Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема "Путешествие в удивительный мир песка"

Цель Прививать интерес к познанию окружающего мира, продолжать закреплять знания детей о свойствах песка приобщать к навыкам проведения лабораторных опытов. Формировать художественное мышление через нетрадиционные способы рисования. Задачи Задачи. Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания о песке и добывать новые. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения. Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника Вызвать интерес к поисковой деятельности. Развивать личностные свойства целеустремлённость, настойчивость, решительность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Тема: "Путешествие в удивительный мир песка"

Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира, продолжать закреплять знания детей о свойствах песка; приобщать к навыкам проведения лабораторных опытов. Формировать художественное мышление через нетрадиционные способы рисования.

Задачи: Задачи. Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания о песке и добывать новые.

Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

 Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника

Вызвать интерес к поисковой деятельности.

Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.

Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, вода, трубочки, палочки, лупа, воронки, пластиковые ложечки, пластиковые тарелочки, салфетки, мультимедийное оборудование. Презентация «удивительный мир песка».

Предварительная работа: Создана развивающая среда, пополнена мини лаборатория соответствующим оборудованием для проведения опытов. Изготовлены мнемотаблицы, схемы.

Составлено перспективное планирование.

Были проведены беседы: «Где можно найти песок?», «Пустыня-какая она», “Откуда берётся песок”.

Просмотр фильмов, презентаций «Удивительный песок», «Растительный и животный мир пустыни «Постройки из песка», «Для чего нужен песок».

Наблюдение и игры с песком на прогулке.

Опыты и эксперименты.

Рассматривание книг, иллюстраций чтение энциклопедий.

Запланирована экскурсия к реке Муя к песчаной косе.

Словарная работа: Стекловары, дюны, пескография.

Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении, через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Продолжать знакомить детей со свойствами песка.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать мышление, внимание, наблюдательность.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Закрепить знания о применении песка.

Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.

Предварительная работа:

Беседы: «Где можно найти песок?». «Пустыня-какая она». “Откуда берётся песок”.

Просмотр фильмов, презентаций «Удивительный песок», «Постройки из песка», «Для чего нужен песок».

Наблюдение и игры с песком на прогулке.

Чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки»,

О. В. Дыбина «Неизведанное

Рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу морей, рек и озёр, изготовление цветного песка (измельчение цветного мела и смешивание с песком), изготовление заготовок для рисования просмотр познавательных мультфильмов рядом».

Оборудование: «Волшебный мешочек» с песком, контейнеры с песком, лупы, лейки с водой, иллюстрации.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с Вами будем исследователями и отправимся в удивительную страну. А в какую мы страну отправимся и что будем исследовать мы узнаем, после того как отгадаем загадку.

Воспитатель:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже

Воспитатель: что это?

Дети: Песок.

Воспитатель: Правильно!

Значит, исследовать мы сегодня будем песок.

Сегодня мы с вами поговорим о песке: Что такое песок? Где его можно встретить? Какой он бывает? и как люди его используют?

Воспитатель:

Ребята! А как вы думаете? что такое песок?

Песок – это природный материал, полезное ископаемое, относится к неживой природе.

Сейчас мы с все посмотрим на волшебный экран, и расскажем много интересного об обычном, на первый взгляд, песке.

Слад 1 Река. Речной песок, его добывают со дна рек. Этот вид песка практически не содержит глины. Состоит из крупных песчинок и камешков.

Слайд 2 Море. Морской песок бывает разного цвета: состоящий из очень мелких песчинок и из мелких камешков.

Слайд3 Карьерный (горный) песок.

Карьерный песок содержит различные примеси, в частности, глину, камни и пыль.

Слайд 4 Песок пустыни: барханы.

Во время песчаных бурь в пустыне песок имеет страшную, разрушительную силу.

Слайд 5 Стекло

Песок применяется при изготовлении стекла.

Слайд 6 Дорожные работы.

Песок используют в дорожных работах. Прежде чем положить асфальт делают песчаную подушку.

Слайд 7 Бетон.

Песок входит в состав очень крепких материалов цемента и бетона, которые используются в строительстве.

Слайд 8 Детский сад.

Ну и конечно, песок привозят в детские сады и на детские площадки, где играет детвора.

Слайд 9 Замок из песка.

Из песка создают песчаные скульптуры.

Слайд 10 Рисунок на песке.

На песке можно рисовать. Художник вместо красок использовал удивительный материал – песок. Такая техника называется пескография.

Игра «Хорошо –плохо»

На экране я видела картинку пустыни. Уважаемые исследователи я предлагаю вам порассуждать, что такое пустыня.Дети - Это огромная территория на нашей планете, покрытая песком, где днем бывает очень жарко, а ночью холодно. Где дуют настоящие песчаные ветры, собирая миллионы песчинок. Подумайте, на какое слово похоже слово пустыня Дети – пусто. Воспитатель. Верно. Но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные хорошо приспособились к существованию в пустыне. Кого из животных мы можем увидеть в пустыне? Дети рассказывают, а на экране появляются картинки животных: верблюд, змеи, варан, скорпион. Уважаемые исследователи! А я вот думаю: как трудно двигаться по песку: ноги проваливаться, зарываются в песок, полные ботинки песка, а машина вовсе не сможет ехать, она просто забуксует в песке. Как Вы считаете? Я рассказала плохое про песок. Может Вы похвалите песок и расскажите хорошее.

Дети: Для животных пустыни песок необходим для жизни. Ночью животные зарываются в песок и не мерзнут, а днем наоборот спасаться там от жары. Используется песок - в строительстве. Для здоровья полезно ходить босиком по песку. Для безопасности песком посыпают дорожки в гололед. Песком тушат пожар, Да Вы правы, и я с вами соглашусь….

