Статья Носовой Натальи Николаевны,
учителя МОУ «НОШ 23»г Ухты республики Коми
Эффективные способы сохранения знаний.
В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС начального общего образования к результатам обучения, у учащихся должны быть сформированы предметные, метапредметные и универсальные учебные действия.
Современный ученик получает массу информации, новых знаний. Как всё запомнить, не растерять и использовать при необходимости? Это возможно!
Одни из способов структурирования полученных знаний – их фиксация в сжатой форме. Это значит, обобщённые знания зафиксированы коротко, но в полном объёме. Эффективно использование методов графической организации текста. Тем более, что графическая организация текста для многих обучающихся является необходимой в силу специфики их способов восприятия информации.
Старый, но результативный метод графической организации текста- оформление его в таблицу. Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленной в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц –важнейший метод структурирования. Приведу несколько дидактических упражнений, основанных на табличном методе.
Составление таблицы на основе изученного правила;
Например, учащиеся на уроках русского языка познакомились с видами второстепенных членов предложения. Задание: используя текст, составьте таблицу-опору.
По грамматическому значению второстепенные члены делятся на виды: дополнение, определение, обстоятельство.
Второстепенный член предложения , который отвечает на вопросы косвенных падежей(кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?) и обозначает предмет называется дополнением. Дополнение подчёркивается пунктирной линией.
Второстепенный член предложения , который отвечает на вопросы (какой? чей?) и обозначает признак предмета называется определением. Подчёркиваем волнистой линией.
Второстепенный член предложения , который обозначает где , когда и каким образом происходило действие и отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? называется обстоятельством. Подчёркивается точка, тире.
название | вопросы | обозначение |
дополнение | ||
Заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста;
величина | мерки | прибор |
длина | ||
весы | ||
л |
Построение таблицы по образцу, когда, например, заполнена первая строка или столбец;
Описание логики построения таблицы и др.
Сегодня существует много интересных приёмов, связанных с составлением таблиц. Эти приёмы раскрыты в технологии критического мышления: двойной дневник, «знаю, хочу узнать, узнал»(Д.Огле) и др.
Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).Это популярный метод и часто используемый педагогами.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
вызов, осмысление, рефлексия. Прием кластера может применяться на любой из стадий.
• На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
•На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
•На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.
Можно использовать практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.
В качестве примера приведу составление кластера на уроке русского языка в 4 классе по теме « Второстепенные члены предложения». На этапе актуализации знаний по теме «Предложение» учащиеся заполняют кластер. Остаётся несколько пустых мест. Почему? Недостаточно знаний. Дети выходят на тему урока.
В дальнейшем составленный кластер позволяет иметь структурированные знания по теме «Предложение»
Применение данного метода
•позволяет охватить большой объём информации;
•вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
•развивает системное мышление;
•учит систематизировать учебный материал;
•развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации;
Практикую составление кластеров по всем большим темам учебных предметов. Это позволяет моим ученикам сохранить информацию и полученные знания. После долгих летних каникул учащиеся быстро восстанавливают их, так как у них есть опоры. Вместе с прочными предметными знаниями, формируются УУД. У учащихся формируется умение учиться.