Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности развития композиционных умений детей дошкольного возраста

методическая разработка для педагогов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 48»

«Особенности развития композиционных умений детей дошкольного возраста»

Воспитатель Панкова О.В.

г. Оренбург.

Энциклопедический словарь юного художника содержит в себе определение: “Композиция (от лат.compositio- сочинение, составление, связывание, соединение частей в единое целое в определённом порядке) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. Как правило, композиция строится на сопоставлении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных композиционных элементов. Помимо соподчинения, область композиции включает и выбор, состав таких элементов".

По мнению Коджаспировой Г. М., умение представляют собой подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Формируется умение путем упражнений, и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Исследователи утверждают, что, помимо умений, непременными компонентами деятельности являются навыки.

В изобразительной деятельности, в том числе рисовании, исследователями Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой и др. выделяются две большие группы умений – изобразительные умения и умения выразительной передачи образа. По определению Г. П. Новиковой изобразительность – это элементарные умения и навыки в области реалистического рисунка. Умения выразительной передачи образа – это освоенное посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. К умениям выразительной передачи образа относятся композиционные умения ".

Основная задача при выборе композиции – стремление добиться такой организации элементов изображения, которая в завершенной отделке поверхности обладала бы целостностью и единством, где второстепенные детали подчинялись бы главным. Согласно этим требованиям при компоновке элементов изображения используют следующие средства выразительности, правила и приёмы: равновесие, контраст, ритм, линии, светотень и др.

Н.П. Костерин в своих работах выявляет в изображаемых предметах их эстетические качества, внутреннее содержание, выделение главного и характерного с помощью таких выразительных средств декоративной композиции, как ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, контраст и нюанс.

Ритм. Повтор и чередование фигур называют ритмом.

Ритм возникает в результате взаимодействия ритмических элементов - акцентов и интервалов. Акцент - это повторяющаяся фигура. Цветовое пятно или пластическая форма. Интервал - это пространственный промежуток, отделяющий ритмические акценты друг от друга. Акцент, чередуясь с интервалом, создает ритмический ряд. Характер ритма, возникающего в таком ряду, зависит от числа акцентов, от их формы, положения, светлоты, цвета, а также величины акцента и интервала.

Ритмичность, характер ритма проявляются по-разному: в одном случае через строго равномерное чередование одних и тех же акцентов и интервалов; в другом - через равномерный повтор одних и тех же акцентов и интервалов, но с постоянным убыванием или нарастанием их массы, светлоты, цвета; а в третьем - через приблизительно одинаковый повтор разных акцентов и интервалов.

Ритм членит форму, выделяет главное, ослабляет значение второстепенного, делает предмет более статичным или динамичным, более цельным или разобщенным в полном соответствии с творческим замыслом композиции.

Симметрия - греческое слово, означает "гармонию", "соразмерность". Это тоже общее свойство декоративной и художественной композиций. Симметрия выступает в природе в качестве статического средства замыкания формы ' в себе, соподчинения всех ее частей или средства динамического обогащения поверхностей и пространства.

Асимметрия. Если в предмете (или фигуре) отсутствуют элементы симметрии, то их называют асимметричными. Асимметрия всегда придает пластической форме динамику и выявляет ее потенциальную способность к движению. Поэтому принципы асимметрии лежат в основе изображения предметов движущихся или имеющих какое-то отношение к движению либо предметов, в которых надо выразить внутреннюю энергию, жизнь.

Равновесие. Глаз человека воспринимает предмет (или группу предметов) в натуре и изображении целостно, то есть прежде всего его массу, положение в пространстве, взаимодействие масс нескольких предметов. При таком целостном восприятии реального предмета и его изображения возникает явственное ощущение зрительного веса массы: предмет кажется легким или тяжелым. Легким воспринимается предмет небольшого размера с сильно изрезанными контурами и светлоокрашенными поверхностями; тяжелым кажется предмет большого размера с упрощенными контурами и темноокрашенными поверхностями. Если часть рисунка выполнена светлыми красками и кажется легкой, а другая выполнена красками темных и насыщенных цветов и дает ощущение тяжести, то обе части рисунка образуют неустойчивую композицию, ибо тяжелый компонент будет "перевешивать" легкий; все изображение в целом теряет компактность, цельность и устойчивость.

