Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по декоративно-прикладному творчеству «Волшебная мастерская»

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Краснодарский край Выселковский район станица Балковская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 станицы Балковской

муниципального образования Выселковский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от «30» августа 2018 года

Председатель педсовета

_________________ Милин О.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по декоративно-прикладному творчеству

«Волшебная мастерская»

для 5-7 классов

Количество часов: 204

Срок реализации: 3 года

Руководитель кружка: Харченко Валентина Генриховна.

Программа разработана учителем технологии

МБОУ СОШ № 16 станицы Балковской Выселковского района

Харченко Валентиной Генриховной

Пояснительная записка

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями.

Задача дополнительного образования – выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Во многих случаях результаты были настолько впечатляющими, что те, кто видел работы учащихся, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако вызывающие восхищение работы в наших условиях выполняют обычные дети, и притом все.

Развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

«Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействие».

Работа в кружке «Волшебная мастерская» — прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Программа кружка «Волшебная мастерская» вызывает стремление у детей овладеть знаниями сверх обязательных программ, выявляет детские интересы, развивает их по принципу от интересного к нужному.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов “вперед иголку”, петельный шов, “через край”), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.

Программа кружка приобщает воспитанников к истокам русской культуры, к русским национальным традициям, т.к. дети знакомятся с художественными промыслами русского народа, с укладом его жизни. Выставочные работы ориентируются на различные знаменательные даты в жизни района, области, страны.

Цель программы: эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса и эмоционально-чувственного отношения к природе и предметам, приобщение детей к прекрасному, привитие навыков конструирования, овладение технологическими основами различных ремесел, развитие индивидуальных способностей детей.

Условия реализации программы: для занятий кружка необходимы просторные, хорошо проветриваемые помещения. Занятия проходят в классных комнатах школы, которые обладают достаточной площадью для соблюдения техники безопасности, возможностями хранения материалов, готовых работ. Большие окна пропускают достаточное количество света, что обеспечивает хорошую освещенность помещения.

Для успешной работы кружка необходимо соответствующее методическое обеспечение. По каждой теме программы педагог готовит методические пособия, раздаточный материал (шаблоны, карточки, альбом «Русский народный костюм», альбом «Соломка», альбом «Соленое тесто», альбом «Мягкая игрушка», иллюстрации, фотографии и др.). На каждого ребенка кружка имеются инструменты и приспособления: ножницы-12 шт., линейка-12 шт., карандаши-20 шт., клей-12 шт., иголки-20 шт., катушки ниток-5 шт., шило-3шт., резаки-10 шт.

В связи с этим задачами кружка являются:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

В ходе реализации программы осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. При проведении занятий ведется ориентация на более одаренных детей. С ними осуществляется индивидуальная работа, проводится подготовка к выставкам. Более слабые дети получают облегченные задания. Здесь основное внимание обращается на развитие моторики рук, фантазии.

Освещение теоретических вопросов занимают по 10 -15 минут на каждом занятии. Для лучшего усвоения материала широко используются наглядные пособия, карточки, модели, шаблоны, иллюстрации к каждой теме, фотографии, показ слайдов. Динамические наглядные средства обучения направлены на развитие фантазии, смекалки, инициативы учащегося, повышения кругозора.

Вводные занятия проводятся в виде экскурсий, выходов в природу, поселок, посещение музеев, через знакомство с творчеством местных художников, с историей возникновения ремесла.

Основной метод практической работы – фронтальный. Все кружковцы выполняют одинаковые задания. Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. При выборе методов обучения необходимо ориентироваться на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащегося, расширяют у него кругозор, формируют практические умения, вырабатывают умение доводить начатое до конца, содействуют становлению творческой личности, развитию национального самосознания, умению видеть и передавать красоту окружающей действительности посредством различных материалов. Это игры, проблемные задачи, познавательные экскурсии, выходы в природу за различными материалами, посещение музеев и т.д.

Кроме основного обучающего материала всем занимающимся даются сведения по истории и развитию декоративно-прикладного искусства разных стран, народного искусства нашей страны, родного края.

