Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа "От слова к сказке"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида»

(МДОУ «Сланцевский детский сад №15)

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете приказом заведующего

МДОУ «Сланцевский детский сад №15» МДОУ «Сланцевский детский сад №15

Протокол от № от №

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ОТ СЛОВА К СКАЗКЕ»

(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИК

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОВЗ)

ОДОБРЕНО Программу разработала:

На заседании Совета МДОУ воспитатель Смирнова И.Е.

«Сланцевский детский сад №15 2019г.

комбинированного вида»

протокол № от

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Учебно-тематическое планирование. Содержание примерного программного материала.

7

3

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы.

14

4

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

18

5

Система оценки результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы индивидуального развития воспитанников

19

6

Дополнительный раздел

22

7

Список используемой литературы

25

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «От слова к сказке» для детей с задержкой в развитии старшего дошкольного возраста разработана в соответствии:

- с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования (Утверждён приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155.Зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384);

- С учетом примерной Общеобразовательной Программы Дошкольного Образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой;

- с учетом положения о кружковой работе МДОУ «Сланцевский детский сад №15, комбинированного вида»;

- исходя из требований основной программы ДОУ;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПин 2.4.1.3049-13;

- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008г.)

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило,  у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность.

  Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов мы пробуем применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых можно, хотя бы частично снять возникающие трудности в развитии детей данной группы.  Известно, что наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

    Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

     Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

      Считается, что слово мнемотехника придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

     Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой

 Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

        Использование  приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.  

           Мнемотехника помогает развивать:     

 - ассоциативное мышление

- зрительную и слуховую память

 - зрительное и слуховое внимание

- воображение

- речь

               Метод организации с детьми отличается:

  1. Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях.

   2.Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;

   3.Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

   4.Здоровьесбережением - проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера.

   5.Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов;

       Мнемотехника многофункциональна, т.е.  ее можно с успехом применять в любой образовательной области.

Но более широко в дошкольной практике приемы мнемотехники используются в речевом развитии.

         Как любая работа, применение  мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

         Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом.  С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы.  Данные схемы помогают  детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают  словарный запас.

       Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов. Например:  “большая машинка”.

Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно,идет работа по  составлению  предложения.

Последовательно можно переходить к работе  над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:

Без окон, без дверей, полна горница людей. Огурец

    Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят  мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.  Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

                     Мнемотаблицы - схемы  используются для:

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихотворений.

        Данная работа с дошкольниками способствует их подготовке  к успешному обучению в школе и формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы «От слова к сказке»

Цель работы: повысить уровень развития связной речи детей старшего возраста с ОВЗ, используя мнемотехники.

Задачи:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, составлять описательные рассказы.

Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного словаря детей.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, мышления.

Способствовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе.

Программа рассчитана на 2 года обучения

Работа по повышению речевого развития проходит поэтапно.

1 этап

Поисково-теоретический

- теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи детей с ОВЗ

- определить критерии и уровни развития связной речи детей

- изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники

- разработка мнемотаблиц для составления описательных рассказов по лексическим темам.

- разработка перспективного плана, конспектов занятий с использованием приемов мнемотехники и моделирования.

2 этап

Практический.

- практическое применение отобранного материала, реализация перспективного плана.

- организация консультаций

З этап

заключительный

- период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов.

- составление дальнейшего плана работы.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

по дополнительной общеоразвивающей программе «От слова к сказке».

1 год обучения

месяц

темы занятий, содержание, задачи

кол-во

занятий

сентябрь

Мониторинг по д.играм

2 недели

1. «Расскажу я, вам, ребята». (знакомство с «волшебными» картинками-помощницами.

1

2. Знакомство детей с мнемодорожками «Мышка».

Д.игра «Сложи картинки по порядку».

Игра «Клеевой ручеек» (развитие умения действовать совместно).

1

октябрь

Игрушки.

1. Учить детей составлять короткий описательный рассказ по игрушке с использованием мнемодорожки. Закреплять умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества».

Игра «Клеевой ручеек».

Упражнение «Дорисуй игрушку».

1

2. Закрепить умение детей составлять короткий описательный рассказ об игрушке с опорой на образец.

Д.игра «Лото» (обобщающие понятия).

Игра «Слепец и поводырь» (умение доверять, помогать друг другу).

1

3. Разучивание песенки «Жили у бабуси…» по мнемодорожке.

Упражнение «Рисуем слова» (продолжать знакомство с символами).

Игра «Клеевой ручеек»

1

4. Игра «Слепец и поводырь».

Игровое занятие «Неваляшки». (см. консект).