Контраст. Каждая вещь обладает рядом несхожих качеств и признаков, противоречивых сторон. Их различие или противоположность называют контрастом. Контраст усиливает ощущение разницы между предметами, их частями или признаками и поэтому является средством расчленения группы на отдельные предметы, а предмета - на отдельные части. Это дает возможность выделять из группы нужный предмет, нужную часть в нем или нужное качество и признак.

Нюанс. Контрастное сочетание признаков делает предмет очень заметным, но оно быстро утомляет глаза, препятствует длительному рассматриванию предмета, в силу чего в наших представлениях остается на первом плане не самое главное в предмете - содержание, а форма, внешний вид. Для характеристики предмета как целостного и гармоничного организма в его форме должны быть отмечены согласованность и соразмерность частей, их родство и подобие. В этом и заключается роль и выразительная сущность нюанса. Нюанс, как и контраст, может проявляться в форме, величине, движении, конструкции, светлоте, фактуре, цвете.

В. Б Косминская и Н. Б. Халезова отмечают, что декоративные элементы для орнамента чаще всего находят в природе в виде листьев, цветов, плодов, животных, а также среди предметов и форм, созданных руками человека, его творческим воображением, фантазией.

Основным композиционным началом украшения предметов служит орнамент.

Орнамент – узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов. В основе орнамента лежат два композиционных начала – ритм и симметрия.

Ритм определяет особое структурное построение произведения, для которого характерны повторяемость одних и тех же компонентов, чередование нескольких. Ритму свойственно движение, повторность.

Симметрия (спокойное равновесие элементов) – это такое композиционное построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены. В узоре это часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около центральной оси. Есть много разновидностей ритма и симметрии, применяемых в различных орнаментах. Они создают богатство стилей. Выразительность орнамента зависит также от преобладания в нем округлых или заостренных прямолинейных форм, плавного или круглого изгиба линий. По характеру элементов орнамент может быть составлен из геометрических, растительных и животных форм.

Цвет является одним из важных средств в орнаменте и тесно связан с композицией. Цветовые сочетания могут ритмически повторяться и чередоваться, как и элементы формы. Цветовые сочетания могут быть резкими, котрастными и мягкими.

В декоративно-прикладном искусстве узора не существует вне конкретного предмета, имеющего определенные назначение и форму, поэтому декоративная роспись связана с определенным предметом (узор на полосе, на квадрате, на круге, на прямоугольнике, ромбе, овале, в треугольнике, на плоских предметах сложной формы, на объемных формах).

Дошкольный период в формировании композиционных умений является чрезвычайно важным и ответственным. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.

Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка. В нашем исследовании было уже отмечено, что композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. Опыт показывает, что детям дошкольного возраста доступно элементарное представление о композиции как о произведении, созданном художником по определенному замыслу, в соответствии с которым определенным образом располагаются предметы, части изображения. Не вызывает особых затруднений формирование элементарных понятий о форме листа бумаги, масштабе изображения. Под форматом ими понимается форма, которая может быть прямоугольной, квадратной, круглой и т.д.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Однако в работах некоторых дошкольников можно встретить и воздушную перспективу. Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритмичность придает организованность, упорядоченность построению рисунка, аппликации, лепки. Это отвечает часто по существу избранной ребенком теме. Часто дети в своих работах нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого (фигура человека выше дома и т.д.).

Исследователи детского изобразительного творчества Н. П. Сакулина, Г. П. Новикова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и др. обращали внимание на то, что отдельные проявления ритма обнаруживаются уже в рисовании детей дошкольного возраста. При этом отмечаются две его формы- в процессе рисования т.е. в ритмичности рисовальных движений и в пространственной организации изображений, придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию.

