованность в работе); повышаются возможности различных функций и систем организма. Именно поэтому под влиянием систематического и правильного использования физических упражнений, у больного человека в организме происходят различные изменения, которые способствуют более быстрому выздоровлению. В основе лечебных действий физических упражнений лежат следующие группы механизмов: тонизирующего действия физических упражнений; трофического действия физических упражнений; компенсаторного действия физических упражнений; нормализующего действия физических упражнений.

1. Механизм тонизирующего действия физических упражнений. Под понятием “тонус” понимают определенное состояние активности организма. Понятие “жизненный тонус человека” содержит психологическую и функциональную составляющие. О здоровом человеке говорят: «она имеет хороший жизненный тонус». При заболевании же происходит в большей или меньшей степени, снижение жизненного тонуса человека, связанное с нарушением функций определенных систем организма и обязательными нарушениями в центральной нервной системе. Специально же подобранные упражнения могут усиливать процессы возбуждения или торможения в ЦНС и таким образом способствовать восстановлению нормальной уравновешенности и подвижности нервных процессов. Такие упражнения улучшают регулирующие свойства, активизируют деятельность эндокринных желез и стимулируют вегетативные функции и обмен веществ по определенному механизму моторно-висцеральных рефлексов (ММВР). Тонизирующее воздействие физических упражнений пропорционально количеству мышц вовлеченных в двигательную деятельность, а также чем сильнее прилагается мышечное усилие. У тех людей, кто занимается лечебной физической культурой (ЛФК), возникают положительные эмоции, создается приподнятое настроение и появляется уверенность что скоро они станут здоровыми.

2. Механизм трофического действия физических упражнений. С целью лучшего понимания механизма трофического действия физических упражнений сначала вспомним некоторые понятия. Обмен веществ – это совокупность всех видов превращения веществ и энергии и всех химических изменений  в организме человека, обеспечивающих его жизнедеятельность, развитие, адаптацию к внешним условиям и связь с окружающей средой. Обмен веществ – основная функция жизни. Необходимым и важным звеном обмена веществ является клеточное питание, которое является сложной системой процессов ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция – процесс переработки и усвоения организмом веществ, поступающих к нему из окружающей среды. Диссимиляция (от лат. “Похожий”) – расписание органических соединений в организме с преобразованием их в простые вещества, в результате чего происходит обновление) кивои материи и движения необходимой для жизнедеятельности энергии. Действие диссимиляции противоположной к ассимиляции, вместе с которой они составляют обмен веществ организма-метаболизм. Метаболизм (от греч. “Изменение”, “преобразования”) – преобразование веществ и энергии, которые составляют основу жизнедеятельности организма. Трофика (от гр. “Питания”) – совокупность процессов клеточного питания, которые обеспечивают сохранение структуры и функции органа или ткани. Патологическое искажение трофических процессов получило название дистрофического процесса. Дистрофия – нарушение питания тканей, органов или организма человека или животного в целом, что приводит к его истощению. Нарушение трофики проявляется не только в нарушении функций, но и строения этой ткани или органа. В процессе движения появляются проприоцептивные импульсы, идущие в вегетативные центры и высшие отделы нервной системы перестраивая их функциональное состояние, а это в свою очередь способствует улучшению трофики тканей и внутренних органов с механизмом моторно-висцеральных рефлексов (ММВР). Мышечная деятельность стимулирует окислительно-восстановительные, обменные а также регенеративные процессы в организме человека. В мышце, которая работает, происходит увеличение и расширение количества функционирующих капилляров, повышается скорость кровотока, усиливается приток артериальной крови насыщенной кислородом, и отток венозной крови, улучшается лимфообращение. Вследствие чего продукты воспаления быстрее рассасываются, предупреждается образование спаек и развитие атрофии.