1

ноябрь

Овощи – фрукты

1. Беседа «овощи», «фрукты». Уточнить качественные признаки овощей и фруктов. Формировать умение употреблять эти слова в активной речи детей в правильной грамматической форме.

Познакомить с мнемотаблицей «фрукты», «овощи».

Игра «Волшебные водоросли» (снятие телесных барьеров).

1

2. Составление рассказа по мнемотаблице «фрукты», «овощи».

Д.игра «Что лишнее?» (овощи – фрукты).

Игра «Слепец и поводырь».

1

3. Заучивание стихотворения «В руки овощи берем». Учить детей выразительно читать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Д.игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

1

4. Чтение сказки «Репка».

Показ сказки на теневом театре.

Инсценировка сказки.

1

декабрь

Сказка «Курочка Ряба».

1. Чтение сказки.

Рассматривание мнемотаблицы №1 к сказке.

Упражнение «Рисуем слова».

1

2. Пересказ сказки «Курочка Ряба». Формировать умение воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложение из нескольких слов.

Д.игра «Какой картинки не хватает?»

Игра «Волшебные водоросли».

1

3. Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Составление мнемодорожки к сказке «Курочка Ряба».

Игра «Клеевой ручеек».

1

4. Заучивание новогодних стихотворений. Развивать выразительность речи.

Создание мнемокнижки по сказке «Курочка Ряба».

Игра «Слепец и поводырь».

1

январь

Сказка «Колобок».

1. Рассказывание сказки.

Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы №1. Развивать выразительность речи.

Д.игра «Кто лишний?» (по сказке).

1

2. Инсценировка сказки «Колобок».

Рассматривание мнемотаблицы к сказке №2.

Игра «Вежливые слова» (развивать уважение в общении).

1

февраль

Домашние животные.

1. Беседа о домашних животных.

Составление рассказа о домашнем животном. Формировать умение детей описывать домашних животных, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного; соотносить существительное с прилагательным.

Д.игра «Кто лишний?»

1

2. Игра «Вежливые слова».

Составление описательного рассказа о домашнем животном по мнемотаблице.

Д.игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».

1

3. Заучивание стихотворения «Корова» с использованием мнемотаблицы.

Игра Подарок для всех». Развивать чувство коллективизма, умение дружить.

Составление мнемотаблицы к стихотворению «Корова».

1

4. Д.игра «Восстанови последовательность картинок к знакомым сказкам, Развивать память.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «домашние животные».

Разыгрывание ситуаций. Развивать умение вступать в разговор, обмениваться переживаниями, эмоционально выражать свои мысли, используя мимику, пантомимику.

1

март

Дикие животные.

1. Рассматривание мнемотаблицы «дикие животные».

Составление описательного рассказа о диком животном по общей мнемосхеме.

Д.игра «Кто лишний?»

1

2. Игра «Подарок для всех».

Составление описательного рассказа о диком животном по общей мнемосхеме.

Упражнение «Дорисуй животное».

1

3. Заучивание стихотворения «Белый мишка». Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемотаблицу. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Д.игра «Кто ушел?» - развитие памяти, внимания.

Игра «Подарок для всех».

1

4. «Маленькие сказочники» - составление сказки о диком животном, посредством мнемотехники. (Итоговое занятие. см. конспект).

Повторить стихотворение «Белый Мишка».

1

апрель

Сказка «Теремок».

1.Рассказывание сказки «Теремок».

Выкладывание сказки из карточек.

Игра «Волшебный букет цветов». Учить проявлять внимание к окружающим, замечать положительные качества других и выражать это словами.

1

2. Рассказывание сказки «Теремок». Развивать диалогическую форму речи детей, совершенствовать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Д.игра «Разложи картинки по порядку» (по сказке).

Разыгрывание этюдов.

1

3. Создание мнемокнижки по сказке «Теремок».

Д.игра «Найди лишнюю карточку к сказке».

Игра «Волшебный букет цветов».

1

4. Итоговое занятие по сказке «Теремок» (см. конспект).

1

май

Насекомые.

1. Рассматривание мнемотаблицы «Насекомые».

Составление описательного рассказа по общей таблице «насекомые».

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Развивать умение выражать свои чувства и понимать чувства других.

1

2. Составление коллективной сказки по мнемо-схеме. Развивать фантазию детей.

Разыгрывание различных ситуаций.

1

Мониторинг

Всего – 30 занятий

2 год обучения

месяц

темы занятий, содержание, задачи

кол-во

занятий

сентябрь

Мониторинг

1.Рассматривание мнемодорожек, мнемотаблиц. Уточнить ранее полученные знания детей.

Рассказывание знакомой сказки по мнемотаблице.

1

Детский сад. Игрушки.

