Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок музыки в 7 классе "Драматический образ"

Цель урока формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта. Задачи образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь» развивающие –умения анализировать и синтезировать полученную информацию воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Класс: 7

Тема: Драматический образ в музыке

Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.

Задачи:

образовательные – познакомить с понятием «музыкальная баллада», с биографией Ф. Шуберта, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

развивающие –умения анализировать и синтезировать полученную информацию;

воспитательные – воспитание личностного отношения к музыке, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса.

Личностные результаты:

-наличие эмоционального отношения к искусству;

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание.

Метапредметные результаты:

-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение;

-умение решения проблем поискового характера.

Предметные результаты:

-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;

-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности на уроке музыки.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт песня-баллада «Лесной царь», «Аве Мария».

Оборудование: компьютер, видеопроектор, синтезатор.

Урок разработан на основе программы Д.Б. Кабалевского, используется УМК «Музыка. 7 класс» Т.И. Науменко, В.В. Алеева.

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые методы обучения:

словесные;

наглядные;

практические;

проблемно-поисковые;

работы с учебником

ИКТ.

Используемые приемы обучения:

объяснение;

проблемная ситуация;

анализ и синтез;

сравнение и сопоставление.

Средства обучения:

учебник и дидактические материалы к уроку;

компьютер и мультимедиа проектор;

презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

– Доброе утро, дорогие ребята. На протяжении всей четверти мы говорим на одну тему, которую раскрываем при помощи различных музыкальных произведений, анализируя, слушая, рассуждая. Кто мне напомнит какую?

Д: Музыкальный образ!

оРоо

II. Повторение пройденного.

- Да, мы говорим о музыкальном образе. Давайте вспомним его определение. Музыкальный образ – это творческий замысел композитора, то жизненное содержание, которое создает композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка.

Мы раскрывали эту тему в разных проявлениях. Давайте вспомним, с разнообразием каких образов мы уже встречались?

Д: Лирический образ в музыке, Образ войны и мира, Образ воспоминаний о подвигах советских людей в годы ВОВ, Образ покоя и тишины, Песенно-хоровой образ России.

- Верно

III. Изучение нового материала.

- Сегодня мы продолжим изучения темы «Музыкальный образ». И увидим, что его многообразие безгранично. В этом нам поможет музыка одного известного композитора, кто наш герой вам поможет следующее представление. Внимание на экран! (видео презентация о биографии Франца Шуберта, на фоне звучит его произведение «Аве Мария»)

- Ну что, может кто-то догадался о ком пойдет сегодня речь на уроке?

Д: - Франц Шуберт (фильм-презентация о Шуберте)

- Правильно. Франц Петер Шуберт. Он родился более 215 лет тому назад. Сочинял очень много музыки, легко и непринужденно. За свою короткую жизнь он создал столько чудесных музыкальных произведений, что они с трудом уместились в 37 толстых томов.

Главное место в его творчестве занимает жанр – песня. Им их написано более 600. Жанр песню он поднял на высокий художественный уровень.

Песни Шуберта – это всегда живая сцена, в чем вы убедитесь далее, драматичная картина, в которой раскрываются наитончайшие оттенки человеческих чувств.

Франца Шуберта зачаровывала поэзия немецкого поэта Иоганна Гёте (слайд). Она волновала его, пленяла его фантазию, ум, душу молодого Шуберта. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова Иоганна Гёте.

- Сегодня мы с вами послушаем одно из творений Шуберта на стихи Гёте. Услышим его в оригинальном исполнении, т.е. на немецком языке. Я пока не буду вам говорить названия произведения, хочу, чтобы вы мне поведали свои первые впечатления от услышанного. Какой музыкальный образ композитор хотел нам раскрыть в этой музыке?

(слушание баллады «Лесной царь» на немецком языке)

Давайте попробуем ответить на следующие вопросы:

- Какие чувства выражает музыка?

- Какими интонациями наполнена музыка?

-Какое впечатление возникает при первом прослушивании произведения?

Д: - тревожные, порывистые, грустные

- Кто исполняет это музыкальное произведение?

Д: - мужской низкий голос – баритон

- Можем ли попробовать сказать какой образ попытался композитор передать в музыке?

Д: - трагический, драматический

- Посмотрите, не зная названия и перевода этой песни, мы абсолютно точно определили в этом музыкальном произведении музыкальный образ.

Это произведение Франц Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Это баллада «Лесной царь»

Давайте с вами попробуем вспомнить, где бы мы могли встречать это слово «баллада»?

Д: В музыке и литературе!

А кто-то сможет дать примерное определение этого понятия «баллада»?

Д: - Баллада – жанр, встречающийся в литературе и музыке. Это сюжетное произведение, имеет эпико-драматический жанр.

-Да. Баллада – жанр, пришедший к нам из средневековья. Но свой расцвет она пережила в начале 19 века. В поэзии возрождением и новой жизнью баллада обязана Гёте, Шиллеру, Гейне. В музыке значительно больше имён – Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Брамс, Григ, если говорить о России, то это имена – Верстовского, Варламова, Бородина, Мусоргского. В музыке выделяют два типа баллад: вокальная и инструментальная.

