Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Комплексная система оценивания учебных достижений по изобразительному искусству"

Познакомить с разными способами оценивания достижений учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях ФГОС, доказать их эффективность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №18 имени Маршала А.М. Василевского

(МБОУ школа №18 имени Маршала А.М.Василевского)

155815 Ивановская область, город Кинешма, улица им. Юрия Горохова, д.8

сайт школы: www.kineshmaschool18.iv-edu.ru

телефон (факс) (49331) 2-04-67; school18kin@mail.ru

Доклад на тему:

«Комплексная система оценивания учебных достижений по изобразительному искусству».

Работу подготовила:

Филина Ольга Владимировна,

учитель ИЗО

I квалификационной категории

МБОУ школы №18 им.

Маршала А.М.Василевского

г. Кинешма Ивановской области

2019г.

Педагогическая оценка должна побуждать ребенка быть лучше, она должна помочь видеть его лучшие качества.

В. А. Сухомлинский

Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика.

ФГОС впервые нацелил педагогическое сообщество на комплексную систему оценивания учебных достижений учащихся, т.е. оценивание предметных и метапредметных учебных достижений одновременно в ходе учебного занятия.

Оцениванию на уроках ИЗО подлежат не только специальные художественные способности школьника, но и его творчество, инициатива, составляющие основу созидательной деятельности. Важно наряду с художественным творчеством оценивать интеллектуальные инициативные творческие проявления школьника: оригинальность его вопросов, самостоятельных поисков дополнительного материала, высказанных интересных предположений и т.д.

Отметка −это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи.

Оценка −это словесная характеристика результатов действий. Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное).

Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Арсенал используемых форм оценивания учащихся на уроках ИЗО разнообразен.

Формы контроля уровня обученности по изобразительному искусству.1.Творческие работы (индивидуальные и коллективные)2.Выполнение и презентация проектных работ (минипроекты)3.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.4.Тесты5.Викторины.Кроссворды6. Портфолио (Под портфолио обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Особая ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку, характеризующую суммарный (комплексный) результат. )7.Комплексная итоговая работа

Cуществующая отметочная система оценивания в области «Изобразительное искусство», основанная только на одном конечном продукте – детском рисунке  не дает возможности оценивания личностных достижений учащихся, не даёт полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.

Крайне важным становится обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, а так же ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика. Учитель и ученик должны определять оценку и отметку вместе, сообща.

Система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата

духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

Ниже представлены возможные формы диалогового (внешняя оценка + самооценка) оценивания учащихся на уроках изобразительного искусства.

1) Представление и защита творческой работы.

Основная часть учебного времени отводится на творческую деятельность. Важно дать возможность учащимся не только выполнить творческую работу, но и высказать своё мнение о работе, а так же выслушать мнения других (одноклассников, учителя). Обсуждение работ происходит разными способами:

по организации обсуждения: выставка всех работ, индивидуальное или групповое представление;

по форме обсуждения: «Что нравится в рисунке?».«У кого получилось лучше то или иное изображение?»;

«Цепочка». Вопрос: чья работа вам нравится больше всего? Почему? Дальше продолжает тот, чью работу отметили и т.д. Так обсуждаем каждую работу и находим, за что похвалить каждого ученика. В обсуждении принимает участие каждый ученик.

2) «Отзыв о творческой композиции».

Это одна из форм учебной деятельности, способствующей формированию адекватной самооценки обучающихся на уроках изобразительного искусства.

Примерный план отзыва о композиции:

название, тема; сюжет, какими могли бы быть другие варианты в данной теме;

почему выбрана эта тема, что хотелось в ней выразить (содержание);

какие выразительные средства были использованы (композиция, перспектива, светотень, цвет).

3) «Портфолио или Портфель достижений ученика по предмету».

«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в художественном творчестве, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Портфолио учащегося. «Портфель достижений ученика». Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфель достижений ученика». Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика.

Лист «портфеля» может заполняться как учителем, так и самим учеником (совместно с учителем или под его контролем).

Для активизации совместной работы с родителями по развитию познавательной и созидательной деятельности ребенка заполнение листа личных достижений можно рекомендовать родителям.

Лист индивидуальных достижений учащихся

4) Обучение алгоритму самооценивания работы.

Алгоритм самооценки:

1 . Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания?

7. Определи уровень успешности, на котором ты выполнял работу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

Использование алгоритма самооценивания выполненных заданий значительно повышает эффективность работы учеников.

Рейтинговый лист

Рейтинговая система одна из лучших педагогических хитростей, поощряющая ученика к работе над собой, развивая его познавательную активность. Использование этой системы может помочь в возможности активно влиять на процесс обучения.

Совокупный образовательный эффект от применения рейтинговой системы оценивания:

Повышение учебной мотивации и ответственности;

-Рост социальной активности;

-Признание равноценности различных образовательных траекторий;

-Ориентация на успех;

-Более адекватная самооценка;

-Осознанный жизненный выбор;

Хочется отметить, что данная система:

снижает уровень тревожности школьника

способствует повышению объективного оценивания ученической успешности и проведению своевременной направленной коррекции

стимулирует активизацию учебной деятельности

закрепляет в учениках веру в свои силы и развивает в них самостоятельность, воспитывает сотрудничество, чувства выбора и ответственности

позволяет отследить динамику развития ребенка на всех этапах обучения

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области