Наряду с учебным процессом ведется работа по воспитанию общественной активности кружковцев, формированию нравственных качеств личности. С этой целью проводятся дни кружка, организуются праздники. Дети участвуют в утренниках, огоньках, встречах, посещают музеи, выставки, ходят на экскурсии. Чтобы повысить активность, самостоятельность и ответственность воспитаников занимающихся в творческих группах, организуется самоуправление. Выбирается староста кружка. Он является помощником руководителя, вожаком коллектива. Староста организует дежурства.

Для более успешной реализации программы используется помощь родителей. Они помогают выполнять домашние задания, присутствуют на занятиях, праздниках, посещают выставки. С целью ознакомления родителей с задачами обучения, результатами занятий проводятся родительские собрания, встречи, индивидуальные беседы, консультации. Материальная база кружка пополняется за счет родителей.

Организационно-методические основы обучения.

В кружке занимаются дети 10 - 15 лет. Младший и средний школьный возраст наиболее благоприятен для усвоения знаний, приобретения умений и навыков в различных сферах деятельности.

Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей воспитанников в различных видах декоративно-прикладного искусства: аппликация из соломы, ткани, скорлупы, мозаика, изделия из соленого теста и т.д.

Дети занимаются 2 раза в неделю по 40 минут. 34 учебные недели х 2 часа в неделю = 68 часов в год. В кружке 12 человек. Программа рассчитана на 3 года.

Программа развития развивает художественную одаренность учащихся. Она строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их разносторонних интересов и увлечений. Программа интегрирует занятия в различных видах декоративно-прикладного искусства. Состоит из разделов: работа с бумагой и картоном; работа с природным материалом; изготовление поделок и композиций из соленого теста, соломы, скорлупы; папье-маше; оригами; мозаичная аппликация; аппликация из ткани и т.д. На занятиях используются доступные каждой семье подручные средства и природный материал.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

групповой – организация работы в группах;

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;

формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

Универсальные учебные действия

Познавательные:

Учащиеся научатся:

сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;

находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);

сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;

анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.

Учащиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;

осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

Учащиеся получат возможность:

формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;

действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;

формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

Учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Предметные:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- узнают о народных промыслах.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Содержание программы 1-го года обучения

Тема 1. Работа с природным материалом (17 часов)

Вводная часть. Знакомство с детьми и их родителями. Выбор актива. Знакомство с планами работы на год. Знакомство с русской историей, с разными видами народных промыслов. Знакомство с правилами поведения в кружке. Общий инструктаж по технике безопасности, правилам пожарной безопасности, дорожного движения. Знакомство с народным календарем, с природным материалом, используемым в народном творчестве: растительного происхождения, животного. Знакомство с технологией изготовления композиций и фигурок из растительного материала. Технология аппликаций из засушенных растений. Знакомство с инструментами, используемыми при работе. Техника безопасности при работе с природным, различным материалом и применяемыми инструментами. Аппликация «Домик в деревне». Розы из кленовых листьев, составление цветочных композиций, букетов из роз. Аппликации «Осенняя фантазия», «Подводное царство», «Летняя полянка», «Неведомые острова».

Тема 2. Работа с бумагой и картоном.(40 часов)

Вводное занятие. История возникновения бумаги. Инструменты и материалы. Свойства бумаги, ее качество, виды и сорта бумаги по роду поверхности. Волшебный мир бумаги, приемы работы с ней. Способы окраски бумаги. Клей в моделировании, его приготовление. Измерительные приборы. Знакомство с линиями. Графические знания. Понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе, масштабе.

Азбука бумагопластики. Виды различных сгибов. Геометрические тела (квадрат, треугольник, круг и т.д.). Технология изготовления из бумаги геометрических фигур. Знакомство с шаблонами.

Плетение из бумаги. Виды плетения: простое, полосками, блоками, уголками.

Виды аппликации. Плоские работы, объемные работы. Моделирование композиций. Работа по шаблонам. Панно «Жираф», « Пингвин», «Осьминог». Мозаика.

