Мастер – класс для педагогов
«Игры – паузы» в режиме дня
Мавлютова Г.К. воспитатель
День в детском саду насыщен разнообразными режимными моментами. Педагог должен выстраивать образовательный процесс так, чтобы одна деятельность сменяла другую. Часто паузы между сменой деятельности необходимо чем - то занять. Это может быть ожидание физкультурного занятия в коридоре перед спортивным залом, или ожидания завтрака. Иногда бывает, что один или два ребёнка не успевают одеться на прогулку, или задерживаются с другим педагогом и всей группе приходиться их ждать. Бывает, что пауза необходима для снятия утомления или напряжения у детей.
Чтобы для детей эти паузы были не утомительны, проходили организованно, не сбивали эмоциональный настрой на предстоящую деятельность, воспитатель может использовать разнообразные короткие игры – паузы. Таких игр может быть целый набор разной тематики и направления: они могут соответствовать календарно – тематическому планированию, времени года, предстоящему празднику и т.д. Могут быть направлены на формирование психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Могут соответствовать пяти образовательным областям ( познавательные, творческие, речевые). Могут быть подвижными, словесными, играми с предметами (мячом, игрушкой, волшебной палочкой, колокольчиком).
Это могут быть пальчиковые игры, речевые игры с движением, физкультминутки.
Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр – пауз.
Игра по речевому развитию «Радио».
Цель: Обучение составлению описательного рассказа. (старший дошкольный возраст)
Педагог: «Внимание, внимание, в нашу группу пришла девочка (далее описательный рассказ по внешности и одежде девочки), дети отгадывают, кого описал педагог.
Далее описательный рассказ составляют дети по желанию.
Игра по познавательному развитию «Который по счёту?».
Цель: Закрепить с детьми порядковый счёт» (средняя и старшая группа).
Сначала предложить подгруппе детей построиться в шеренгу (можно по росту)
Педагог: «Кручу, верчу запутать хочу. (дети бегают). Стоп!». Дети опять становятся в шеренгу. Далее педагог задаёт вопросы, дети отвечают.
- Кто стоит на четвёртом месте?
- Какой по счёту Серёжа?
- Какая по счёту девочка в красной юбочке?
- Кто стоит между пятым и седьмым ребёнком? и т.д.
Музыкальная игра «Повтори ритм» (4 -7 лет)
Цель: развивать слуховое восприятие, чувство ритма.
Педагог отстукивает кубиками, ладонями, палочкой, несложный ритм, дети повторяют.
Игра «Запретное число» (для детей 5 лет)
Цель: развитие внимания, формирование произвольности
Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).
Игра «Кто, где стоит?» (старшая группа)
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве относительно себя и относительно предмета.
Выбирается один ребёнок. Он становиться лицом к другим детям и даёт им команды.
- Маша, встань впереди меня;
- Дима, Встань справа от меня; и т.д.
После того, как дети выстроились по четырём сторонам, другой ребёнок рассказывает, кто, где стоит.
Игра по познавательному развитию «Летает, плавает, бегает?» (младший и средний возраст)
Цель: расширение кругозора детей, развитие внимания и мышления.
Педагог называет животное, насекомое, рыбу и т.д. дети говорят, как это животное передвигается, и изображают его.
Уважаемые педагоги, организовывать такие игры с детьми совсем не сложно, дети всегда с удовольствием играют в них, нужно этих игр иметь в запасе много, игры должны быть разнообразными и соответствовать возрасту детей, тогда паузы в режиме дня будут проходить для детей с пользой и интересно.