Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Педагогические условия развития композиционных умений дошкольников средствами декоративных видов росписи

методическая разработка для педагогов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 48»

«Педагогические условия развития композиционных умений дошкольников средствами декоративных видов росписи»

Воспитатель Панкова О.В.

г. Оренбург.

Педагогические условия развития композиционных умений дошкольников средствами декоративных видов росписи.

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.

В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения... целей».

Определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направляемых в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.

Исследователи народного искусства Комарова Т.С., Г. П. Новикова, Соломенникова О., Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. отмечают значение искусства для разностороннего развития человека. Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая дымковские глиняные расписные игрушки, сделанные заботливыми руками мастеров; деревянную посуду из липы, расписанную мастерами из Хохломы; богородские игрушки, вырезанные богородскими мастерами - игрушечниками из дерева.

Декоративные росписи как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В декоративных росписях окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Исходя из исследований Грибовской А. А., также учитывая трудности освоения этого вида деятельности методика работы с детьми должна строиться в трех направлениях:

Ознакомление детей с предметами народного прикладного искусства; эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества в формировании потребности в прекрасном. Дать детям некоторые сведения о промысле, содержании, назначении, материалах, характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме).

Обучение детей декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Составлять узоры на основе народной игрушки, выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии, прямые, широкие и тонкие, черточки, передавать колорит росписи определенного вида, их сочетание (цвет фона и элементов). Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один, два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, треугольнике, круге, выделяя кайму, углы, середину.

Формирование детского декоративного творчества. Формировать умение самостоятельно выбирать элементы, их сочетание, цвета, составлять композицию в зависимости от формы бумаги.

Грибовская А. А. предлагает следующие формы организации работы с детьми:

Выставки – основная форма работы. На них могут быть представлены:

Один подлинный предмет;

Предметы одного вида;

Предметы одного образа;

Сравнение двух, трех видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились.

Занятия по ознакомлению с определенным видом декоративно-прикладного искусства.

Такие занятия проводятся с детьми старшего возраста, где главной задачей является обучение детей рассматриванию подлинных предметов декоративно-прикладного искусства, также выделение средств выразительности, а затем перенесение своих знаний на любой следующий новый вид. Проводиться сравнение, нахождение сходств и различий, подведение к общим закономерностям декоративного искусства, средствам выразительности, традициям каждого вида.

3. Занятия по декоративному рисованию.

На занятиях выделяется только те средства выразительности, которые найдут отражение в рисовании, то есть выделяется один или несколько элементов, их цвет, варианты украшения (точки, черточки), расположение (кайма для фартука, клетчатая юбка и др.).

По мере накопления опыта все больше внимания должно уделяться вариантам изображения одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности листа.

4. Занятия по замыслу.

Такие занятия будут являться показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

Грибовская А. выделила также методы и приемы при обучении детей декоративному рисованию:

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ;

Связь рассматривания изделий мастеров с последующим составлением узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке;

Сравнение двух элементов узора, композиций для обучения, пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

Использование движения руки – очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги;

Упражнения вначале занятия при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания;

Показ способов изображения новых элементов;

Использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

Называние элементов узора, действия при его воспроизведение в рисовании;

Взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации, в решении задач по декоративной деятельности.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Исследователи определяют условия, способствующие успешному формированию композиционных умений у детей старшего возраста в детском саду.

Широкий подход к проблеме: решение задач по формированию композиционных умений должно осуществляться во всех сферах жизни и деятельности ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в повседневной жизни, самостоятельной художественной деятельности в условиях ДОУ.

Организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально- интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Творческий подход педагогов к отбору содержания занятий по рисованию: их организации с детьми, к использованию разнообразных методов и приемов.

Общение с искусством: на основе правильного влияния взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение, а, следовательно, и лучше понимает собственную деятельность.

Комплексное и системное использование методов и приемов: предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность; включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созданию личностно-значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению материала и развитию творчества у детей.

Создание эстетической развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Учет индивидуальных особенностей ребенка: внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на каждом занятии; доверие к ребенку, его возможностям, а отсюда максимальная активизация детей, предоставление им самостоятельности.

Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.

Дополнением к такой работе с детьми является просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям.

После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера. Затем можно осуществлять переход к практике. Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идет по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливания образа, применении изобразительных способов его воплощения. В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей "живых" представлений, наглядных образов.

Детское творчество интенсивно обогащается, если воспитатель использует на занятии поэзию, музыку, эмоциональный рассказ. Это помогает развитию воображения.

Относительно простая изобразительная основа орнамента позволяет детям сосредоточить внимание на построении пространственно-световой композиции рисунка. Усвоенные композиционные формы многократно повторяются с вариантами в области света или расположения деталей, устанавливается четкая последовательность нанесения одного элемента за другим, в результате чего закономерно вырастает целое. Современный способ украшения вещи отводит нас от орнамента и приближает к выделению конструкции вещи, либо к ритмичному расположению рисунка. Можно полагать, что соединение декоративного ритма с изобразительной деятельностью или с конструктивным выделением частей может быть близко детям.