Оригами. Рассказ об искусстве оригами и его истории. Термины и условные знаки, применяемые в оригами. Базовые формы оригами: простой треугольник, дверь, воздушный змей, конверт, двойной треугольник, двойной квадрат, рыба, катамаран.

Подготовка к Новому году. Знакомство с новогодним убранством домов на Руси, с елочными украшениями, с техникой их выполнения. Знакомство с карнавальными костюмами и с изготовлением снежинок.

Аппликация. Разметка и вырезание различных деталей по рисунку, приклеивание их и подкрашивание фона. «Цветы», «На берегу», «Моя сказка», «Осенний денек», «Фантазия», «Аквариум», «Под пальмами».

Папье-маше. Вводное занятие. Основные правила, технологические основы работы с папье-маше. Последовательность в работе при изготовлении игрушек, предметов быта способом папье-маше. Художественное оформление работ из папье-маше.

Тема 3. Квиллинг. (9 часов)

Изготовление и моделей из гофрированного картона и бумажного шнура. Основные приёмы работы с полосками гофрированного картона. Выполнение модели виноград, лягушка-игрушка, вишенки, яблочко, горшочки для цветов, зайчик, цветок на стебельке, ромашка, забавные человечки, заборчика.

Композиции из бумажной ленты. Изготовление корзинки с цветами, вазона с цветами. Выполнение моделей незабудки, одуванчик, аист, уточка, горшочки, божья коровка, бабочки, стрекоза и т.д. Изготовление панно «Тележка с незабудками», «Летняя рябинка», « В оранжерее»

Композиции из бумажного шнура. Бантики, деревья, корзинки из бумажного шнура. Выполнение панно «Маргаритки», «Ваза с цветами», «Сосна», «Корзинка с цветами» «Виноград», «Маки», «Подарок», «Вечер»и др.

Тема 4. Оформление выставочных работ. (2 часа)

Тематический план 1-го года обучения

Кружка «Умелые руки» ,68 часов

п/п

Тематика занятия

Теория

Практика

Всего

Результат

Работа с природным материалом

1

Вводная часть. Знакомство, выбор актива. Вводное занятие. Экскурсия в природу. Сбор материала.

1

1

2

Сбор материалов растительного происхождения.

2

Изготовление из растительного материала фигурок зверей и птиц.

0,5

2,5

3

Выполнение фигурок зверей и птиц.

3

Аппликация «Домик в деревне»

0,5

3,5

4

Выполнение аппликации.

4

Розы из кленовых листьев. Составление цветочных композиций, букетов из роз.

0,5

3,5

4

Изготовление роз. Составление композиций, букетов из роз.

5

Аппликации «Осенняя фантазия», «Подводное царство», «Летняя полянка», «Неведомые острова»

0,5

3,5

4

Выполнение аппликации.

Работа с бумагой и картоном. Выполнение аппликации.

1

История возникновения Бумаги, материалы, инструменты. Свойства бумаги, ее качество, виды и сорта бумаги по роду поверхности. Способы окраски бумаги.

0,5

0,5

1

Чертеж диагоналей, вертикалей, горизонталей, построение куба, ромба. Окрашивание бумаги.

2

Графические знания. Волшебный мир бумаги, приемы работы с ней.

0,5

0,5

1

Построение цветового круга. Зарисовка предметов.

3

Азбука бумагопластики. Измерительные приборы. Знакомство с линиям. Виды различных сгибов. Геометрические тела(квадрат, круг, треугольник и т.д.). Технология изготовления из бумаги геометрических фигур. Знакомство с шаблонами.

1

2

3

Выполнение различных сгибов. Построение геометрических фигур.

4

Плетение из бумаги. Выполнение сердечка, ежика, елочки, бантика, колокольчика, бабочки, цветочка. Плетение уголками: квадрата, сумочки, рыбки

0,5

1,5

2

Выполнение закладок, квадрата. Плетение украшений, квадрата, сумочки, рыбки.

5

Виды аппликации. Плоские работы, объемные работы. Моделирование композиций.

Работа по шаблонам. Панно «Жираф», « Пингвин», «Осьминог»

1

3

4

Чертеж деталей по шаблонам. Выполнение героев.

