900 дней и ночей
Сценарий мероприятия ко дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Цель: обучение детей памяти о жесточайших фактах ВОВ, что блокада Ленинграда – есть военное преступление вермахта и его союзников. Развивать качества в характере детей: смелость, стойкость, мужество. Воспитывать преданность и любовь к Родине.
Ход мероприятия
Звучит музыка – символ блокадного Ленинграда Героическая симфония Д. Шостаковича.
Педагог: прозвучал отрывок из Ленинградской Героической симфонии Д. Шостаковича. Впервые это произведение было исполнено в блокадном Ленинграде.
Сегодня мы будем говорить о самом продолжительном сражении ВО войны - о битве за Ленинград.
Дети, как вы понимаете смысл слова «блокада».
Дети: Блокада – окружение войск противника с целью изоляции и полного уничтожение города.
Педагог: Что вы знаете о блокаде Ленинграда?
Чтец: Военная блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) была организована немецкими фашистами, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии. Блокада длилась 872 дня, с 8 сентября 1941 г. – по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943г).
Чтец: Гитлер полагал, что Ленинград для Советского государства (СССР), советских людей - северная столица, колыбель социалистической революции.
Согласно плану «Барбаросса» захват Ленинграда должен был предшествовать взятию Москвы. Гитлер заявлял, что «Санкт-Петербург должен быть стерт с лица Земли. Мы не заинтересованы в сохранении жизни мирного населения».
Педагог: Блокада, организованная фашистами, была направлена именно на вымирание и уничтожение города и его жителей.
Чтец: на начало войны город больших запасов продовольствия не имел. 21 ноября в городе отключили электричество, 6 декабря вышел из строя водопровод, прекратилось теплоснабжение, поэтому блокада грозила страшной трагедией – голодом.
Чтец. Были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим 250 г, бойцам и морякам – 500 г. детям 125 г.
Чтец: Нельзя быть равнодушным, читая страницы сохранившегося дневника маленькой Тани Савичевой «Бабушка умерла 25 января,… дядя Алеша 10 мая,…. Мама 13 мая в 7.30 утра. Умерли все». Умерла и Таня, но позже, от болезни. Горе пришло в каждую семью. По приблизительным подсчетам погибло от голода и обстрела от 800 тысяч до 1,5 млн человек.
Чтец: «Ленинград окружен, но не взят». Спасением от осажденных стала «дорога жизни», зимой по льду, а летом на различных судах Ладожского озера в город доставляли продовольствие, боеприпасы, одежду, а на обратном пути эвакуировалось гражданское население, раненые воины. По дну озера был проложен трубопровод.
Чтец: тяжелейшие бои происходили в период блокады города и только в январе 1943 года блокада была частично прорвана, а окончательное снятие блокады Ленинграда произошло 27 января 1944 г. в честь этого события был произведен салют – все другие салюты во время войны были только в Москве. 872 дня и ночи население города, бойцы Красной Армии вели ожесточенные бои, проявили стойкость, мужество, верность и преданность своей Родины, своему городу.
Чтец: 1496 000 советских солдат и офицеров были награждены медалью «За оборону Ленинграда». В городе было уничтожено 12200 зданий, 840 фабрик и заводов, погибло приблизительно 1,5 млн человек, разрушено 40% культурно-исторических мест. Большое количество ценностей увезено в Германию. Знаменитая Янтарная комната была целиком вывезена немцами, и судьба ее до сих пор остается неизвестна. Вина за всё возлагается на немцев.
Чтец: первого мая 1945 г Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады.
Чтец: Несмотря на ужас блокадной жизни, продолжалась культурная и интеллектуальная деятельность. Работали некоторые Вузы, театры, кинотеатры, музеи, библиотеки. Не прерывало своей работы Ленинградское радио. В Филармонии оркестром была впервые исполнена Ленинградская Героическая симфония Д. Шостаковича. Всю блокаду работали действующие храмы.
совместно с методистом Районного краеведческого музея им. Карпенко педагог предлагает просмотреть док. фильм о блокадном кусочке хлеба, а так же методист рассказывает о земляках участниках боев за Ленинград.
Педагог читает
А может, нам о них забыть!
Опять война,
Опять блокада…
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали.
Мы об рассказах о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно, вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Чтец:
Такая правда –
Не права!
Чтобы снова
На Земной планете
Не повторилось той Зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Педагог:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забывалась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она
Как сила нам нужна…
Ю. Воронов.
Педагог: Блокада Ленинграда – есть военное преступление Вермахта и его союзников
События ВОВ не должны быть забыты не только для того, чтобы не случилось более страшного, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и не когда не терял бы веру в себя.
Воспитатель СРЦ Железная Л.Л.