Воспитатель: Наше путешествие продолжается Ребята! Раз мы уже в песочной стране я предлагаю Вам

надеть фартуки и подойти к песочнице.

Стали удобнее протянули руки к песку.

Давайте поздороваемся с песком

Игра «Здравствуй песок!»

Здравствуй, здравствуй песок!

Здравствуй, здравствуй дружок!

Будем мы с тобой играть . И не будем обижать.

(дети проговаривают слова и различными способами дотрагиваться до песка)

Воспитатель: Ребята сегодня мы будем ставить различные опыты с песком. А кто же нам предлагает такие эксперименты? Кто хозяйка песочницы?

Дети: Песочная черепашка. Чтобы черепашка появилась и захотела с нами пообщаться, давайте расскажем ей все о песке, например, давайте найдем ответ на вопрос:

Эксперимент №1 «Откуда берётся песок?»

Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Ход эксперимента:

Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.

Как вы думаете, что это сыплется?

Возьмите лупы, рассмотрите это.

Как мы получили песок?

Как в природе появляется песок?

Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.

Молодцы ребята! На вопрос «Откуда берётся песок?» мы ответили.

Следующий вопрос.

Эксперимент №2 «Из чего состоит песок» Насыпьте сухой песок на листок бумаги, с помощью лупы рассмотрите его.

Из чего состоит песок? (песчинок, камешков)

Как выглядят песчинки?

Похожи ли песчинки одна на другую?

Какие они? (песчинки разной формы и цвета).

Вывод: Песок состоит из маленьких песчинок и камешков, песчинки разной формы

Эксперимент №3«Сухой и мокрый песок»

Материал: с песок сухой и мокрый песок.

Ход эксперимента:

Воспитатель: Предлагаю Вам потрогать песок, который слева от вас.Какой это песок? (сухой). А теперь потрогайте песок, который справа от вас.Какой это песок? (Мокрый).

Значит, мы будем говорить о мокром и сухом песке.

В нашем электронном журнале появились значки – солнышко, значит, мы будем говорить о песке сухом. Капелька, значит, мы будем говорить о песке мокром.

Эксперимент №4

Воспитатель: Ребята, давайте возьмем наши стаканчики и насыплем в них песок (дети выполняют задания) Выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. В месте падения постепенно образуется конус, растущий в высоту.

Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус (дети пробуют). Получается? (да)

-А теперь с мокрым (дети пробуют) Получается? (нет)

- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись). Мокрый, какой песок - плотный, ластичный легко лепится.

Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.

-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить колобок)

Вывод: Сухой песок сыпучий и мокрый песок имеет общее с водой качество «текучесть».

а мокрый - плотный, ластичный легко лепится,

Фиксация опыта в электронном журнале.

Эксперимент №3 «Песок в воде»

Материал: стакан с водой с водой, сухой песок, ложечка.

Ход эксперимента: в стакан с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет.

Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.

Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Фиксация опыта карточкой:

Песок — тяжелый - это свойство песка мы отметим камнем на карточке.

А пыль песочная легкая - это свойство песка мы отметим перышком на карточке.

Воспитатель. Ну что ж ребята, я вам предлагаю подвести итоги о свойствах сырого и сухого песка.Дети по значкам на мольберте рассказывают о свойствах сырого и сухого песка.

Самостоятельное открытие знаний: Песок – это природный материал, относится к неживой природе, состоит из песчинок, мелких камешков, сухой песок сыпучий, влажный лепится, и сухой песок имеет общее с водой качество «текучесть».

Воспитатель. Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в нашей лаборатории объявляется перерыв для отдыха. Давайте немножко поиграем.

Физкультминутка.

Поутру из черной тучи,

Капал дождик целый час,

Отсырел песок сыпучий,

За колиткою у на,

Сразу взялся я за дело,

И построил дом с окном,

Утром солнышко пригрело,

И рассыпался наш дом.

Воспитатель: а сейчас мы с вами из научной лаборатории отправимся в лабораторию творческую.

— А теперь мы превратимся в художников. На левой ноге покружись и в художника превратись. Скажите, чем рисуют художники? Правильно, карандашом или кисточкой. А мы с вами будем рисовать пальчикам, на песке.

Воспитатель: Ребята! А Вы любите сказки, рассказы? Я сейчас буду рассказчиком, а Вы художниками.

Наступила Весна. На небе появилось ласковое, теплое солнышко. Но вдруг прилетела синяя туча, и пошел дождь. Подул ветерок и сдул тучу. И снова появилось солнышко. Его ласковые лучики прогрели землю. Появилась травка и первые цветочки подснежники. И Вся полянка ожила. Жители весенней полянки стали радоваться чудесному пению птиц и теплому солнышку.

Вот такой получился замечательный рассказ. Ребята Вы Молодцы как настоящие художники проиллюстрировали наш рассказ.

Воспитатель: Ребята, если вам понравилось рисовать на песке и наше необычное путешествие с исследованиями уголке вашего рисунка нарисуйте улыбающийся смайлик, а если вам было сложно и не интересно тогда грустный.

Дети рисуют. Хвалит детей, говорит, что ваши иллюстрации к рассказу о весне у всех получились. Дети рассматривают все рисунки.

Воспитатель: а сейчас ребята я предлагаю подойти к песочнице, протяните руки над песком. Давайте попрощаемся с Песочной страной.

В ладошки наши посмотри - Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

До свиданья, песок. До свиданья, дружок.

Ребята! На протяжении всего экспериментирования за нами наблюдала песочная черепашка. Она очень довольна вашими открытиями, благодарит Вас за интересные правильные ответы. Она желает Вам дальнейших интересных исследований и открытий. Она предлагает Вам в дар записные книжки, в которых Вы будете записывать свои исследования.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области