6

Изготовление елочных украшений: гирлянд, игрушек. Создание карнавальных масок сказочных животных, головных уборов. Вырезание снежинок различной формы и размера. Оформление творческих выставочных работ.

1

7

8

Выполнение елочных игрушек, карнавальных масок, головных уборов, снежинок.

7

Аппликация. Разметка и вырезание различных деталей по рисунку, приклеивание их и подкрашивание фона. «Цветы», «На берегу», «Моя сказка», «Осенний денек», «Фантазия», «Аквариум», «Под пальмами»

1

6

7

Выполнение панно.

Построение базовых форм, выполнение их.

8

Мозаика

0,5

5,5

6

Выполнение эскизов. Выполнение сюжетной аппликации.

9

Оригами.

1

8

9

Построение базовых форм, выполнение их.

10

Папье-маше. Вводное занятие. Выполнение игрушек. Изготовление предметов быта.

0,5

2,5

3

Изготовление игрушек. Коллективная работа «Посуда».

Квиллинг.

1

Изготовление и моделей из гофрированного картона и бумажного шнура.

0,5

2,5

3

Основные приёмы работы с полосками гофрированного картона. Выполнение модели виноград, лягушка-игрушка, вишенки, яблочко, горшочки для цветов, зайчик, цветок на стебельке,, ромашка, забавные человечки, заборчика.

2

Композиции из бумажной ленты. Основные приёмы работы с бумажной лентой.

0,5

2,5

3

Изготовление корзинки с цветами, вазона с цветами. Выполнение моделей незабудки, одуванчик, аист, уточка, горшочки, божья коровка, бабочки, стрекоза и т.д. Изготовление панно «Тележка с незабудками», «Летняя рябинка», « В оранжерее»

3

Композиции из бумажного шнура. Бантики, деревья, корзинки из бумажного шнура. Выполнение панно.

0,5

2,5

3

Бантики, деревья, корзинки из бумажного шнура. Выполнение панно «Маргаритки», «Ваза с цветами», «Сосна», «Корзинка с цветами» «Виноград», «Маки», «Подарок», «Вечер»и др.

!2

Оформление выставочных работ.

0,5

1,5

2

Оформление работ.

По итогам 1 года работы обучающиеся должны:

- Приобрести практические навыки и умения в пользовании разнообразными материалами и инструментами.

- Уметь читать простые схемы и чертежи, работать по ним.

- Освоить технологию плетения из бумаги, изготовление папье-маше.

-Знать рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, измерительных инструментов.

- Понимать цветосочетания, выбирать нужный сюжет, знать особенности работы над эскизом композиции, составлять композиции на определенную тему из разного материала.

Содержание программы 2-го года обучения

Тема 1. Работа с природным материалом (18 часов)

Вводная часть. Знакомство с планами работы на год. Общий инструктаж по технике безопасности. Технология изготовления композиций и фигурок из растительного материала. Технология аппликаций из засушенных растений. Аппликация «Родные просторы». Повтор материала о флористике. Составление цветочных композиций, букетов из растительного материала.

Работа с соломкой. Вводное занятие. Знакомство детей с соломой. Различные виды соломы: пшеничная, ржаная, ячменная, овсяная. Техника работы с соломой. Техника безопасности при работе с инструментами, используемыми на занятиях с соломой. Экскурсия. Сбор материала. Подготовка соломы к работе. Вымачивание соломы, разглаживание ее холодным и горячим способом. Подготовка эскизов для работы с соломкой. Способы обработки соломы, тонировка, фон и клей для аппликации. Коллективная работа «Родной край»

Тема 2. Бисероплетение (6 часов)

Вводное занятие. Знакомство с историей бисероплетения. Знакомство с материалом: бисер, стеклярус, бусины, с инструментами, используемыми на занятиях. Подготовка рабочего места к работе.

Знакомство со схемами плетения, с технологией плетения по схемам. Техника безопасности при работе с инструментами. Выполнение колье из бисера и стекляруса. Изготовление цветов на проволочной основе: Цветы яблони, лилии, кувшинки, Сбор из деталей брошки.