2.Составление описательного рассказа по схеме «игрушки». Закреплять умение правильно называть отдельные части, качества.

Игра «Клеевой ручеек».

Д.игра «Чего не стало?» (игрушки).

1

3.Заучивание стихотворения «В нашем детском саду…». Учить детей выразительно рассказывать стихотворение по мнемотаблице.

Игра «Слепец и поводырь»ю

Д.игра «Найди лишнюю картинку».

1

октябрь

Овощи. Фрукты.

1.Беседа об овощах, фруктах. Уточнить качественные признаки овощей, фруктов.

Составление рассказа о фруктах. Закреплять умение описывать фрукты по мнемотаблице.

Игра «Волшебные водоросли».

1

2.Составление рассказа об овощах по мнемотаблице.

Д.игра «Не зевай, нужную картинку поднимай» (овощи, фрукты».

Игра «Вежливые слова»

1

3. Заучивание стихотворения «В руки овощи берем…» Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Д.игра «Рисуем слова».

1

4. Рассказывание сказки «Репка» по мнемотаблице.

Инсценировка сказки. Развивать творческие способности.

Упражнение «Рисуем слова».

1

ноябрь

Осень.

1. Беседа об осени.

Учить детей составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя об осени, используя мнемотаблицу. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже.

Игра «Подарок для всех».

1

2. Составление рассказа об осени по различным мнемодорожкам.

Упр. «Кто больше слов подберет?» (об осени(.

Д.игра «Что перепутал художник?» (развитие внимания).

1

3. Заучивание стихотворения «Осень». Учить детей перекодировать информацию по схеме, запоминать текст, соотносить слова и знаки.

Составление мнемодорожек из картинок по теме «осень».

Игра «Волшебный букет цветов».

1

4. Составление коллективной сказки про осень с использованием схем.

Повторить стихотворение «Осень».

Игра «Море волнуется».

1

декабрь

Зима. Зимние развлечения.

1. Беседа о зиме.

Рассматривание мнемотаблицы «Зима»

Составление рассказа по схеме.

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

1

2. Разучивание стихотворения «Снеговик» по мнемотаблице.

Игра «Копилка слов» (зимние).

Упражнение «Рисуем зимние слова».

1

3 . Составление мнемодорожки из карточек по теме «зимние развлечения».

Д.игра «Найди лишнюю картинку» (зима).

Игра «Коврик примирения». Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

1

4. Итоговое занятие «Зимнее путешествие».

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся».

1

январь

Повар. Посуда.

1.Заучивание стихотворения «Ходит повар».

Составление коллективного рассказа «Встречаем гостей» с использованием мнемотаблицы. Закреплять знания о профессии повара.

Игра «Изобрази пословицу». Развивать умение использовать невербальные средства общения.

1

2. Составление описательного рассказо о посуде. Закреплять умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представление об их функциях.

Д.игра «Не зевай, нужную картинку поднимай»,

Игра «Коврик примирения».

1

февраль

Зимующие птицы.

1. Беседа о зимующих птицах. Уточнить и систематизировать знания детей о зимующих птицах.

Рассматривание мнемотаблицы «Птицы»

Д.игра «Кто лишний?»

1

2. Заучивание стихотворения «Вот на ветках снегири». Продолжать формировать способность детей запоминать стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Игра «Разговор через стекло». Развивать мимику и жесты.

Д.игра «Цепочка питания»

1

3. Составление описательного рассказа о зимующих птицах.

Повторить стихотворение «Вот на ветках снегири».

Игра «Коврик примирения».

1

День защитников Отечества.

4. Составление творческого рассказа «Как я папу поздравлял» с использованием схем.

Д.игра «Дорисуй предмет».

1

март

Мамин день.

1. Составление рассказа «Моя любимая мама». Формировать умение детей отвечать на вопросы педагога; составлять короткий описательный рассказ, пользуясь алгоритмом. Активизировать словарь.

Упражнение «Кто больше ласковых слов назовет».

Игра «Изобрази пословицу».

1

Домашние животные.

2. Составление описательного рассказа о домашнем животном с использованием мнемотаблицы.

Д.игра «Кто ушел?» (домашние животные).

Игра «Закорючка». Развивать уважение в общении с другими детьми.

1

Домашние птицы

3. Составление описательного рассказа о домашних птицах с использованием мнемотаблицы.

Д.игра «Кто здесь живет?».

Инсценировка «Цыпленок» Чуковского.

1

4. Итоговое занятие «В гости к бабушке Анфисе». (домашние животные и птицы).

1

апрель

Транспорт.

1. Составление описательного рассказа о транспорте. Формировать умение детей составлять короткий описательный рассказ, пользуясь алгоритмом.

Игра «Разговор через стекло».

