Игра по теме «Я - гражданин России»
Автор: Иванова Светлана Васильевна
Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Подольск
Цель: Формирование компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.
Задачи:
Систематизировать знания в сфере права и практического их применения в конкретной ситуации.
Обеспечить необходимый уровень юридической грамотности ребенка.
Ход мероприятия:
Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и ответственность за их выполнение, неисполнение которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности. Сегодня мы постараемся вспомнить, а также закрепить знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем.
Для этого мы с вами поиграем в игру «Я - гражданин России». Сейчас мы поделимся на команды, которые будут состязаться в нескольких турах, и выясним, какую из команд можно назвать самой грамотной в знаниях своих прав и обязанностей.
- Итак, первый тур. Сейчас будут задаваться вопросы каждой команде. В течение минуты команда должна дать ответ, если ответа нет, то этот вопрос переходит к другой команде.
Вопросы для викторины:
1.Что является основным законом нашего государства? ( Конституция)
2. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).
3.Кто является главой Российской Федерации? (Президент)
4.Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерацией)
5. Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)
6. Как называется житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин).
- Молодцы, вы достаточно хорошо справились с данным туром. Теперь перейдем к более сложному. Сейчас вам будут разданы карточки, на которых написаны по два вопроса по правам и обязанностям. У вас будет 10 минут на обсуждения каждой из тем. По истечении времени вы должны дать правильные ответы
Карточка№ 1
1 вопрос. Дайте определение понятию «дееспособность гражданина». С какого возраста возникает полная дееспособность гражданина?
2 вопрос. Какие права и свободы не подлежат ограничению в соответствии с Конституцией РФ?
Карточка № 2
1 вопрос. Какие бывают виды трудового договора по срокам действия?
2 вопрос. Дайте определение понятию «преступление» и назовите его классификацию?
Карточка №3
1 вопрос. Кто считается ребенком согласно Закону о правах ребенка?
2 вопрос. Дайте определение понятию «наказание». В чём заключается его суть?
Ответы:
Карточка №1.
1 вопрос. Дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. В полном объеме с 18 лет.2 вопрос. Право на жизнь; право на свободу совести и вероисповедания; право не свидетельствовать против самого себя и своих близких; право не подвергаться пыткам, насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию
Карточка №2
1 вопрос. Срочный, бессрочный, на время определенной работы.2 вопрос. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Классификация: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления.
Карточка №3.
1 вопрос. Ребенком считается человек с момента рождения до 18 лет.
2 вопрос. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается предусмотренным настоящим Кодексом, лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
- Молодцы ребята, а сейчас у нас будет третий и заключительный тур, после которого мы выясним, кто же у нас действительно знаток юридических прав.
Итак, третий тур будет достаточно прост, но мы проверим насколько вы быстрые. Каждой команде досталась карточка, в которой зашифровано несколько слов. Вы должны догадаться, что это за слова.
Карточка:
1 слово «ятоиктицусн»
2 слово «тезинпдре»
3 слово ребус « 7я»
4 слово ребус «»
Ответы: 1 конституция 2 президент 3 семья 4 страна.
-Молодцы ребята, а сейчас мы подведем итоги и определим, какую команду можно назвать «Юридически грамотными детьми»
Далее идет подведение итогов и награждение команд благодарностями.