3. Механизм компенсаторного действия физических упражнений. Положительные сдвиги, направленные на уменьшение негативных последствий болезни, называют компенсаторными явлениями. Сущность этих явлений заключается в том, что те органы, которые непосредственно не страдают от заболевания, берут на себя функции органа, который пострадал. В зависимости от типа заболевания компенсации могут быть постоянными или временными. Первые возникают в случае безвозвратной потери или ограничения функции, а вторые – во время болезни и пропадают после выздоровления. Учеными доказано, что физические упражнения способствуют скорейшему восстановлению или замещению функции органа или системы, затронутых болезнью. Задача занятий физическими упражнениями-ускорить компенсацию. Проприорецепторы (чувствительные рецепторы) – это чувствительные нервные окончания, которые расположены в мышечно-суставном аппарате (связках, мышцах, суставных сумках). Благодаря проприорецепторов у человека есть ощущение положения, движения, силы. Формирование компенсации обусловлено рефлекторными механизмами. Физические упражнения непосредственно способствуют увеличению размеров как сегмента тела так и парного органа, повышая их функции и функции пораженной системы в целом. Физические упражнения привлекают к работе те мышцы, которые ранее не участвовали в выполнении не свойственных для них движений.

4. Механизм нормализации функций, пострадавших. Восстановление анатомической целостности тканей или органа, отсутствие после лечения признаков болезни еще не является свидетельством функционального выздоровления больного человека. Нормализация функций возникает под влиянием физической нагрузки, постоянно растет, вследствие этого постепенно совершенствуются регуляторные процессы в организме, восстанавливаются моторно-висцеральные связи, устраняются временные компенсации и двигательные качества человека. Например, если (в случае когда после перелома наблюдалось ограничение движений в суставе) способствовать увеличению подвижности сустава, таким образом будем способствовать нормализации его функции. Этот положительный результат возникает под действием целенаправленных, индивидуально подобранных физических упражнений, которые называют лечебной физической культурой (ЛФК). 1.6 Дыхательная гимнастика

Занятия дыхательными упражнениями ведут к уменьшению частоты дыхания и увеличению содержания углекислого газа в организме.

Увеличивая или уменьшая объем вдыхаемого воздуха, можно изменить уровень стимуляции рецепторных зон верхних дыхательных путей и тем самым усилить или ослабить различные рефлексы. Так, например, раздражение носовой полости приводит к сужению сосудов скелетных мышц.

Подобные изменения происходят в организме на определенном уровне и во время непроизвольного дыхания человека. Однако осознанная, произвольная коррекция дыхания позволяет увеличить или уменьшить какой-либо стимул и таким образом добиться направленного воздействия в соответствии с имеющейся необходимостью. Такой эффект достигается при выполнении различных комплексов дыхательной гимнастики.

Выполнение дыхательной гимнастики имеет 2 главные основополагающие цели: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы и через воздействие на дыхательную систему вызвать изменения в различных органах и функциональных системах.

Человечество использовало дыхательные упражнения с древнейших времен. В разные эпохи отношение к этим упражнениям изменялось, но интерес к ним никогда не угасал. Специалисты разных стран относят дыхательные упражнения к числу действенных факторов оздоровления и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям.

Объем и характер внешнего дыхания является основой, на которой строится формирование дыхательной гимнастики различного функционального воздействия.

Различные комплексы дыхательной гимнастики состоят из следующих компонентов:

– частота и глубина дыхания;

– ритмические характеристики в связи с разными соотношениями временной продолжительности вдоха, выдоха и дыхательной паузы;

– грудное и диафрагмальное дыхание;

– направление вдыхаемого воздуха через нос или рот;

– искусственное сопротивление воздушному потоку.

Продолжительность вдоха и выдоха является важнейшей характеристикой дыхательных упражнений, по которой их можно разделить на следующие типы:

– упражнения, для которых характерен равномерный вдох и полный выдох с задержкой дыхания после выдоха в течение нескольких секунд. Такой вариант дыхания соответствует в основном функциям здорового организма. Он обеспечивает необходимое снабжение кислородом,

– удаляет излишки углекислого газа и дает возможность отдохнуть дыхательным мышцам во время паузы;

– упражнения, характеризующиеся глубоким дыханием. При их выполнении дыхание остается ровным с постепенным углублением до тех пор, пока оно не начнет сопровождаться шумом. Временной отрезок вдоха и выдоха примерно одинаков, между ними не наблюдается паузы. Дыхание должно быть свободным, медленным и ритмичным;

– упражнения, характеризующиеся дыханием со встречными движениями. При вдохе грудная клетка поднимается вверх, живот втягивается, при выдохе – наоборот. Дыхание должно быть медленным, равномерным и глубоким.