Одним из важнейших принципов композиции является целостность. Она достигается единством, равновесием связей и отношений как графических структур на холсте (листе бумаги или другой плоскости) так и выразительных средств. Эта целостность продукт деятельности художественного воображения творца. В изобразительном искусстве существуют определенные правила и приемы композиции. Понятно, что дошкольник их не знает, хотя стихийно или в результате целенаправленного формирования может овладеть некоторыми из них, такими как: организация плоскости листа, ритм, симметрия и равновесие, колорит.

Цветовое решение декоративных рисунков также влияет на выразительность композиции. Особое внимание дети обращают на контрастность и насыщенность красок.

Следует отметить, что декоративные рисунки у дошкольников выделяются в самостоятельный раздел рисования уже в возрасте от двух - двух с половиной лет. Ритм в орнаментальных композициях используется детьми с раннего возраста, но без обучения графические навыки не совершенствуются, и такого рода рисунки долгое время остаются элементарными и однообразными. В этих случаях рисунки представляют собой цветные пятна, не изображающие предметы определенной формы, а передающие лишь простейшие ритмы. В этой связи необходимо отметить такую особенность декоративных рисунков дошкольников, как передача ритма в сочетании с симметрией в композиции. Ритм и симметрия - два принципа построения композиции - обычно тесно переплетаются. Дошкольники шести-, семилетнего возраста, имея определенный запас знаний в рисовании, уверенно применяют ритм и симметрию в декоративно-орнаментальных композициях и создают нередко выразительные работы.

Симметрия в рисунках дошкольников является наиболее устойчивой формой организации плоскости листа. Часто дети стремятся достичь композиционного равновесия при помощи зеркальной симметрии. Такое построение придает рисункам статичность; оно характерно как для декоративно-орнаментальной композиции, так и для сюжетных рисунков.

Композиции сюжетных рисунков дошкольников значительно разнообразнее и интереснее по содержанию, по сложности исполнения и применению композиционных приемов, чем рисунки с натуры и декоративные. Дошкольники старшей группы в сюжетных рисунках уже умеют располагать объекты изображения на листе бумаги так, чтобы это соответствовало их реальному пространственному размещению.

На организованность и выразительность композиции рисунков детей положительно влияет и их умение относительно правильно показывать пропорции основных частей объектов изображения, работать красками, определять величину и положение предметов по отношению друг к другу и к размеру листа бумаги. У них постепенно, от одной возрастной группы к другой, развивается умение рисовать от общего к частному.

Постепенно, от одной возрастной группы к другой, дошкольники в своих рисунках, и особенно в сюжетных, начинают добиваться более полной передачи замысла работы. Смысловая связь изображений и выразительность рисунков дошкольников во многом зависят от того, насколько грамотно они умеют рисовать различные объекты действительности. Определенная условность детского рисунка не противоречит правдивости изображения, а лишь ограничивает ее.

Когда дети рисуют «от себя», без специального педагогического руководства, для них характерно или полное отсутствие предварительного замысла, или уход от задуманного содержания во время рисования. Иногда же композиция не получается из-за сильной «текучести» замысла; отсутствие руководства со стороны воспитателя ведет к изображению одного предмета за другим, без выделения главного и передачи между ними смысловой связи.

Если замыслы у младших дошкольников, как правило, возникают в процессе творческой деятельности, то у детей старшего дошкольного возраста (при условии активного педагогического руководства) они появляются до того, как дети приступают к рисованию. У них есть определенный замысел, сюжет, который надо выразить средствами рисунка, композиции, цвета. Но пути решения композиции намечаются лишь в общей форме. Композиция представленного замысла конкретизируется, правда, уже в процессе создания работы, но этапы выполнения композиции в этом возрасте приближаются к этапам создания картины художником. Разница состоит в том, что эти этапы здесь значительно короче по времени и просты по содержанию. Дети ведут самостоятельные поиски композиции и образов, и педагог руководит, направляет работу. Композиции рисунков весьма интересны и различны и по содержанию, и по схеме построения. Совершенно ясно, что у старших дошкольников композиция определяется содержанием, заключенным в конкретной теме. Площадь листа бумаги используется чаще всего полностью и рационально, правильно. Построение начинается почти всегда с главного, а затем изображаются другие объекты.

