Формирование правовой культуры в системе воспитания личности школьника.
В современном обществе человек вынужден значительное количество времени взаимодействовать с окружающими людьми: устанавливать рабочие контакты, проводить досуг, общаться, решая текущие вопросы, обучаться. Самое главное, что в процессе активной жизнедеятельности, лицо не должно забывать о роли правовых норм в системе общественных отношений. В случае, если человек будет реализовывать весь спектр своих возможностей, не учитывая угрозы нарушения прав и свобод других людей, то создаётся ситуация хаоса и общественных беспорядков.
Так, мы приходим к пониманию, что правовая грамотность и правовая культура личности - фундаментальная основа общественного порядка и социальной стабильности. Известно, что чем старше человек, тем сложнее происходит усвоение новых знаний, правил. Следовательно, усвоение юридических норм должно стать первостепенной задачей семьи и школы, осуществляющей социализацию личности ребёнка.
В столичном регионе правительство предоставляет учащимся широкий перечень возможностей для достижения указанной цели. В Москве реализуются городские проекты: субботы московского школьника (в который входят мастер-классы, лекции, квесты по правовой тематике), олимпиадное движение (Всероссийская и Московская олимпиада школьников, олимпиады различны университетов), конкурсы городского методического центра (конкурс эссе : возможен ли идеальный закон?) и др.
Таким образом, мы приходим к выводу, что главными агентами социализации в сфере правовой деятельности является семья и школа. Ключевыми формами развития правовой культуры можно назвать:
Лекторий
Деловую игру
Мастер-классы
Викторины
Олимпиады
Внеклассные мероприятия (классные часы и т.д.)
Приведём пример разработки классного часа для учащихся среднего звена.
Тема: «Юридическая ответственность: виды и санкции»
Цель: воспитание законопослушного поведения, уважительного отношения к закону и привития чувства ответственности за собственные действия
Задачи: 1.Воспитание законопослушного поведения и активной гражданской позиции
2.Формирование аналитического мышления, умения работать в группе, формулировать собственную мысль и аргументировать позицию.
3.Расширить спектр правовых знаний
Ход мероприятия.
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
- Сценка учащихся «Нормы поведения»
-Вопросы учителя: -Кто в этой истории был не прав?
-Какие правила нарушены?
-Как вы думаете к каким последствия может привести нарушение правил в данном случае?
-Как предотвратить дальнейшее нарушение? (ввести наказание нарушителя, подать личный пример)
III. Изучение нового материала
1.Вступительное слово учителя. Итак, нарушитель официальных норм и правил должен быть привлечён к ответственности. Это необходимо для того, чтобы восстановить права пострадавшей стороны, предотвратить повторного нарушения, угрожающего правам других людей.
Как же называется ответственность перед обществом за нарушения?
-Юридическая.
Дадим определение понятию. Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.
2.Беседа о понятии правонарушение и юридической ответственности.
Опорные термины: правонарушение, ответственность, юридическая ответственность.
Просмотр видео-фрагментов :1. Сюжет малыш и карлсон на крыше ловят жуликов 2. Сюжет «Ну погоди» Волк курит и опрокидывает мусорную урну 3. Сюжет «Паровозик из Ромашково» на вокзале все ждут, опаздывающий поезд 4.Сюжет «Новогодний переполох» Волк пробрался в дом и украл зайчат
Дети должны соотнести вид правонарушения и указать вид ответственности за него, составив схему.
3.Педагог рассказывает об особенностях юридической ответственности в зависимости от возраста нарушителя.
Ученики делятся на группы и создают плакат «Наступление юридической ответственности»
IV.Рефлексия
Обсуждение изученного материала. Формулирование выводов.