Тема 3.Работа с бумагой и картоном. (32 часа)

Знакомство с новогодним убранством домов на Руси, с елочными украшениями, с техникой их выполнения. Знакомство с карнавальными костюмами. Изготовление снежинок. Создание карнавальных масок, головных уборов. Выполнение коллективных аппликаций «Зимушка-зима».

Оригами. Базовые формы оригами. Термины и условные обозначения. Выполнение моделей лебедя, совенка, пингвинёнка, бабочки. Выполнение моделей зайчика, бычка, жар-птицы, павлина. Выполнение моделей нарциссы, тюльпаны, клубничка, апельсина и яблока. Коллективная работа «Подснежники в вазе». Коллективная работа «Ваза с фуксиями». Коллективная работа «Кактус с желтыми цветами».

Тема 4. Работа с нитками и тканью.(10 часов)

Вводное занятие. История возникновения ситцевой мозаики. Техника безопасности при работе с инструментами, используемыми на занятиях. Знакомство с технологией выполнения аппликации на ткани и подготовка основ к работе. Выполнения объемной аппликации. Выполнение деталей картины: объемных и плоских. Сборка деталей картины на основу по эскизу.

Тема 5. Оформление выставочных работ. (2 часа)

Тематический план 2- го года обучения

Кружка «Волшебная мастерская » , 68 часов

п/п

Тематика занятия

Теория

Практика

Всего

Результат

Работа с природным материалом

1

Вводная часть. Знакомство с планами работы на год. Общий инструктаж по технике безопасности. Технология изготовления композиций и фигурок из растительного материала.

1

1

2

Сбор материалов растительного происхождения. Изготовление композиций и фигурок из растительного материала.

2

Технология аппликаций из засушенных растений.

Повтор материала о флористике. Составление цветочных композиций, букетов из растительного материала. «Мир цветов»

0,5

2,5

3

Выполнение цветочных композиций, букетов из растительного материала.

3

Аппликация «Родные просторы»

0,5

2,5

3

Выполнение аппликации.

4

Работа с соломкой. Вводное занятие. Знакомство детей с соломой. Различные виды соломы: пшеничная, ржаная, ячменная, овсяная. Техника работы с соломой. Техника безопасности при работе с инструментами, используемыми на занятиях с соломой.

0,5

1,5

2

Техника работы с соломой. Вымачивание соломы, разглаживание ее холодным и горячим способом.

5

Экскурсия. Сбор материала.

0.5

0.5

1

Сбор материала.

6

Подготовка эскизов для работы с соломкой. Способы обработки соломы, тонировка, фон и клей для аппликации.

0,5

1,5

2

Обработкa соломы, тонировка, фон

7

Коллективная работа «Родной край»

0,5

4,5

5

Выполнение работы.

Бисероплетение.

1

Вводное занятие. Знакомство с историей бисероплетения. Знакомство с материалом: бисер, стеклярус, бусины, с инструментами, используемыми на занятиях. Подготовка рабочего места к работе.

0,5

1,5

2

Подготовка рабочего места, проволоки, ниток к работе.

2

Знакомство со схемами плетения, с технологией плетения по схемам. Техника безопасности при работе с инструментами. Выполнение колье из бисера и стекляруса.

0,5

1,5

2

Работа со схемами плетения, с технологией плетения по схемам.

3

Изготовление цветов на проволочной основе: Цветы яблони, лилии, кувшинки, Сбор из деталей брошки.

0,5

1,5

2

Сбор деталей.

Работа с бумагой и картоном. Выполнение аппликации Выполнение аппликации

1

Знакомство с новогодним убранством домов на Руси, с елочными украшениями, с техникой их выполнения.

1

2

3

Выполнение елочных украшений.

2

Знакомство с карнавальными костюмами. Изготовление снежинок. Создание карнавальных масок, головных уборов. Выполнение новогодних аппликаций.

1

2

3

Создание карнавальных масок, головных уборов

3

Выполнение коллективных аппликаций «Зимушка-зима»

1

4

5

Выполнение аппликаций.

4

Оригами. Базовые формы оригами. Термины и условные обозначения.

0,5

1,5

2

Базовые формы оригами.