Следует отметить, что некоторые дети иногда изображают предметы вне смысловой связи друг с другом. В рисунках же большинства детей смысловая связь ясно видна; у некоторых композиции рисунков являются довольно сложными по содержанию, замыслу и схеме построения.

Вместе с выделением главного в композиции старшие дошкольники работают над созданием образа (образов). Они ведут поиски образа и композиции, исходя из темы, замысла и содержания. Часто смысловой центр становится и композиционным центром всего рисунка. Дети сначала изображают главный объект (объекты), затем начинают заполнять плоскость листа, пространство вокруг главных предметов. Уже в этом возрасте при умелом педагогическом руководстве они весьма глубоко продумывают выделение главного различными средствами. Например, оставляют вокруг него «пустое место», а остальные предметы изображают ближе к краям формата. В других случаях главный объект рисуется небольшого размера (если это требуется для передачи его характеристики по замыслу), а вокруг располагаются крупные предметы. Нередко главное выделяется и большими размерами, а также цветом или сочетанием нескольких цветовых пятен, привлекающих внимание зрителя.

В рисунках детей старшего дошкольного возраста прослеживается использование таких важных закономерностей композиции, как выделение главного и создание образа. В рисунках старших дошкольников видно применение таких композиционных приемов, как ритм, симметрия, равновесие, динамика. Причем равновесие композиции можно видеть и при симметричном, и при асимметричном решениях.

Для симметричной композиции характерна статичность. В рисунках асимметричного плана дети стремятся выразить динамику, движение живых существ и различных объектов. Как показали исследования, без руководства со стороны педагогов дети начинают владеть этим навыком только в школе. При условии же активного развития, воспитания и обучения уже в четырехлетнем возрасте они успешно применяют в своих рисунках приемы ритма, симметрии, статики, динамики, равновесия.

В композициях дошкольников наблюдается показ пространства за счет передачи объектов изображения на разной глубине (их основания показаны ближе к переднему краю «картины» или дальше от него) и явлений линейной перспективы (изображенные ближе дома, деревья, фигуры людей и т. д. нарисованы больше в размерах, чем те, которые показаны дальше, в глубине «картины»). Передача пространства этими средствами значительно влияет на выразительность композиции в целом.

Таким образом, дошкольный период в формировании композиционных умений является чрезвычайно важным и ответственным. В основе изобразительной грамоты лежит композиция, которая охватывает практически любую изобразительную задачу. Изобразительная деятельность детей тесно связана не только с психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент. Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. Детям дошкольного возраста доступно элементарное представление о композиции как о произведении, созданном по определенному замыслу, в соответствии с которым определенным образом располагаются предметы, части изображения. Характерным также для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной наполненности. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в её реальной протяженности. Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритмичность придает организованность, упорядоченность построению рисунка.

Литература

-Абраменкова Н. Ф. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность // Образование и воспитание. — 2015. — №4. — С. 1-3.

-Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка/ И. Я. Богуславская. – СПб: Союз, 2000.

-Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - М.: Российская императорская библиотека, 2010. - 992с.

-Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2012.

-Венгер Л. А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка// Вопросы психологии. –1983. –№2.

-Водянская М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках // Дошкольное образование. – 2012. - №11. - С. 22-23.

-Чернобровкин В.А., Безбородова Ю.М. Развитие художественного интереса и творческих способностей к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста// Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3-4.

-Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М.: АО "Столетие", 1995. 189 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области