Не умея наблюдать, ребенок не имеет материала для размышлений, а без размышления невозможно никакое творчество. Чтобы научить детей относиться более сознательно к пространственной композиции рисунка, Е.А. Флериной было предложено располагать изображения в разных положениях. Необходимо развивать познавательные потребности детей, чтобы они не выросли интеллектуально пассивными.

Такие наблюдения подкрепляются рассматриванием иллюстраций в книгах, открыток. Все наблюдения воспитатель комментирует, давая детям необходимые сведения о строении рассматриваемого объекта. В свободное время дети могут рисовать то, что им хочется. Эту мысль словно завершает предложение Т.С. Комаровой о том, что дети должны не просто смотреть на объект, а уметь увидеть его художественные достоинства, которые предстоит изображать. Но, чтобы ребенок понял, чем красив тот или иной предмет, педагог сам должен чувствовать, видеть прекрасное в жизни (наблюдать с детьми за явлениями природы). Такого рода наблюдения можно проводить с разными объектами. Умение созерцать красоту очень важно для развития детского творчества. Недаром Л.С. Выготский сказал: "Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки".

В младшем возрасте основным выразительным средством детских рисунков является ритм. Этому способствуют задания, которые включают знакомые детям игровые действия, то есть предусматривающие дополнение рисунка, созданного воспитателем. Во второй младшей группе детям целесообразно предлагать задания, в которых та или иная форма многократно повторяется, а сама тема рисунка обусловливает использование выразительного средства композиции. В среднем дошкольном возрасте задания предусматривают выделение главного смыслового центра рисунка второстепенными объектами, связанными по смыслу. В старшем возрасте детям желательно предлагать рисунок, в котором они должны будут создать ассиметричную композицию, смещая движущийся объект вправо или влево, чтобы воссоздать пространство для его движения. При этом детей необходимо ознакомить с элементарными приемами воздушной и цветовой перспективы.

Доказано, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство ритма. Важно при этом учитывать возрастную специфику проявлений двигательного и пространственного ритма, обеспечить последовательность формирования восприятия и применения выделенных ритмических структур.

Психолог Венгер Л. А., выделили основные сенсорные компоненты чувства ритма:

- восприятие и воспроизведение однородных, равномерно повторяющихся элементов рисунка (обнаруживается на ранних стадиях изобразительной деятельности, она выражена в равномерности следования однородных рисовальных движений; сочетание ритмически упорядоченных двигательных и пространственных повторов впервые наблюдается в рисовании детей четвертого года жизни);

- восприятие и воспроизведение чередующихся между собой различных по форме и величине предметов изображения (в простой форме впервые обнаруживается у отдельных детей пятого года жизни);

- восприятие и воспроизведение симметрично расположенных элементов изображения (наблюдаются у отдельных детей старшего дошкольного возраста).

Целенаправленное формирование чувство ритма заключается в последовательном усвоение детьми ритмических структур.

В трудах Н.П. Сакулиной присутствует мысль о том, что размер изображения должен соответствовать величине листа: на больших листах бумаги изображения следует давать крупные, чтобы не оставалось ничем не оправданных пустых мест. Полезно давать для рисования бумагу разного размера, в зависимости от того, какая задача ставится перед детьми.

В исследованиях В. Б. Косминской и Н. Б. Халезовой отмечено, что развитие композиционных умений дошкольников средствами декоративных видов росписи зависит от использования различных форм предметов, от входящих в узор элементов, от размера листа бумаги.

Итак, одним из важных факторов развития детей является создание педагогических условий, способствующих формированию их композиционных умений. В своем исследовании мы определили, что формирование композиционных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста зависит от процесса возникновения и становления творческой изобразительной деятельности детей (обогащение впечатлениями – сам акт творчества - применение в жизни его продукции); от организации развивающей предметно-пространственной среды; от использования различных форм предметов (узор на полосе, на круге, на квадрате, треугольнике, на предметах сложной формы), от входящих в узор элементов, от размера листа бумаги; от путей становления художественного образа у детей (замысел - поиски средства – воплощение); от последовательно меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества – частичное соучастие в нем – самостоятельная композиция детей); от комплексного использования взрослым разнообразных средств, приемов, методов, форм, способствующих самостоятельному композиционному решению в рисовании детей; от обеспечения интегрированного подхода в процессе приобщения дошкольников к народной культуре.

Литература

-Абраменкова Н. Ф. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 1-3.

-Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество/ А. А. Грибовская - М.: Просвещение, 2006. — 160 с.

-Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 125с.

-Давыдова Г.Н. Нетрадиционные  техники рисования в детском  саду/ Н. Г. Давыдова. – М.: Скрипторий, 2013. – 80 с.

-Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - № 4. - 2008. - 21-29; № 5. - 2012.

-Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Р. Г. Казакова., Т. И. Сайкина. –М.: Сфера, 2010. – 155 с.

-Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

-Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 135с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области