Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Реализация педагогических условий по формированию активной познавательной деятельности учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства посредством дидактических игр уроки составлены по учебнику, Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л. Г. Изоб

Цель определить опытно-поисковым путем эффективность дидактических игр на формирование активной познавательной деятельности учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства. Задачи - систематизировать художественно-дидактические игры, используемые при изучении учебного материала на уроках изобразительного искусства - создать предметно-развивающую среду в классе для успешной реализации познавательной активности учащихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Реализация педагогических условий по формированию активной познавательной деятельности учащихся 5 классов на уроках изобразительного искусства посредством дидактических игр (уроки составлены по учебнику, Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство, 5 класс)

Скорнякова О.П., учитель ИЗО

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей. Поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в познавательную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

В исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

На формирующем этапе реализовывались педагогические условия, заявленные в гипотезе, такие как систематизация художественно-дидактических игр, используемых при изучении учебного материала на уроках изобразительного искусства, а также создание комфортной предметно-развивающей среды в классе для реализации развития активной познавательной деятельности у учащихся 5 классов.

От уровня развития активно - познавательной деятельности учащегося зависит умение не только воспроизводить полученные знания, но и умение оперировать, применять их в практической деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно - познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. Поэтому в нашей работе на формирующем этапе мы применяем метод внедрения дидактических игр на уроках изобразительного искусства.

Урок № 2. Тема: Природа и художник.

Дидактическая игра: «Собери пейзаж»

Цель: уметь применять знания об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта. Знакомство с линейной перспективой изображения элементов пейзажа, с ближним и дальним планом местности.

Правила игры: учащиеся выкладывают на фланелеграфе элементы пейзажа, соблюдая перспективу изображения.

Урок № 7. Тема: Конструктивные особенности архитектуры. Сочетание разных геометрических форм.

Дидактическая игра: «Собери фигуру» (см. рис 1.)

Цель: развитие пространственных представлений. Пространственного мышления.

Правила игры: каждому ребенку выдается комплект разрезанных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого учитель демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает её на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть.

Урок № 10. Тема: Рисуем натюрморт.

Дидактическая игра: «Составь натюрморт»

Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу из реальных предметов (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы).

Правила игры: учащиеся с помощью силуэтов или настоящих предметов составляют натюрморт.

Урок № 13. Тема: Мифы Древней Греции.

Дидактическая игра (кроссворд): «Древнегреческие боги»

Цель: развитие познавательного интереса и познавательной активности. Правила игры: учащиеся по тематическим вопросам угадывают слова в кроссворде.

По горизонтали:

Дочери морской богини

Бог солнца

Бог неба, отец титанов и циклопов; был свергнут сыном Кроносом

Богиня охоты у древних греков

Повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца

Виновник всех человеческих несчастий

Сын Зевса, освободитель Прометея

Морская богиня

Сын бога Гелиоса, погиб, катаясь на солнечной колеснице

Щит Зевса и Афины

Священная гора, где пребывали боги во главе с Зевсом

Бог подземного царства мертвых

Он овладел колчаном, где хранились огненные стрелы

Бог-кователь

Морская богиня.

По вертикали:

Застывшие слезы Гелиад

Вестник олимпийских богов, бог торговли и прибыли

Верховный бог, его супруга Гера

Брат Прометея, который держал на своих плечах небесный свод

Бог огня

Царица богов, покровительница брака

Нимфа моря

Отец Зевса; в греческой мифологии означает «титан»

Богиня правосудия

Владыка ветров

Богиня войны и победы

Бог сна

Богиня молнии и грома

Богиня Земли

Ответы на кроссворд:

По горизонтали: 1. Гелиады. 2. Гелиос. 3. Уран. 4. Артемида. 5. Посейдон. 6. Пандора. 7. Геракл. 8. Климена. 9. Фаэтон. 10. Эгида. 11. Олимп. 12. Аид. 13. Конид. 14. Гефест. 15. Нерея.

По вертикали: 1. Янтарь. 2. Гермес. 3. Зевс. 4. Атлант. 5. Прометей. 6. Гера. 7. Нереида. 8. Кронос. 9. Фемида. 10. Эол. 11. Афина. 12. Гипнос. 13. Индра. 14. Гея.

Урок № 15. Тема: Рисуем человека по древнегреческим канонам.

Дидактическая игра: «Фоторобот». (см. рис 2.)

Цель: закрепление представлений о гармоничных пропорциональных отношениях частей головы человека. Развитие творческого мышления.Правила игры: собрать мозаику так, чтобы части головы человека были - логические действия – осуществление синтеза как составления целого из частей; построение логической цепи рассуждений.

Урок № 16. Тема: Чернофигурные вазы Древней Греции.

Дидактическая игра: «Узнай по описанию»

Цель: Знакомство с античным гончарным искусством, изучают разнообразие форм вазы. Развитие познавательного интереса. Правила игры: ученики по описанию и назначению вазы определяют её название.

Какой из сосудов пригоден для хранения вина, зерна, растительного масла и меда? Почему? (Амфора – ваза с узким горлом и двумя ручками. Если она упадет зерен высыпется не много, так как у не узкая шейка).

Из какого сосуда греки пили вино? (Килик. Это плоская чаша с ножкой и двумя ручками, её удобно держать).

Греки любили вино, но они осуждали пьянство и всегда разбавляли вино с водой. Какой сосуд пригоден для смешивания вина с водой? (Кратер. Он объемный).

Когда греки готовили вино, им приходилось его охлаждать. Как вы думаете, какой сосуд подходит для этого? (Пксиктер. За пресной водой надо было ходить к источнику, роднику).