Упражнения, для которых характерен равномерный вдох и полный выдох, могут быть рекомендованы даже ослабленным и тяжелобольным людям.

1.7 Техника безопасности на предприятии.

С целью профилактики силикоза на предприятиях проводятся мероприятия:

-используются всевозможные технические средства, например, вытяжной вентиляции, автоматизации технологического процесса и дистанционного управления, воздушные души и др.

- ограничено использование сжатого воздуха для очистки поверхности.

-используются заменяющие песок материалов при абразивоструйной очистке, например, Купер шлак.

-используются индивидуальные средства защиты - респираторы

-запрещено пить, есть или курить вблизи пыли, содержащей диоксид кремния.

- применяются орошение помещений растворами для пылеосаждения;

- используются пылеулавливатели

-соблюдается личная гигиена - мытьё рук и лица перед употреблением пищи, смена рабочей одежды на реже чем раз в 3 дня.

Средства защиты для работников предприятия Уралвагонзавод

По санитарным правилам для литейного производства 2009г:

органов дыхания:

- Респираторы ШБ-1 «Лепесток-200», «Лепесток-40». Защищают от высокодисперсных аэрозолей (диаметр частиц не более 2 мкм) при концентрациях, превышающих ПДК в 200 раз; грубодисперсных аэрозолей и от высокодисперсных аэрозолей (диаметр частиц не более 2 мкм) при концентрациях, превышающих ПДК в 40 раз соответственно. Используются в литейных цехах при плавке и возгонке металлов.

- Фильтрующий противогазовый респиратор РПГ-67. Защищает от паров органических веществ (бензина, ацетона, спиртов, эфиров, бензола и др.). Используется в литейном производстве при изготовлении форм и стержней.

Специальная одежда:

- Специальная одежда для защиты от кислот, повышенных температур. В литейном производстве применяются на участках изготовления стержней.

Специальная обувь:

- Специальная кожаная обувь для защиты от повышенных температур, механических воздействий. Используется в литейном производстве на участках сушки форм и стержней, в плавильном и разливочном отделениях.

Средства защиты рук:

- Специальные рукавицы – для защиты от механических воздействий, используются в литейном производстве при плавке, разливке, выбивке, зачистке и других операциях.

Средства защиты лица. Защитные щитки :

– наголовный щиток с сетчатым корпусом и с подвижной рамкой. Защищает от инфракрасного излучения, ультрафиолетового, брызг расплавленного металла, искр.

Средства защиты глаз:

- Защитные очки из бесцветного стекла. Используются при зачистке литья.

- Светофильтры стеклянные для защиты глаз от вредных излучений на производстве из темного стекла,

Средства защиты органов слуха (противошумы) - наушники Используются в литейном производстве для обрубщиков, при сварочных работах, механической обработке, при сборочных работах.

Защитные дерматологические средства: защитные кремы; пасты отмывочно-защитные; мыло ДНС-АК; средство чистящее для труднорастворимых загрязнений «СОЖ».

.

Практическая часть

2.1 Анкетирование

Анкетирование проводилось на проходной Уралвагонзавода . ( Приложение 1 )

Анкетирование прошли 58 рабочих данного предприятия .

По итогам проведенного анкетирования ( опрос ) ,были получены следующие результаты :

18 человек страдают заболеваниями органов дыхания

7 человек из 18 болеют силикозам той или иной стадии

Рисунок 1

Портрет работника с заболеванием силикоз:

Возраст 25-40 лет

Средний стаж работы 15 лет

Работник основного цеха

Анкетирование работников страдающих силикозом проводилось во время ежегодного проф. осмотра у терапевта в заводской больнице г. Нижний Тагил. ( Приложение 2 )

Общее количество людей 24

По результатам анкетирование выявилось :

14 человек болею более 5 лет

регулярно посещают пульмонолога

20 человек не имеют группу инвалидности

4 человека имеют - 3 группу инвалидности

У всех больных наблюдаются сезонные обострения заболевания

10 человек используют только медикаментозное лечение

5 человек не медикаментозные

9 человек все доступные

20 человек получают санаторно-курортное лечение 1 раз в год .