5

Выполнение моделей лебедя, совенка, пингвина, бабочки.

0,5

2,5

3

Изготовление модулей. Выполнение моделей

6

Выполнение моделей зайчика, бычка, жар-птицы, павлина.

0,5

2,5

3

Изготовление модулей. Выполнение моделей

7

Выполнение моделей нарцисс, тюльпан, клубника, апельсин и яблоко.

0,5

2,5

3

Изготовление модулей. Выполнение моделей

8

Коллективная работа «Подснежники в вазе», «Ваза с фуксиями», «Кактус»

0,5

3,5

4

Изготовление модулей. Выполнение моделей

9

Мозаика

0,5

2,5

3

Выполнение эскизов. Выполнение сюжетной аппликации.

10

Квиллинг

0,5

2,5

3

Выполнение сюжетной аппликации.

Работа с нитками и тканью.

1

Вводное занятие. История возникновения ситцевой мозаики. Техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с технологией выполнения аппликации на ткани и подготовка основ к работе.

0,5

2,5

3

Выполнение аппликации на ткани и подготовка основ к работе.

2

Выполнения объемной аппликации. Выполнение деталей картины: объемных и плоских. Сборка деталей картины на основу по эскизу.

0,5

6,5

7

Выполнения объемной аппликации.

Оформление выставочных работ.

0,5

1,5

2

Оформление выставочных работ.

По итогам 2 года работы обучающиеся должны:

- Закрепить и расширить знания и умения о способах работы с бумагой, о возможностях её склеивания, а также природного материала, соломы.

- Уметь читать схемы и чертежи, работать по ним. Изготавливать по чертежу модели, художественно их оформлять

- Освоить новые способы обработки , различные способы плетения из бисера, стекляруса, ниток и лент.

- Освоить технологию работы с соломой, мозаикой.

-Знать рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, измерительных инструментов.

- Понимать цветосочетания, выбирать нужный сюжет, знать особенности работы над эскизом композиции, составлять композиции на определенную тему из разного материала, самостоятельно выполнять рисунок композиции из разного материала.

Содержание программы 3-го года обучения

Тема 1. Работа с природным материалом. (11 часов)

Вводная часть. Знакомство с планами работы на год. Общий инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в природу. Сбор материалов растительного происхождения. Изготовление композиций и фигурок из растительного материала. Аппликация «Любимые цветы».

Работа с соломкой. Техника работы с соломой. Техника безопасности при работе с инструментами, используемыми на занятиях с соломой. Подготовка эскизов для работы с соломкой. Народные игрушки из соломы, история их создания. Знакомство с технологией изготовления куклы. Способы обработки соломы, тонировка, фон и клей для аппликации. Коллективная работа «Мой кораблик».

Тема 2. Бисероплетение (4 часа)

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с техникой мозаичного плетения, с плетением жгута, с техникой оплётки пасхального яйца. Выполнение колье « Свадебное».

Тема 3.Работа с бумагой и картоном. (17 часов)

Оригами. Базовые формы оригами. Коллективная работа « Кактус с оранжевыми цветами», «Корзина с цветами». «Путешествие в сказку» (елочка, снежинка, Дед Мороз, Снеговик). «Волшебный торт».

Папье-маше. Повторение материала изученного ранее. Выполнение муляжей из глины, пластилина персонажей для кукольного театра. Художественное оформление работ.

Тема 4. Мозаика. (6 часов)

Технология создания миниатюрных панно. Перенос эскизов на поднос из папье-маше. Оклеивание скорлупой.

Тема 5. Работа с нитками и тканью.(48часов)

Аппликация из ткани. Технологией выполнения аппликации на ткани и подготовка основ к работе. Выполнения объемной аппликации. Выполнение деталей картины: объемных и плоских. Сборка деталей картины на основу по эскизу.

Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Пушистые игрушки из ниток. Утенок. Птенчик. Изготовление панно «Детство».

Мягкая игрушка. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения ручных швов: «вперед иголку», «петельный», шов «через край». Раскрой материала. Соединение деталей. Матрешка. Веселый человечек. Лошадка. Скоморох. Кактус.

