МБОО Старомайнская СШ №2
Конспект урока литературного чтения
автор учебника Горецкий В. Г.
1 А класс
Учитель: Быкова Н.А.
13 ноября 2019 г.
Тема урока: Звуки [м], [м']. Буквы М, м.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: Познакомить со звуками [м], [м,], буквой М, м; развивать умение читать слоги и слова с буквой м; формировать правильное выразительное чтение;
способствовать воспитанию любознательности.
Планируемые результаты (предметные):
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами; умение принимать решение и отвечать за его результат при работе в паре; понимать смысл пословиц о родной стране; определять цели выполняемого задания; распространять и упрощать предложения
Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, умения работать по предложенному плану.
освоение способов написания и соединения письменных букв, способа безотрывного написания слов
Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог, умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в паре.
Метапредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие фонематического слуха), математика.
Оборудование: предметные картинки, схемы этих слов, касса букв, учебник «Азбука», проектор,
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к деятель-ности. Постановка темы. Цель – моти-вировать уча-щихся на изу-чение темы. | - Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Вы друг другу улыбнитесь, И тихонечко садитесь! - Урок литературного чтения. План урока (картинки на доске) - Чему мы с вами уже научились на уроках обучения грамоте? | Ответы детей: мы выучили некоторые буквы, научились складывать их в слоги, читать слоги и слова, делать разбор слов на звуки, составлять схемы слов. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
2. Речевая гимнастика. 3. Актуализа-ция знаний. Цель – разви-тие навыка фонематичес-кого анализа, организовать актуализацию полученных знаний. | Артикуляционная разминка. Упражнения «Губы», «Сластёна» Работа над дикцией. (Слайды) Сейчас я хочу вам предложить поиграть с буквами. У вас на парте лежат три квадрата: синий, зеленый, красный. Я буду называть слова, а вы показываете квадрат такого цвета, который требуется для обозначения первого звука в слове. -Готовы? (Кукла, аист, печка, иволга, работа, речка, нос, нитки, машина) -Ребята, а какое слово начиналось с незнакомого нам звука? -Сформулируйте тему урока. С какой буквой мы сегодня познакомимся? Какова учебная задача? На доске (Звуки [м], [м']. Буквы М, м. Учебная задача: учиться читать слоги и слова с буквой м. ?С какими звуками познакомились? Охарактеризуйте их. - Посмотрите на картинки, назовите их и решите, какой звук здесь будет общий, есть в каждом слове? | Чтение предложений. -Машина Ответы детей. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
4. Работа по теме урока. Цель: - зафиксировать новые знания в речи, - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. Знакомство с буквами М, м. | 1. Знакомство со звуками (м) и ( м,) -Рассмотрите рисунки в красной рамке на с.85 «Азбуки». - Выделите в словах «дом» и «семь» новые звуки. - Соотнесите эти слова со схемами. - Дайте характеристику новых звуков. Гласные они или согласные? Мягкие или твёрдые? Звонкие или глухие? 2. Чтение слогов. - Какие гласные звуки обозначают мягкость согласных звуков? Вывод. Согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым. 3. - Отгадайте загадки. Проведите слого-звуковой анализ слов-отгадок. 1. В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (Мел) 2. Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза... Что это?... - Правильно, машина. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге. Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку. - Этот звук гласный или согласный? - Твердый или мягкий? Если твердый, то, каким цветом обозначим? - Звонкий или глухой? - Ребята, так с какими же звуками мы сегодня познакомились? - Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются? - Кто сможет показать? - Молодцы! - На что похожа буква М? (Заранее подготовленные дети читают стихи.) Взявшись за руки, мы встали, И на М похожи стали. Вот качели – буква М! Здесь качаться можно всем! Палочка и палочка, Между ними галочка. И понятно сразу всем: Получилась буква М! - Слов, в которых встречается звук и буква «м» очень много. Назовите их. Чтение слов с.85 | - 1 слог – ма, первый звук [м]. Звук [м] – согласный, может быть тердый или мягкий, всегда звонкий. Твердый звук обозначают синим цветом, а мягкий – зеленым. - Мел. Машина. -1 слог – мел, первый звук в нем мягкий звук [м']. Этот звук согласный, звонкий и мягкий. Его обозначают зеленым цветом. - мы познакомились со звуками [м] и [м']. Эти звуки обозначают буквами Ответы детей. | Осуществлять анализ, синтез, сравнение, обощение (Познавательные УУД) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) |
5. Физминут-ка. | Музыкальная (презентация) | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) | |
5. Первичное закрепление. | -Посмотрите иллюстрацию. (с.84) Что на ней изображено? (Московский Кремль и собор Василия Блаженного. - Как называется собор, который построен на площади пред Кремлем? Чтение стихотворения А.С.Пушкина. Чтение текста под иллюстрацией. Выделите голосом логические ударения. -Какой она становится от года к году? Просмотр презентации «Москва» -О чем это стихотворение? Как поэт описывает Москву? Работа с пословицей: Как мы её можем объяснить? | Это столица нашей страны – город Москва. Ответы детей. Ответы детей. Выполняют задание Хорошо читающий ученик читает отрывок. Ответы детей. | Регулятивные: - умение работать по предложенному алгоритму. Коммуникативные: -хоровое произношение - творческая работа |
6.Закрепле-ние изучен-ного. Цель - упражнения в чтении слогов и слов. | - Познакомимся с рассказом на стр. 85 «На уроке», который поможет нам понять иллюстрация. - О чем этот рассказ? - Задайте вопросы к нему? -В нашем классе есть ребята, имена которых начинаются на «М». - | Начинается чтение по цепочке со слогов, затем слова и текст к картинке с ответами на вопросы по заданию учебника. В работу вовлекаются все ученики. - Миша, Мадина, | Регулятивные: - умение работать по предложенному алгоритму. Коммуникативные: -хоровое произношение - творческая работа |
7.Итог урока Релаксация. Цели – зафик-сировать но-вое содержа-ние урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Какие новые знания приобрели сегодня? - Что нового узнали? Чему научились? - А сейчас возьмите карточки с солнышком и облачком. Оцените свою работу на уроке. Если «Солнышко» - значит, всё удалось, «солнышко и тучка» - не всё удалось, «тучка» - ничего не получилось. Покажите выбранную карточку. Я очень рада, что наш класс озарился солнечными лучиками. Мне было очень интересно с вами сегодня поработать. Урок окончен. Спасибо! | Ответы детей, оценивание своей работы. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
Приложение
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь!
1. В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел)
2. Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза...
Что это?...