15 человек проходят курс массаж 1 раз в год

9 человек проходят 1 курс массаж и ЛФК

24 человека слышали про пользу дыхательной гимнастики но никогда не применяли ее на практике

13 человек согласились пройти бесплатный курс «Школа здоровья»

Таблица 1

варианты

1

2

3

4

1

10

2

12

-

2

1

9

14

-

3

18

6

0

-

4

20

4

0

0

5

15

0

9

-

6

10

5

9

-

7

20

4

0

-

8

15

9

0

0

9

0

0

24

-

10

12

12

-

-

По результатам проведенного анализа анкетирования был составлен портрет работника страдающего силикозом и есть необходимость проведения «школы здоровья» для работников Уралвагонзавода так как на данный момент в практическом здравоохранении такая школа не разработана и не применяется .

2.2 Занятия в «Школе здоровья»

Совместно с врачами – реабилитологами предприятия нами был составлен комплекс упражнений дыхательной гимнастики для профилактики и лечения силикоза и план мероприятий по проведению обучения сотрудников предприятия .

Таблица 2

Календарь мероприятий «Школа здоровья»

Название

Описание

Дата

1

1 день

Организационное собрание участников мероприятия «Школа здоровья» и инструкторами

18 ноября 2019г.

2

2 день

Теоретическое занятие по данной методике

23 ноября 2019г.

3

3 день

Практическое занятие ( Обучение ) по данной методики .

6-7 Декабря 2019г.

4

4 День

Заключительный день , закрепление пройденного материала

14 Декабря 2019г.

5

Повторное тестирование

Март 2020г.

Первое занятие состоялось 16 ноября 2019 года в МСЧ Уралвагонзавода. На занятии присутствовал врач-реабилитолог, 13 сотрудников предприятия. На каждого сотрудника были оформлены карты наблюдения(краткий анамнез заболевания, вредные привычки, замерены дыхательные объемы).

Дыхательный объем ни у кого не превысил 500мл, резервный объем вдоха и выдоха не более 1200мл, ЖЁЛ в среднем - 2800мл, ОЁЛ в среднем - 3800мл

23 ноября проведено теоретическое занятие – лекция по АФО органов дыхательной системы и методике дыхательной гимнастики.

2.3 Опрос по биохакингу

Опрос проводился на проходной УВЗ , среди работников предприятия , которые согласились принять участие в данном мероприятии .

Опрос прошли 42 сотрудника данного предприятия

По итогам опроса получились следующие результаты

Рисунок 2

Заключение

Изучив литературные, статистические данные и интернет-ресурсы по этиологии, классификации, клиническим проявлениям, особенностям диагностики, лечения, ухода и профилактике силикоза мы пришли к выводу, что заболевание имеет большую социальную значимость, весьма распространенное, дающее большой процент серьезных осложнений, приводящий к инвалидизации людей в трудоспособном возрасте, резко снижающий качество жизни людей с данным диагнозом. Выделили значимую роль медицинских работников в выявлении факторов риска развития силикоза, умение смотивировать пациентов на соблюдение профилактических мероприятий и организовать данные мероприятия.

С этой целью мы провели анкетирование сотрудников предприятия, выявили факторы риска развития силикоза. Изучили методику дыхательной гимнастики, составили комплекс дыхательных упражнений. Был составлен план проведения «Школы здоровья» по профилактике силикоза и проведены занятия. В помощь участникам школы мы разработали Краткий on-line курс (памятку) по дыхательной гимнастике.

Все поставленные задачи выполнены, цель работы будет достигнута, когда мы научим пациентов дыхательной гимнастике, получим результаты повторных замеров дыхательных объемов.

Библиографический список

1. Конгресс экспертов WELLNESS г.Тюмень 19-22.09.2019 г.

2.Материалы СНПК «Актуальные вопросы профилактики и социально значимых заболеваний», «Авторская методика комплексного массажа для профилактики и лечения аллергических ринитов как метод немедикаментозного лечения», авторы Двинских Е.Д. , Пирожков А. Е. , руководители Удалова Е.Н., Демиденко Е.А., 2018г.