Тема 6. Оформление выставочных работ. (2 часа)

Тематический план 3 - го года обучения

Кружка «Волшебная мастерская» 68 часов

п/п

Тематика занятия

Теория

Практика

Всего

Результат

Работа с природным материалом

1

Вводная часть. Знакомство с планами работы на год. Общий инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в природу. Сбор материалов растительного происхождения.

0,5

1,5

2

Сбор материалов растительного происхождения.

2

Изготовление композиций и фигурок из растительного материала. Аппликация «Любимые цветы».

0,5

2,5

3

Выполнение аппликации.

3

Работа с соломкой. Техника работы с соломой. Техника безопасности при работе с инструментами, используемыми на занятиях с соломой. Подготовка эскизов для работы с соломкой.

0,5

1,5

2

Вымачивание соломы, разглаживание ее холодным и горячим способом.

4

Народные игрушки из соломы, история их создания. Знакомство с технологией изготовления куклы.

0,5

1,5

2

Технология изготовления куклы.

5

Способы обработки соломы, тонировка, фон и клей для аппликации. Коллективная работа «Мой кораблик».

0,5

1,5

2

Выполнение коллетивной работы

Бисероплетение.

1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами. Знакомство с техникой мозаичного плетения, с плетением жгута, с техникой оплётки пасхального яйца.

1

1

2

Техника мозаичного плетения, плетения жгута, техника оплётки пасхального яйца.

2

Выполнение колье «Свадебное».

0,5

1,5

2

Выполнение работы.

Работа с бумагой и картоном.

1

Оригами. Базовые формы оригами. Коллективная работа « Кактус с оранжевыми цветами», «Корзина с цветами»

0,5

2,5

3

Изготовление модулей. Выполнение моделей

2

«Путешествие в сказку» (елочка, снежинка, дед-мороз, снеговик)

0,5

3,5

4

Изготовление модулей. Выполнение моделей

3

«Волшебный торт»

0,5

2,5

3

Изготовление модулей. Выполнение моделей

4

Папье-маше. Повторение материала изученного ранее. Выполнение муляжей из глины, пластилина персонажей для кукольного театра.

0,5

3,5

4

Выполнение муляжей из глины, пластилина персонажей для кукольного театра

5

Художественное оформление работ.

0,5

2,5

3

Оформление работ.

Мозаика.

1

Технология создания миниатюрных панно.

0,5

2,5

3

Создание миниатюрных панно.

2

Перенос эскизов на поднос из папье-маше. Оклеивание скорлупой.

0,5

2,5

3

Оклеивание скорлупой.

Работа с нитками и тканью.

1

Аппликация из ткани. Технологией выполнения аппликации на ткани и подготовка основ к работе. Выполнения объемной аппликации.

0,5

3,5

4

Выполнения объемной аппликации.

2

Выполнение деталей картины: объемных и плоских. Сборка деталей картины на основу по эскизу.

0,5

3,5

4

. Сборка деталей картины на основу по эскизу.

3

Изготовление игрушек-сувениров из ниток. Пушистые игрушки из ниток. Утенок. Птенчик.

0,5

4,5

5

Изготовление игрушек-сувениров из ниток.

4

Изготовление панно «Детство»

0,5

4,5

5

Изготовление панно

5

Мягкая игрушка. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения ручных швов: «вперед иголку», «петельный», шов «через край».

0,5

2,5

3

Выполнение ручных швов: «вперед иголку», «петельный», шов «через край».

6

Раскрой материала. Соединение деталей. Матрешка. Веселый человечек. Лошадка. Скоморох. Кактус.

0,5

2,5

3

Изготовление мягкой игрушки.

7

Веселый человечек. Лошадка. Скоморох. Кактус.

0,5

3,5

4

Изготовление мягких игрушек.

Оформление выставочных работ.

0,5

1,5

2

Оформление выставочных работ.

По итогам 3 года работы обучающиеся должны :

- Закрепить и расширить знания и умения о способах работы с бумагой, о возможностях её склеивания, способы работы с природным материалом, соломой. Уметь читать схемы и чертежи, работать по ним. Изготавливать по чертежу модели, художественно их оформлять.

