Специфика взаимодействия социального педагога образовательной организации и
социального педагога Центральной (Территориальной)
психолого-медико-педагогической комиссии
при выборе образовательного маршрута для ребёнка с особыми образовательными потребностями, инвалидностью
социальный педагог
ГОБУ МО ЦППМС-помощи
Дайнеко Т.Б.
В настоящее время включение в работу психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПк ОО, ТПМПК, ЦПМПК) социальных педагогов является обязательным условием.
Основная цель деятельности социального педагога - содействие в создании благоприятных условий, максимально обеспечивающих личностное развитие (физическое, социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное), адаптации в социуме и защите прав субъектов образовательного процесса в их жизненном пространстве.
Для решения этих задач очень важно организовать систематическое взаимодействие между социальными педагогами учреждений образования и социальными педагогами ПМП комиссий. Это позволит наиболее качественно организовать образовательный процесс детей и подростков и повысить качество воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования.
Грамотное представление ребенка социальным педагогом образовательной организации (далее - ОО) на ПМП обследование, может значительно повлиять на выбор условий и средств обучения и воспитания.
В структуре деятельности ПМПк образовательной организации именно социальный педагог собирает предварительную информацию о ребенке, его семье, ситуации в школе. Для этого проводятся беседы со всеми участниками образовательного процесса, изучаются условия жизни обучающихся, микросреда. Сведения собираются также о всех лицах, проживающих вместе с ребенком. Особое значение имеет, если семья имеет статус беженцев, проживает без гражданства, имеется несоответствие между пропиской и реальным местом жительства. Подробно характеризуются бытовые условия жизни ребенка, фиксируется наличие влияния депривационных условий. К последним относится не только биологическое или социальное сиротство, но и проживание ребенка в аномальной психосоциальной ситуации. Существенное значение имеет подозрение на жестокое отношение к ребенку.
Критерии эффективности предоставленной информации на ПМП комиссию (консилиум):
Достоверность данных о ребёнке, семье, социальных условиях и т.д.
Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с особыми образовательными потребностями.
Документально оформленная информация предоставляется родителям (законным представителям).
Непосредственно, на заседании Ц(Т)ПМПК социальный педагог обобщает полученную о семье информация и формирует заключение, которое является одним из важных условий качественного, комплексного обследования и разработки образовательного маршрута для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
Заключение социального педагога Ц (Т) ПМПК основывается на информации социального педагога ОО. Полученные сведения на заседании Ц(Т)ПМПК, уточняются, и при необходимости, корректируются.
Социальный педагог Ц(Т)ПМПК может предоставить информацию о ресурсах системы образования, здравоохранения и социальной защиты. Специалисты в области социальной педагогики являются гарантом защиты прав ребёнка и семьи, обеспечивают поддержку при принятии решения и выборе образовательного маршрута.
Таким образом, продуктивное взаимодействие специалистов ОО и Ц(Т)ПМПК позволяет получить максимально объективную информацию о ребёнке и рекомендовать оптимальный образовательный маршрут с учётом особых образовательных потребностей несовершеннолетнего.
По материалам:
Г.В. Грибанова в Руководстве по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий. Москва; 2001;
Л.М. Шипицына. Необучаемый ребенок в семье и обществе. СПб.: Дидактика-плюс, 2002.