Проект
«Дети-герои Великой Отечественной войны»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель проекта – отдать дань памяти детям-героям ВОВ, развитие в детях чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный маленькими героями, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Задачи проекта
— пробудить интерес дошкольников к героям и событиям Великой Отечественной войны;
— познакомить детей с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.
— воспитывать патриотизм, уважение и признательность героям Великой Отечественной войны;
— собрать информацию и подготовить рассказы о малолетних героях Великой Отечественной войны для выступления с ними перед группой;
— формировать у воспитанников навыки работы с дополнительным материалом и историческими документами с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления;
— повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности дошкольников;
— сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет;
— привлечь родителей к совместной деятельности.
Вид проекта: познавательно-исторический, группой.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Педагогические принципы реализации проекта:
поисково-исследовательской деятельности;
Личностно-ориентированного обучения;
дифференциации и интеграции всех видов деятельности;
непрерывности.
Актуальность
В 2015 г. исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., что позволяет еще раз обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине.
Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Это они в несовершеннолетнем возрасте перенесли все тяготы и ужасы войны: немецкие концлагеря, проживание на оккупированных территориях, участие в подполье, партизанских отрядах. Это они трудились наравне со взрослыми, в тылу на фабриках и заводах, на полях колхозов и совхозов, принимали участие в мероприятиях помощи Армии.
И сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах детей, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего. Это подчеркнул В.В. Путин в своем Послании Президента РФ Федеральному Собранию: «Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики».
У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, “сензитивный” для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Продукты проектной деятельности: краеведческий материал (рассказы, портреты героев, фотографии и документы, письма из семейных архивов и т.д.), альбом о детях-героях ВОВ, рисунки «От нас, не видевших войны…», поделки «Военная техника», конспекты НОД, сценарии праздников «Знамя Победы», «Мы будем помнить ваши имена».
Словарный минимум: Патриот, честь, достоинство, долг, Отечество, тыл, фронт, артиллерист,
Основные формы реализации проекта: Экскурсии, НОД, мини-выставки, сюжетно-ролевые игры, составление рассказов, физкультурный досуг, консультации для родителей.
Модель реализации: Направления деятельности
Сотрудничество с родителями
Взаимодействие с детьми
Взаимодействие со специалистами
Ожидаемые результаты проекта:
-пробуждение интереса подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;
— проявление интереса к чтению художественной литературы патриотической направленности;
— приобретение дошкольниками навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;
— закрепление сведений о героях в памяти воспитанников с помощью рассказов — презентаций о малолетних героях Великой Отечественной войны;
— развитие личности дошкольников путем прививания чувств патриотизма, благодарности и сопереживания детям войны, проявление подрастающим поколением внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям;
— создание альбома о малолетних героях и их подвигах с целью дальнейшего использования;
-повышение эффективности детско-родительских отношений и родительского авторитета в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
— вовлечение родителей в педагогический процесс ДСО, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДСО.
План реализации проекта
1.Подготовительный этап (выявление проблемы, определение цели и задач). Подбор материалов по теме проекта
1.Постановка проблемного вопроса «Могут ли дети быть героями войны?»
2.Подборка художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений
3.Пополнение предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию
4.Распределение работы между участниками проекта
5.Работа с родителями по привлечению их к реализации проекта
6.Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»
2.Организационно-практический этап
1. Познакомить детей с людьми, совершившими подвиг в Великую Отечественную войну.
2.Чтение стихотворений и рассказов о войне
«Дорога жизни»
«Жила-была девочка»
В.Блинов «Хлебная карточка»
В.Катаев «Сын полка»
Книги серии «Пионеры-герои»
Л.Кассиль «Улица младшего сына»
В.Губарев «Рассказы о юных героях»
«Гаврош» из «Отверженные» В.Гюго
«Юные партизанки» В.К. Яковенко
«Партизан Леня Голиков» Ю. Коропков
«Дети герои Великой Отечественной войны! А. Печерская
«Сын артиллериста» К. Симонов
«Война и дети» А.Гайдар
3. Экскурсия в школьный музей боевой славы
4 . Просмотр мультфильма «Мальчиш – Кибальчиш»
5. Физкультурный досуг «Бравые солдаты»
6. Детский конкурс стихов и песен о войне.
7. Организация в каждой группе передвижной библиотеки «Произведения о войне»
Заключительный этап
1. Праздники «Знамя Победы», «Мы будем помнить ваши имена».
2. Оформление альбома с рассказами детей «Дети-герои Великой Отечественной войны».
3. Презентация рассказов о малолетних героях Великой Отечественной войны .
4. Фотовыставка «Дети войны».
5. Оформление альбома «Дети-герои Великой Отечественной войны
Литература:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации
Великая Отечественная война 1941 – 1945: Словарь-справочник/ М. М. Кирьянова. – М., 1985.
Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольныхучреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 112 с.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному :нейропедагогика — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
Летопись Великой Отечественной. 1941 – 1945: М.: Молодая Гвардия, 1985.
Энциклопедия для детей. История России. Т. 5, Ч. 2, 3. – М.: Аванта, 1997.