Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация предметно - пространственной среды ДОУ

В статье представлен опыт ДОУ по созданию развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

(из опыта работы)

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, социокультурных условий, дошкольные образовательные организации могут уже вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений среды, развивающей ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы.

В МАДОУ ЦРР – детский сад № 152 «Аистенок» в соответствии с Планом мероприятий во внедрению ФГОС ДО с января 2014 года проведена плановая методическая и административная работа по модернизации развивающей предметно-пространственной среды.

Решены следующие задачи:

Отработка требований ФГОС ДО к организации образовательной среды дошкольного учреждения.

Полная инвентаризация материально-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Изучение «Методических рекомендаций для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО», опубликованных на официальном сайте ФГАУ «ФИРО».

Организация проектной деятельности по организации развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с методическими рекомендациями.

Таким образом, процесс проектирования, дополнения, формирования развивающей предметно-пространственной среды имеет две составляющие:

Психолого-педагогическая:

- детальное обследование образовательного пространства дошкольного учреждения;

- уточнение требований педагогических, эргономических, требований безопасности;

- информационная и методическая поддержка кадрового состава дошкольного учреждения.

2. Организационно-управленческая:

- формирование целей и задач организации развивающей предметно-пространственной среды;

- определение способов и средств реализации задач;

- определение источников финансирования;

- поиск поставщиков;

- пуско-наладочные работы;

- обучение сотрудников.

Для организации образовательной среды мы рассматривали пространство в рамках имеющихся возможностей. Традиционно – это система кабинетов и групповых помещений в учреждении. Для максимально возможного использования имеющегося пространства сегодня мы используем базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей: игровая, физкультура, музыка, творчество, логопед, психолог, уличное пространство.

Например, на территорию детского сада у нас появился новый взгляд, поэтому описанию варианта организации модуля «Уличное пространство» в статье уделим особое внимание.

Традиционно назначение данного модуля:

Организация различной деятельности дошкольников на свежем воздухе для поддержки гармоничного развития.

Организация занятий дошкольников по физическому развитию и мероприятия по укреплению здоровья.

В нашем учреждении был реализован педагогический проект «Дендрарий в детском саду», который позволил расширить возможности использования данного модуля с точки зрения содержания образования, методов и средств развития и воспитания детей. Тема проекта: дендрарий в детском саду как средство организации экологического воспитания дошкольников.

Пути реализации проекта:

Благоустройство территории. Разбиты цветники, высажены 14 видов многолетних и 17 видов однолетних растений, восстановлены газоны, которые составляют 38% территории, высажены деревья 9-ти видов и 8-ми видов кустарники. Разнообразие насаждений позволяют проводить сезонные наблюдения за определенными видами растений. Посадка растений и подготовка их к зиме производится при посильном участии детей. Позитивным изменением экологической ситуации на территории можно считать увеличение количества птиц (снегири, дятел, свиристели).

Создание био-архитектурных композиций посредством совместных проектов детей и педагогов: «Веселые гномы», «Дюймовочка и ее друзья», «На даче». Прежде чем ландшафт был дополнен творческими композициями, педагоги использовали разные формы образовательной деятельности: чтение сказок, рассказы о летнем отдыхе, творческо-познавательные проектирование, моделирование сказок, прикладной труд. В дальнейшем постройки видоизменяются, дополняются, обыгрываются самими детьми.

Разработка методических рекомендаций по организации детского творчества: придумывание историй, сочинение стихов, изобразительная деятельность.

Территория, организованная в соответствии с ландшафтно-климатическими особенностями устройства, позволяет знакомить детей с сезонными изменениями природы не как с отдельными явлениями, а через осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях мы осуществляли с позиции деятельностного подхода и индивидуализации развития и воспитания ребенка.

В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития ребенка. В дошкольном возрасте своя ведущая деятельность – игра, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.

При этом:

Среда должна быть разнообразной и сложной, состоять из различных элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности.

Среда должна быть достаточно связной, что позволит ребенку свободно переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты.

Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны педагога, так и ребенка.

Развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Под индивидуализацией мы понимаем организацию среды так, что сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Мы сформулировали следующие рекомендации:

Индивидуализация среды позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей детей.

Пространство дошкольного учреждения должно функционировать как единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области