Развитие художественно – творческих способностей
детей раннего возраста по лепке.
В своей работе я вижу актуальность мною выбранной темы в том, что у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук, активно развивается речь детей, и приобретают новый сенсорный опыт.
Дошкольное детство- это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности это еще и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей и педагогов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей дошкольного возраста является важным условием их полноценного развития.
Приоритетным направлением моей педагогической деятельности стало создание благоприятных педагогических условий, способствующих художественно-творческому развитию детей раннего возраста через лепку.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- развивать мелкую моторику;
-формировать интерес к лепке;
-развивать мышление, любознательность, воображение;
-развивать память, связную речь;
-формировать творчество, фантазию.
Лепка-это создание объемных или рельефных фигур. Картин и даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста.
Материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт-чувство пластики, формы и веса.
Совместную деятельность лепкой, с детьми провожу как индивидуально, так и небольшими группами (4-6 человек). Помимо обучения основным навыкам работы с пластилином и формирования интереса и положительного отношения к лепке, занятия несут в себе много возможностей обучения и развития детей.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи ребенка. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание. Кроме того, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия лепкой способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.
Занятия лепкой предполагают совместное творчество взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать детей, надо обыграть ситуацию, показать им способы действия с пластичными материалами. После того, как у детей будут сформированы основные навыки работы с пластичными материалами, у них появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Детям этого возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Поэтому в группе организовываю выставки детских работ. Прежде чем приступить к занятиям лепкой, знакомим с пластичными материалами, даем возможность ощутить их фактуру, свойства.
В освоение приемов размазывания и надавливания дети учатся создавать пластилиновые картинки с помощью приемов надавливания и размазывания. Такая методика работы с пластилином позволяет очень быстро создавать яркие пластилиновые картинки.
Пластилиновые картинки - это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты. Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились обучение, провожу поэтапно: с начало научить надавливать на пластилин, затем его размазывать и в дальнейшем сочетать оба приема.
По мере усвоения ребенком навыков создания пластилиновых картинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличивается: ребенок сам скатывает, надавливает и размазывает их самостоятельно.
Для создания картинок с помощью приема вдавливания используется основа, на которую наносится равномерный слой пластилина или теста. Для вдавливания можно применять мелкие предметы: ракушки, камешки, пуговицы, крупы ( горох, фасоль, семечки ) и др. В начале работы выбираем такие сюжеты которые позволяют располагать вдавливаемые детали в любой последовательности В дальнейшем предлагаются сюжеты, требующие расположения деталей в определенном последовательности, что требует проведения специальной работы по развитию у детей пространственных представлений—понятий верх, низ, в центре, рядом, в углу и пр.
На занятиях лепки объемных фигур из теста и пластилина дети осваивают приемы лепки скатывание и раскатывание ; учатся создавать поделки с применением освоенных приемов. Обучение проводится поэтапно: с начало научить скатывать пластилин в шарики, затем раскатывать пластилин в колбаски ,в дальнейшем сочетать оба приема.
Таким образом, применение в работе нетрадиционных техник лепки способствуют развитию мелкой моторики пальцев, развивает речь и мышление ребенка.