-Изучить технологию получения объемных предметов из разных материалов, научиться выполнять работы по образцам, а затем самостоятельно изготавливать творческие работы из соломки, ткани , ниток, скорлупы, глины, пуха.

- Разрабатывать декоративные композиции для использования в оформлении изделия, исполнять декоративные аппликации, отделывать изделия орнаментом, мозаикой, бисером.

- Уметь самостоятельно составлять композиции из целых форм растений, из частей растений, других природных материалов, составлять рельефные аппликации.

-Выполнять творческие работы и оформлять выставки.

План традиционных мероприятий работы кружка

Мероприятие

Сроки проведения

Подготовка и участие в городских выставках.

Сентябрь - май

Подготовка и участие и областных выставках: «Я могу», «Пасхальный перезвон».

Декабрь - январь

- Участие в благотворительном аукционе.

Апрель, май

-Экскурсия - знакомство с памятниками природы, сбор природного материала.

Сентябрь, октябрь, май

-Экскурсии на городские выставки декоративно- прикладного творчества.

По мере проведения выставок

-Изготовление подарков шефам, педагогам ко дню рождения к праздникам: - Новый год, - 23 февраля, - 8 марта, - праздник Пасхи - 9 Мая, - День Учителя

Декабрь январь, февраль февраль апрель апрель сентябрь

– Изготовление поздравительных открыток, сувениров для ребят-дошкольников Д\ Садов № 7, № 17.

ноябрь, январь, март, февраль

- Изготовление работ для оформления спален, групповых комнат, кабинетов, холла в детских садах, школы № 46

октябрь, май.

Диагностика

В начале учебного года проводится диагностика учащихся в целях изучения уровня подготовки, объема знаний и умений, уровня творческого потенциала, для организации процесса обучения, индивидуальной работы с детьми, коррекции.

В конце учебного года проводится диагностика с целью изучения уровня овладения полученными знаниями, умениями и навыками, уровня развития творческого потенциала учащихся.

Для диагностики педагогом используется:

-анкетирование,

-тест «Определение творческого потенциала учащихся»;

-тест- опросник «Мое мнение» по О.С.Газману (адаптированный к условиям кружковой работы).

Литература:

Н.В.Бедина «Поделки из лоскутков». Клуб семейного досуга. Харьков-Белгород.2011

Н.В.Бедина «Поделки из природного материала». Клуб семейного досуга. Харьков-Белгород.2011

Н.В.Величко «Поделки из пластилина». Клуб семейного досуга. Харьков-Белгород.2011

Ж.Шквыря «Поделки из бумаги». Клуб семейного досуга. Харьков-Белгород. 2011

Е.Иванова «Поделки из папье-маше».Клуб семейного досуга.Харьков-Белгород.2011

И.Богатова «Квиллинг». Мартин. Москва.2011

Л.Д.Канделли «Народное искусство». Просвещение.1984

А.Рогов «Кладовая радости». Просвещение.1982

С.Газарян «Прекрасное своими руками». Дет. Лит.1980

Ю.Максимов «У истоков мастерства». Просвещение.19

Г.Федотов «Сухие травы». АСТ-Пресс.1999

М.Ляукина «Бисер». АСТ-Пресс.1998

М.И. Нагибина «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». Ярославль. Академия развития.1997

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка». Ярославль. Академия развития.1991

Г.И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов», Москва,1991

Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.

17. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.

18. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.

. 19. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.

20. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.

21. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.

Интернет-ресурсы

http://www.liveinternet.ru/users/4696724/post242272040

http://www.liveinternet.ru/users/3235394/post170644207/

http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php

http://www.znaikak.ru/kaknaychitsyatehnikebymagokrycheniyakvilling.html

http://moikompas.ru/compas/quilling

http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki

http://ejka.ru/blog/kvilling/638.html

http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html

http://stranamasterov.ru

Согласовано: Согласовано:

протокол заседания заместителем директора по УВР

методического объединения учителей ___________ А.Л.Лозицкая

начальных классов «30»августа 2018

_______________ С.Ю.Назаркина

«29» августа 2018

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области