2. Дунаев, И.В. Руководство по классическому массажу/ учеб. Пособие / И.В.Дунаев, 2018.

3.Еремушкин, М.А. Основы реабилитации: учеб. пособие/ М.А. Ерёмушкин.- М:ОИЦ «Академия», 2016.-208с.

5.Макеева, Н.Н., Леспух, Н.И. Пособие по массажу/Н.Н. Макеева, Н.И. Леспух/.– Екатеринбург: УГМА, СОКПГВВ, 2013.-54с.

6. И.Ф. Костюк, В.А. Капустник, В.П. Брыкалин, А.А. Калмыков ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ Учебное пособие для студентов-иностранцев медицинских вузов III-IV уровней аккредитации Харьков 2007

7. ПЫЛЕВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ: ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ С.А. Бабанов, О.М. Аверина ГБОУ ВПО “Самарский государственный медицинский университет” Минздравсоцразвития России.

8.https://invlab.ru/texnologii/chto-takoe-biokhaking/

Приложение 1

Анкета для работников «Уралвагонзавод»

1.Ваш возраст?

1. До 25 лет

2. 25-40

3. Свыше 40 лет

2.Стаж работы ?

1. Менее 5 лет

2. 5-15 лет

3. свыше 15 лет

3. В каком цехе вы работаете ?

1. Основной

2.Вспомогательный

3. Административные подразделения

4. Соблюдаете ли вы технику безопасности ?

1. Всегда

2. Когда рядом руководства

. По мере возможности

5. Какие вы используете респираторы ?

1. Тканевые 2 с клапаном

6. Как часто вы меняете респираторы в процессе работы ?

1. Не меняю в течение смены

2. Меняю раз в день

3. Меняю регулярно

7. В каком состоянии находятся оборудования отчистки воздуха в вашем цеху ?

1. Хорошем

2. Отличном

3 Удовлетворительном

8. Какие виды песка применяются в вашем цехе

1. Обогащённые

2. Не обогащённые

9. Страете ли вы заболеваниями органов дыхания ?

1. Да

2. Нет

10. Страдаете ли вы силикозом?

1.Да

2.Нет

Приложение 2

Анкета для больных силикозом

Знаете ли вы как протекает заболевание силикоз ?

Да

Нет

Немного

Сколько лет вы страдаете данным заболеванием ?

1 год

5 лет

Более 5 лет

3. Как часто вы наблюдаетесь у врача пульмонолога

1. Регулярно

2. По мере необходимости

3. Не наблюдаюсь

Имеете ли вы группу инвалидности

1.Не имею

2. 3 группа

3. 2 группа

4. 1 группа

Как часто возникает обострение силикоза?

1.Раз в год

2.Раз в месяц

3. Редко

6.Какие методы вы используете при лечении силикоза ?

1.Только медикаментозные

2.Только не медикаментозные

3.Все доступные

7. Как часто вы проходите санаторно-курортное лечение

1.Регулярно

2.По мере возможности

3.Редко

8. Какие не медикаментозные методы вы используете

1.Массаж

2.Лфк

3.Дыхательные Упражнения

4.Все вышеперечисленное

9. Знаете ли вы о пользе дыхательных упражнений при профилактики и личении силикоза ?

1.Да

2.Нет

3.Слышал

10. Готовы ли вы пройти бесплатный курс «Школа здоровья» по Вашему заболеванию ?

1.Да

2.Нет

Приложение 3

Опрос по биохакингу

1. Сколько часов вы отводите на сон?

1.4-6 2. 6-8 3. 8 и более

2. Соблюдаете ли вы режим питания?

1. да 2. нет 3. затрудняюсь ответить

3. Какой рацион питания вы используете ?

1. Растительного происхождения

2. животного происхождения

3. смешанный рацион

4. Соблюдаете ли вы питьевой режим?

1. Да 2. Нет 3 затрудняюсь ответить

5. Курите ли вы ?

1. Да 2. Нет

6. Принимаете ли вы витамины?

1. Да 2. Нет 3. Доверяю только врачу ( по назначению врача )

7. Как часто вы занимаетесь сексом ?

