Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проектная деятельность, как эффективная форма реализации культурных практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребёнка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проектная деятельность, как эффективная форма реализации культурных практик

целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребёнка.

Подготовила: Коржанова Ольга Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 12,

г. Оленегорск Мурманская область

Человек – это индивидуально-целостное существо, имеющее телесно-душевно-духовную организацию, которая только и позволяет говорить о становлении личности, способной к самоопределению. Становление человеческого в человеке строится с самого рождения. Все, что совершает человек, и все, что с ним случается, есть результат его личного усилия, его выбора. Человек в образовательной системе, – это уникальное, свободное и целостное существо: в каждом поступке человек выказывает себя целиком.

(М. Шелер).

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько грамотно воспитатель строит свою работу.

Практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка в детской деятельности – это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность. Практики целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка способствуют единству:

– физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

– эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной

отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

– духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

Технология проектирования и использование метода проектов в ДОО с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Проектная деятельность на современном этапе стала приоритетной. Критерием того, что данный принцип работает, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - основа взаимодействия субъектов. Проектная деятельность являет собой целостную систему, обеспечивающую вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления.

Мною разработан и реализуется на старшей группе проект «Секреты здоровья».

Начиная работу над проектом «Секреты здоровья», выявила основную проблему - недостаток знаний у детей о культуре гигиены, о здоровом образе жизни; невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление психофизического здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Поэтому целью проекта стало:

Создание благоприятных условий для укрепления гармоничного физического развития ребенка. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Поставила перед собой ряд задач:

1. Развивать у детей готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.

2. Формировать умение самовыражения, самопознания у воспитанников.

3. Воспитывать привычку и потребность в здоровом образе жизни.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах ЗОЖ, активизация роли родителей в создании ЗОЖ.

Девиз проекта: «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу!».

Работа проводилась в несколько этапов.

Подготовительный этап включал в себя следующие мероприятия:

Оформление консультаций, памяток, буклетов для родителей.

Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, художественной литературы.

Оформление картотеки стихотворений, загадок, пословиц;

Оформление картотеки дидактических и подвижных игр.

Анкетирование родителей на тему «Здоровый образ жизни», проведение опросника «Что такое здоровье?»;

Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.

Анализ заболеваемости детей и составление «Паспорта Здоровья» группы.

Исходя из поставленных задач, разработала перспективное планирование, конспекты занятий, оформила уголок для родителей по ЗОЖ «Растём здоровыми», изготовила нестандартное оборудование в физкультурный центр, дополнила уже имеющиеся, картотеки: пальчиковых и дыхательных гимнастик, корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия, сколиоза, бодрящей гимнастики, оздоровительных и подвижных игр, физминуток и физпауз, динамических пауз, самомассажей.

На основном этапе работа проходит по двум направлениям:

работа с детьми, работа с родителями. Работа с детьми проводится в соответствии с образовательными областями ФГОС и с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка группы, по данным разделам:

1. Организация групповых традиций - это:

"Музыкальные минутки", "Релаксационные паузы", "Двигательные минутки", "Оздоровительные минутки", включающие дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, упражнения и игры на координацию речи и движения, самомассаж; упражнения с массажными ковриками; различными массажёрами.

2. Ежедневная профилактическая работа:

точечный массаж, комплексы упражнений по профилактике близорукости, плоскостопия, нарушений осанки, дыхательная гимнастика, снятие умственной усталости во время НОД (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин), ежедневные прогулки, различные виды закаливания, оптимальный двигательный режим.

3. «Беседы здоровья»: «Культура гигиены», «Культура разговора», «Культура питания», «Культура внешнего вида» и другие.

4. «Речевое развитие» включает: чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок о здоровье, беседы на тему здоровья.

5. «Познавательное развитие» включает:

- рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни;

- ряд занимательных дел: «Чудо овощи», «Где спряталась витаминка?»;

- образовательная деятельность «Секреты здоровья»; «Волшебница-вода»; «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке».

6. «Художественно-эстетическое развитие»:

- рисование, аппликация, лепка, ручной труд по теме проекта; пение, ритмопластика и др.

7. «Социально-коммуникативное развитие» - создание условий для сюжетно – ролевых, коммуникативных игр.

8. «Физическое развитие» - подвижные игры и упражнения, развлечения, досуги, дни и недели здоровья.

9. Самостоятельная игровая деятельность: создание условий для дидактических, настольно-печатных, конструктивных игр.

10. Использование ИКТ: интерактивные игры и презентации.

В работе с родителями используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы: семинары-практикумы; родительские собрания в форме «Круглого стола»; мастер-классы по изготовлению нетрадиционного физкультурного оборудования; выпуск семейных газет и рукописных книг «Традиции ЗОЖ в моей семье»; выставка газет под девизом «Папа, мама, я – здоровая семья!»; анкетирование, информационные буклеты и памятки; информационные презентации; дни открытых дверей; папки-передвижки; «Почта ЗОЖ» (сбор вопросов, интересующих родителей); совместные экскурсии, праздники и развлечения.

На данном этапе проекта получены следующие результаты:

Для детей:

- Снижение уровня заболеваемости;

 - Повышение уровня физической подготовленности;

 - Формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни;

-Благотворное влияние профилактических упражнений на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

Для родителей:

Повышение компетентности родителей в вопросах

физического развития и здоровья;

Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ;

Для воспитателей:

- Качественное освоение инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей;

- Повышение своего профессионального уровня.

Проект находится в реализации и на заключительном этапе запланировано:

- презентация проекта на родительском собрании в виде «Круглого стола», организация выставки родительских рукописных книг по теме «Папа, мама, я - здоровая семья!»;

- создание "Картотеки по формированию ЗОЖ у детей": «Физминутки»; «Гимнастика для глаз»; «Ленивая» гимнастика»; «Дыхательная гимнастика»; «Психогимнастика», «Игры, которые лечат», «Подвижные игры»; «Пальчиковые игры», «Точечный массаж»;

- создание кейс-папки для родителей "Укрепление здоровья детей в семье", в которую войдут памятки, рекомендации, буклеты, консультации по теме проекта и выставка детских рисунков.

В ходе проекта дети познакомились со способами сохранения и укрепления здоровья, стали проявлять: интерес к физическим упражнениям. Родители стали более активно участвовать в создании условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Кроме того, проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению для сохранения и укрепления здоровья. Проект стал интересен всем субъектам сотрудничества: воспитателю, детям и их родителям. И продолжается дальше.

Таким образом, на практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен в реализации культурных практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребёнка и содействует овладению основными культурно-гигиеническими навыками, соблюдению элементарных правил здорового образа жизни, освоению правил безопасного поведения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области