Педагог-психолог Косач М.Н.
Нижний Тагил
Особенности развития коммуникации у дошкольников
с расстройствами аутистического спектра
Анализ специальной литературы по развития коммуникативных навыков у детей показал, что в современных научных исследованиях глобально изучены вопросы о структуре коммуникативных способностей, этапах развития и содержании детского общения при нормальном онтогенетическом развитии. В то же время, практически отсутствуют сведения об особенностях развития коммуникативной сферы дошкольников с РАС, не освещены вопросы коррекционных воздействий, способствующих развитию коммуникативных способностей указанной категории детей.
Теоретический анализ показал, что РАС является группой первазивных нарушений развития, включающей совокупность черт личности и особенностей поведения, составляющих ядро аутистического нарушения, клинические проявления которого могут быть выстроены в ряд от тяжёлой формы до более лёгких форм.
Дошкольников с РАС характеризуют:
- трудности понимания других людей (нарушения гностического компонента коммуникативных способностей);
- трудности адекватного самовыражения и передачи информации (нарушения экспрессивного компонента);
- затруднения в процессе поддержания взаимодействия и взаимообмена информацией (нарушения интеракционного компонента коммуникативных способностей).
Также нарушенными являются вспомогательные компоненты коммуникативных способностей:
- общительность (недостаточная потребность в общении);
- эмпатия (детям трудно понять чувства другого человека, а, значит, проявить сочувствие);
- социально-психологическая адаптация (недостаточное понимание взаимосвязей окружающего мира и быстрая истощаемость обусловливают нарушения поведения в различных социальных ситуациях);
- развитие речи (все дошкольники с РАС имеют нарушения грамматического строя речи или являются мутичными).
Дошкольники с РАС характеризуются разным уровнем овладения когнитивной деятельностью (от способности решать интеллектуальные задачи, соответствующие возрасту, до тяжёлых нарушений когнитивных функций с крайне низкой возможностью выполнения познавательных задач).
В процессе изучения особенностей развития коммуникативных способностей и когнитивной сферы дошкольников с РАС выделяют 3 группы детей в зависимости от соотношения когнитивного и коммуникативно-аффективного развития и уровня развития коммуникативных способностей: - дети, имеющие значительно менее развитую коммуникативно-аффективную сферу по сравнению с когнитивным развитием;
- дети с невыраженными нарушениями коммуникативно-аффективной сферы, но выраженными нарушениями когнитивной сферы;
- дети, имеющие ярко выраженные нарушения как коммуникативно-аффективной, так и когнитивной сфер.
В научной и методической литературе проблема коррекционных воздействий, способствующих развитию коммуникативных способностей в детском возрасте, является недостаточно освещенной, что же касается категории дошкольников с РАС, то обнаруживается значительный дефицит исследований применительно к детям с данной формой дизонтогенеза. Описаны лишь отдельные приёмы по формированию коммуникативных навыков, при этом отмечается недостаток диагностических методик, позволяющих оценить уровень развития коммуникативных способностей. Остаются актуальными вопросы о содержании работы, способствующей развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с РАС.