1. не реже 1 раз в неделю

2. Не реже 1 раза в месяц

3. Не регулярно

Приложение 4

Дыхательные упражнения

Первичные ( утренние ) дыхательные упражнения

Упражнение № 1Занимайтесь сидя на стуле, спина должна быть прямой, плечи расправлены. Движения помогут вам дышать поверхностно.Поднимите плечи на вдохе и опустите на выдохе.Отведите плечи назад и сомкните лопатки на вдохе, на выдохе тяните руки вперёд.Вдох сочетается с наклоном корпуса вбок, выдох — с выпрямлением корпуса. Повторите наклон в другую сторону.Отведите назад голову на вдохе, наклоните её вперёд на выдохе.На вдохе развернитесь корпусом вправо, на выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите движение влево.Не контролируя дыхание, проделайте круговые движения плечами как при гребле

В процессе выполнения по телу постепенно разливается тепло, выступает испарина. Выполнение упражнения займёт не более 10 минут. Упражнение № 2Встаньте прямо, расправив плечи и втянув живот.На вдохе поднимайтесь на цыпочки и тяните руки вверх.Замрите в этом положении и задержите дыхание на несколько секунд.

Медленно опуститесь и спокойно выдохните.После каждого подъёма делайте небольшую передышку.

Вторичные (Дневные) дыхательные упражнения

1 упражнение .

1.Сделайте неглубокий вдох и выдох носом, следя, чтобы грудь и брюшная стенка не поднимались и не опускались во время дыхания.2.Зажмите нос пальцами, чтобы воздух не попадал в дыхательные пути. Не дышите, пока не начнёте испытывать лёгкий дискомфорт от нехватки воздуха. Засеките время начала паузы.3. Откройте нос и легко вдохните и выдохните

2 упражнение .

1.нужно встать ровно, руки выпрямить параллельно туловищу.

2.Затем опустив голову и округлив спину, медленно склониться к полу под углом не более 90 градусов.3.В конечной точке наклона нужно сделать быстрый вдох воздуха и вернуться в исходное положение, до конца не выпрямляясь.

3 упражнение .

1.Скрепите руки в ладонях и занесите над головой так, как будто вы держите топор, сделайте глубокий вдох.

2.На выдохе опустите корпус вниз так, чтобы руки проходили между ног.

4 упражнение

1.Встаньте прямо, руки лежат на бёдрах.

2.На вдохе подпрыгните и глубоко присядьте.

3.На выдохе вернитесь в исходное положение.

Приложение 4

Календарь мероприятий

Название

Описание

Дата

1

Собрание

Разработка методики « Комплексная методика профилактики и лечения силикоза»

Сентябрь-октябрь 2019

2

Презентация работы

Выступление с докладом на студенческой научно-практической конференции « Здоровье для всех , все для здоровья»

31 октября 2019г.

3

Собрание

По итогам конференции и перспективе дальнейших действий

1 Ноября 2019г.

4

Анкетирование

Проведение анкетирования среди работников Уралвагонзавода и анализ полученных результатов по проблеме распространения силикоза .

2 -15 ноября 2019г.

5

Собрание по итогам полученных результатов

Разработка принципов проведения «Школа здоровья» для профилактики и лечения силикоза в практическом здравоохранении

16 ноября 2019г.

6

Презентация работы

Выступление с докладом на конференции «Экология: человек ,культура, качество жизни»

27 Ноября 2019г.

7

Собрание по Итогам конференции

28 Ноября 2019г.

Приложение 5

Биохакинг

Название

Описание

Дата

Собрание

Разработка анкеты « Опрос по биохакингу»

17 января 2020

Опрос

Опрос на предприятии

18-19 января

Разработка брошюры

Разработка методических указаний

24 января 2020

Распространение брошюр

Распространения методических указаний работникам УВЗ.

1-2 февраля

5

Повторное тестирование

Март 2020г.

Приложение 6

Показатели инвалидности, смертности.

Стаж работы

Инвалидность, %

Смертность, %

До 5 лет

2

0

5-10 лет

7

1

10-15 лет

16

3

Более 15 лет

20

5

Приложение 7

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области