В каком сосуде было удобно нести её домой? (Гидрия. У нее две горизонтальные ручки и третья – вертикальная. Корень «гидр» в переводе с греческого означает «вода»).

Какой сосуд служил для хранения душистого масла, благовоний? (Лекиф. Высокий, удлиненный).

Далее учитель раздает листочки с отрывками из стихотворения «Античные вазы» О. Тарутина.

Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

…То вазы-гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза – с рисунком-рассказом!

…Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры..

А это…

А это…

Но мы описать не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз

Урок № 25. Тема: Этнографический музей. Изображение интерьера применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве. 

Дидактическая игра: «Русская изба» (см. рис 3.)

Цель: Знакомство с внутреннем убранством русской избы. Развитие познавательного интереса и познавательной активности.

Правила игры: Учитель рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет дома и перед учениками оказывается пустая комната избы. Задача учащихся расставить предметы интерьера.

На формирование активной познавательной деятельности учащихся является создание предметно-развивающей среды комплексного кабинета изобразительного искусства и технологии который находится в МАОУ «Гимназия №100 г. Челябинска».

Каждый творческий человек мечтает иметь свою мастерскую, где бы он мог воплотить все свои мечты и желания. Наш комплексный кабинет изобразительного искусства и технологии — это маленькая творческая мастерская для каждого ребёнка — ученика.

Этот кабинет представляет собой особую творческую, развивающую среду, среду самовыражения, позволяющую реализовать цели, ценности и принципы личности — ориентированного и системно-деятельного подхода.

В данном кабинете проходят занятия с учащимися начальных и пятых, шестых классов, поэтому оформление кабинета носит творческий характер. Этому способствует;

Деление класса на зоны: образовательную, проектно-игровую, информационную

Выбор цветового оформления, способствующий развитию фантазии, творчеству и активизации детей в разные периоды обучения;

Создание мини-музея, состоящий из декоративно-прикладных изделий и из творческих работ учащихся, учителя, родителей.

В образовательной зоне расположены парты-мольберты с маркировкой, которые регулируются в соответствии с использованием различных форм работы. Расположение образовательной зоны и выбор нестандартной мебели сочетает комфорт и уют. Эти парты очень удобны в использовании, они оснащены линейкой, планкой для карандашей и ластиков. Кроме того парта используется для одного ученика. Что позволяет ему расслабиться и в тоже время окунуться в атмосферу своего, индивидуального, творческого мира. В встроенных шкафах мы можем видеть учебно- методическую литературу, учебники для учеников, таблицы, плакаты, наглядные пособия, натурный фонд, а также материалы и инструменты по предметам.

На боковой стене располагаются стенды для выставок учащихся, лучшие работы учеников подбадривают ребят лучше рисовать, делать поделки, а самое главное у них появляется желание «творить» нечто волшебное, красивое, чтобы его работа появилась здесь же, на этой выставке. Само покрытие стенда позволяет быстро менять работы. На первом стенде мы видим персональную выставку работ, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Мы используем приёмы инклюзивного образования, которое играет огромную роль в воспитательном процессе: дети учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Помогает выработать среди учеников такие качества личности, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Следующий стенд представляет выставку детских работ, выполненных в разных техниках. На полках мы видим натурный фонд кабинета, который очень разнообразен и красочен. Здесь и хохломская роспись, различные муляжи фруктов, овощей, ваз разной формы и т.д. Дети с удовольствием сами выстраивают композиции, а потом их зарисовывают.

Вот и любимое место учеников проектно-игровая. В этой зоне есть зеркало, которое мы называем «Моё настроение», оно служит психологической разгрузкой для детей. Ребёнок, смотря в зеркало может нарисовать своё лицо или смешную рожицу и вместе с одноклассниками весело посмеяться, кроме того зеркало служит отличным предметом для развития мелкой моторики руки, дети рисуют пальчиковыми красками. В проектно-игровой зоне представлены развивающие игры по искусству, для моделирования — экспериментирования расположен весёлый, яркий конструктор.

Интересны по цветовому решению стены, расписанные пастельными красками самим учителем. Создают приподнятое настроение и способствуют развитию творческого мышления ребёнка.

Данный кабинет является творческим стартом для всех участников образовательного процесса. В конце года на празднике чести и гордость гимназии, в фойе проходят итоговые персональные выставки творческих родителей, учеников, учителей. Все участники образовательного процесса могут показать свои уникальные работы. Лучшие работы учащиеся помещают в своё портфолио. На информационном поле в виде презентаций проходят слайды с тематическими творческими работами учеников.

В школе есть лаборатория экспериментального творчества. Здесь проходят внеурочные занятия с учениками по экспериментированию с красками, глиной, исследования по работе с разными материалами и инструментами. Мы видим работы детей в технике оригами — дети ежегодно участвуют в городском конкурсе «Шаг в будущее» (секция оригами), увлекаются бисероплетением, конструированием. Мы имеем уникальное техническое оснащение: гончарный круг учащиеся осваивают гончарное искусство, Аэрограф - новую технику Аэрографию, работают с деревом — выжигание.

И так, мы видим, кабинет демонстрирует раскрытие творчества ребёнка, развивает познавательный интерес и активную познавательную деятельность учебного предмета, помогает ему самореализоваться и творить. Позволяет организовать воспитательный и учебный процесс, способствующий формированию доброжелательных отношений в коллективе, формированию положительной самооценки каждого ребёнка, культуру и чувство к прекрасному.

Таким образом, мной были реализованы такие педагогические условия, как использование и систематизация художественно-дидактических игр на уроках изобразительного искусства и создание комфортной предметно-развивающей среды в классе.

Рис.1. Дид. игра «Собери фигуру»

Рис.2. Дид. игра «Фоторобот»

Рис.3. Дид. игра « Русская изба»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области