И так подведем наш разговор к следующему определению. Баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматический. В нем переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. Если говорить конкретно о вокальной балладе «Лесной царь», то она остается самым совершенным его созданием в этом новом жанре романтической музыки и одним из ярких примеров данного жанра вообще.

Вот так описывает рождение этой песни один из друзей Шуберта: «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя» Гёте. Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом»

В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души.

- Давайте еще раз прослушаем эту балладу, но уже в переводе на русский язык. Автор русского текста, Василий Андреевич Жуковский, современник Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт, дал такую трактовку «страшного видения» Гёте. Давайте прослушаем на русском языке.

(слушание баллады «Лесной царь» на русском языке)

- И так, сколько действующих лиц раскрывает баллада?

Д: - четыре: автор, отец, сын, Лесной царь.

- По вашему мнению, Лесной царь – это реальный персонаж или фантастический?

Д: - фантастический

Что под его образом представлял автор?

Д: - образ смерти

Да! Вы правы!

- Охарактеризуйте темы, интонации героев? У кого они меняются, а у кого остаются неизменными?

Д: - Автор – взволнованный, сопереживает происходящему, Отец – встревоженный, Сын – безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения, Лесной царь – сладостно-завлекательный, мягкий, к концу произведения - угрожающий. Развитие в музыке имеют образы сына и Лесного царя.

- Верно. А что вы услышали в аккомпанементе? Какой музыкальный инструмент звучал в сопровождении?

Д: - фортепиано. Оно изображало движение скачущей лошади.

- Фортепиано помогало в развитии всего музыкального произведения?

Д: - да.

Оно изображало постоянное движение, ритм бешенной скачи, пронизывающий балладу от начала до конца.

В песнях Шуберта фортепиано всегда играет особую роль. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Скажите, музыка в данном произведении была выразительная или изобразительная?

Д: - И выразительная, и изобразительная.

Правильно. Действительно, музыка выражает все внутренние чувства героев, страдания, сопереживания, страха, отчаяния, тревоги. И изображает постоянное движение скачущего всадника.

И для более глубокого погружения в драматический образ, мне бы хотелось вам предложить еще раз услышать и увидеть данное произведение, но уже в более другой интерпретации.

Рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, который появился примерно в 1970-х годах. Sand art «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм «Петя и Волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева. Это была её выпускная работа в Национальном киноцентре Канады. Фильм был сделан в совершенно незнакомой до той поры технике. Молодая художница рассыпала по стеклу чёрный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Её технику использовали многие аниматоры, в том числе венгр Ференц Цако (Ferenc Cak). Вот как раз его удачный опыт и лег в основу нового вида искусства – рисования песком. Как правило используют очищенный песок, но могут применяться соль и кофе и подобные вещества, которые тонкими слоями наносятся на подсвеченное стекло. Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки. 

Мы увидим работу - анимационный фильм, сенд-аниматора Бена Зелковича, на музыку Шуберта и слова Гёте.

Давайте посмотрим. (видеоролик)

- Впечатляет?

Д: Да!

-Удалось ли аниматору передать в полной мере драматический образ?

Д: Да!

-На котором из трёх прослушиваний, у вас появилось полное представление о драматическом образе.

Д: - В последнем исполнении.

-А почему это усиление восприятия произошло на третьем прослушивании с участием анимации?

Д: - Потому что, оно усилило впечатление, легче стало представить происходящее, реальнее видишь замысел композитора.

- Верно, ребята.

Ребята, скажите, можно ли сказать, что музыка, поэтические строчки и анимация в своем синтезе, усиливают восприятие музыкального драматического образа?

Д: - Да, становится понятнее, что автор хотел донести до зрителя и слушателя.

Действительно, всё вместе, как бы полностью погружает зрителя и слушателя в то, что задумал автор, что было его творческим замыслом.

Драматический образ в данном виде искусства (рисование на песке), может передаваться в полной мере, это и тёмные оттенки (серый, коричневый, чёрный, тёмно-коричневый) что подчеркивает драматизм происходящего и тон всей картины развития. Композиционное движение передает содержание и развитие в балладе.

- А можно ли сказать, что драматический образ в искусстве – это вечная тема?

Д: - Драма – это борьба жизни и смерти.

- Верно, драматические события преследуют человека испокон веков, человек борется, пытается сопротивляться, и эту драму в жизни человека мы можем увидеть в разных направлениях искусства.

Эта песня написана более 200 лет тому назад, но её образ и тема актуальна и по сей день. Человек и в 21 веке тоже стремится бороться с драматическими событиями в своей жизни и сопереживает происходящему.

IV. Итог урока.

И так, какова была тема нашего урока сегодня?

Д: - Музыкальный образ.

Вывод: Как видим, в стихах и музыке, в анимационной работе, нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышим отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый

драматический образ, объединенный стремительным движением; не только

движением летящего сквозь лес коня, но и движением (развитием) чувств главных

действующих лиц.

(Далее проводится рефлексия содержания учебного материала)

А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране)

сегодня я узнал...

было интересно...

было трудно...

я приобрел...

меня удивило...

урок дал мне для жизни...

мне захотелось...

Д: (ответы детей)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области