Конспект семинар- практикум для педагогов.
Выполнил воспитатель: БДОУ города Омска «Детский сад №241»
Грабарь Людмила Николаевна.
Тема: - Развитие речи детей через театрализованную деятельность
“ Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)
Актуальность - Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Л.С. Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Практика работы с детьми показывает, что связная речь дошкольников развита недостаточно. Рассказы детей даже на близкую им тему нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью, бедностью словарного запаса.
Различные виды театров позволяют в игровой форме закреплять знания детей по постановке звуков и расширять их словарный запас и в целом способствовать грамотной и красивой речи у детей. Также театрально – игровая деятельность развивает коммуникативные качества у детей, умение общаться со сверстниками, договариваться в постановках. Развивает эмоционально-волевые качества.
Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:
Односложная, состоящая из простых предложений;
Бедность речи, недостаточный словарный запас;
Замусоривание речи сленговыми словами;
Бедная диалогическая речь;
Неспособность построить монолог; Отсутствие навыков культуры речи.
Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Исходя из вышесказанного, можно определить цель – развитие речи детей дошкольного возраста надо достигать через театрализованную деятельность. В основу работы лежаться методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». В процессе игровой деятельности детей определяется уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты фиксируются в индивидуальных диагностических картах, это позволит эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями, уголок «Костюмерная» с яркими сарафанами и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев. Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли.
Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Метод сказкотерапия, развивают у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности.
Рассказывать сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».
Значение театрализованной деятельности
помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
совершенствует артикуляционный аппарат
формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
дети получают эмоциональный подъём
способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации,модуляции голоса
позволяет формировать опыт социального поведения
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Практическая часть
«ПОКАЖИ-УЗНАЙ»
Жесты, поза движения. (ЗАДАНИЕ 1)
«Отгадай, кто я, что я делаю»
- Сесть, как королева;
как побитая собака;
как провинившейся малыш;
как пчелка на цветок.
- пройдемся, как артисты балета;
«Изобрази!» ( (ЗАДАНИЕ 2)
- вдеть нитку в иголку,
- пришить пуговицу,
- подбросить и поймать мяч,
- наколоть дров,
- обстругать доску,
- разрезать арбуз и съесть кусок.
Викторина «И снова сказки»
Я называю букву - вы называете сказку на эту букву. А – “Айболит”, “Аленький цветочек”; Б – “Буратино”, В – “Волк и семеро козлят”; Г – “Гуси-лебеди”; З – “Заюшкина избушка”; К – “Кот, лиса и петух”, “Красная шапочка”; Л –“Лиса и журавль”; М – “Медведь и Машенька”; П – “По щучьему веленью”; С – “Сивко-Бурко”; Т – “Три поросенка”, “Три медведя”; Ц – “Царевна-Лягушка”.
Загадки про сказки.
• Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»);
• Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»);
• Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»);
• Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы («Курочка Ряба»);
• Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»);
• Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ- гигант («Репка»);
• Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»;
• Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу («Буратино»);
• Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»);
• Сказка о лесном общежитии («Теремок»).