Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
(из опыта работы)
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, социокультурных условий, дошкольные образовательные организации могут уже вполне реально осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений среды, развивающей ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при сохранении лучших традиций системы.
В МАДОУ ЦРР – детский сад № 152 «Аистенок» в соответствии с Планом мероприятий во внедрению ФГОС ДО с января 2014 года проведена плановая методическая и административная работа по модернизации развивающей предметно-пространственной среды.
Решены следующие задачи:
Отработка требований ФГОС ДО к организации образовательной среды дошкольного учреждения.
Полная инвентаризация материально-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Изучение «Методических рекомендаций для педагогических работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО», опубликованных на официальном сайте ФГАУ «ФИРО».
Организация проектной деятельности по организации развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с методическими рекомендациями.
Таким образом, процесс проектирования, дополнения, формирования развивающей предметно-пространственной среды имеет две составляющие:
Психолого-педагогическая:
- детальное обследование образовательного пространства дошкольного учреждения;
- уточнение требований педагогических, эргономических, требований безопасности;
- информационная и методическая поддержка кадрового состава дошкольного учреждения.
2. Организационно-управленческая:
- формирование целей и задач организации развивающей предметно-пространственной среды;
- определение способов и средств реализации задач;
- определение источников финансирования;
- поиск поставщиков;
- пуско-наладочные работы;
- обучение сотрудников.
Для организации образовательной среды мы рассматривали пространство в рамках имеющихся возможностей. Традиционно – это система кабинетов и групповых помещений в учреждении. Для максимально возможного использования имеющегося пространства сегодня мы используем базовые функциональные модули с учетом взаимодополнения образовательных областей: игровая, физкультура, музыка, творчество, логопед, психолог, уличное пространство.
Например, на территорию детского сада у нас появился новый взгляд, поэтому описанию варианта организации модуля «Уличное пространство» в статье уделим особое внимание.
Традиционно назначение данного модуля:
Организация различной деятельности дошкольников на свежем воздухе для поддержки гармоничного развития.
Организация занятий дошкольников по физическому развитию и мероприятия по укреплению здоровья.
В нашем учреждении был реализован педагогический проект «Дендрарий в детском саду», который позволил расширить возможности использования данного модуля с точки зрения содержания образования, методов и средств развития и воспитания детей. Тема проекта: дендрарий в детском саду как средство организации экологического воспитания дошкольников.
Пути реализации проекта:
Благоустройство территории. Разбиты цветники, высажены 14 видов многолетних и 17 видов однолетних растений, восстановлены газоны, которые составляют 38% территории, высажены деревья 9-ти видов и 8-ми видов кустарники. Разнообразие насаждений позволяют проводить сезонные наблюдения за определенными видами растений. Посадка растений и подготовка их к зиме производится при посильном участии детей. Позитивным изменением экологической ситуации на территории можно считать увеличение количества птиц (снегири, дятел, свиристели).
Создание био-архитектурных композиций посредством совместных проектов детей и педагогов: «Веселые гномы», «Дюймовочка и ее друзья», «На даче». Прежде чем ландшафт был дополнен творческими композициями, педагоги использовали разные формы образовательной деятельности: чтение сказок, рассказы о летнем отдыхе, творческо-познавательные проектирование, моделирование сказок, прикладной труд. В дальнейшем постройки видоизменяются, дополняются, обыгрываются самими детьми.
Разработка методических рекомендаций по организации детского творчества: придумывание историй, сочинение стихов, изобразительная деятельность.
Территория, организованная в соответствии с ландшафтно-климатическими особенностями устройства, позволяет знакомить детей с сезонными изменениями природы не как с отдельными явлениями, а через осмысление того, как протекает жизнь в природе в целом.
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях мы осуществляли с позиции деятельностного подхода и индивидуализации развития и воспитания ребенка.
В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития ребенка. В дошкольном возрасте своя ведущая деятельность – игра, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
При этом:
Среда должна быть разнообразной и сложной, состоять из различных элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности.
Среда должна быть достаточно связной, что позволит ребенку свободно переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты.
Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны педагога, так и ребенка.
Развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Под индивидуализацией мы понимаем организацию среды так, что сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Мы сформулировали следующие рекомендации:
Индивидуализация среды позволяет создавать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей детей.
Пространство дошкольного учреждения должно функционировать как единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.