Упражнение «Расшифровываем символы».

1

2. Учить детей записывать символы и по ним составлять рассказ о машине.

Составление рассказа по алгоритмам.

Игра «Закорючка».

1

3.Заучивание стихотворения «Космонавт»

Игра «Волшебники». Обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и мышления.

1

4. Итоговое занятие по теме «Транспорт».

Игра «Копилка слов».

1

май

Весна. Первоцветы.

1. Составление рассказа о весне, используя различные мнемотаблицы. Расширять словарный запас – подбирать слова, обозначающие действия.

Игра «Зашифруем слова». Обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Д.игра «4-лишний».

1

2. Составление рассказа о первоцветах с использованием мнемотаблицы.

Игра «Цветик-семицветик». Обогащать словарь детей глаголами.

Игра «Волшебный букет цветов».

1

3. Сочинение детьми сказок с использованием алгоритмов.

Инсценировка понравившейся сказки.

1

Мониторинг

Всего – 32 занятия

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Работа проводится соответственно плану с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с задержкой в развитии, положения о кружковой работе МДОУ «Сланцевский детский сад №15, комбинированного вида» и требованиям основной программы ДОУ.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Программа рассчитана на совместную образовательную деятельность детей и педагога 1 раз в неделю во вторую половину дня на 2 учебных года. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-30 минут. Занятия проводятся каждую неделю подгруппой 5-6 детей. Деятельность носит развивающий творческий характер и, как правило, проходит в игровой форме.

При реализации программы используются следующие принципы:

- Принцип наглядности – использование карточек, открыток, коллажей с символическими рисунками для запоминания. 

- Образность, доступность речи педагога (переработка сложной информации в форму, доступную детям). 

- Опора на непосредственные детские впечатления, возрастной жизненный опыт и эмоциональные ассоциации. Для запоминания учебного материала предлагаются сказочные забавные истории. 

- Построение программного материала по мере усложнения от простого к сложному. 

- Использование игровых ситуаций, сюрпризных моментов с целью активизации творческих способностей детей. 

- Ведение занятия методом диалога, наиболее отвечающего возрастным особенностям детей. 

- Творческий подход к подаче материала, учёт интересов детской аудитории. 

Методы:

- Словесные – с помощью которых педагог доступно объясняет тему занятий и последовательность на занятии; использует художественное слово.

- Наглядные – с использованием наглядных пособий; просмотр мнемотаблиц, иллюстраций.

- Практические – показ алгоритма действий; использование игровых приемов; музыкальное сопровождение.

Приемы:

1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

2. Чтение художественной литературы.

3. Проведение литературных бесед, викторин по знакомым произведениям.

4. Пересказы.

5. Рассматривание и анализ мнемотаблиц.

6. Заучивание стихотворений.

7. Составление описательных рассказов.

8. Сочинение сказок по мнемотаблицам.

9. Выполнение творческих заданий (создание мнемодорожек, коллажей, мнемотаблиц).

10. Игры на развитие речи, воображения, логического мышления.

11. Работа с наглядным материалом.

12. Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Гибкая форма организации образовательной деятельности позволяет учитывть индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

В зависимости от успешности или не успешности выполнения программы детьми, программные задачи варьируются.

Предварительная работа перед занятием (педагога и детей).

- подготовка дополнительного образовательного материала, расширяющего кругозор детей;

- обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

- подготовка оборудования и раздаточного материала;

- выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей.

Принципы проведения занятия: 

Индивидуализации - развитие личных качеств каждого ребенка

Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки. 

Творчества - формирование способности самостоятельно использовать и создавать мнемотаблицы

Интеграция образовательных областей.

1. Образовательная область «Речевое развитие»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений, пополнение словаря, развитие связной речи.

2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослым, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности. Воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и мнению других детей.

3. Образовательная область «Познавательное развитие»: расширение кругозора детей.

4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: развитие продуктивной деятельности детей. Приобщение к звукам природы и музыке через аудиозаписи.

5. Образовательная область «Физическое развитие», здоровьесбережение: формирование правильной осанки при выполнении работы, выполнение различных гимнастик, физминуток, массажей.

При организации занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом и опытом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, расширяется содержание работы, формируются навыки и умения.

Базовая структура занятия Занятия, как правило, носят тематический характер для мотивации ребенка и оформления занятия.

1. Часть вводная:

- речевое двигательное упражнение, коммуникативная или дидактическая (развивающая) игра малой подвижности, вводящие детей в тему занятия.

2. Часть, направлена на развитие психических процессов ребенка

(внимания, образного и логического мышления), состоит из тренинговых и игровых упражнений.3. Часть, состоит из упражнений на запоминание слов или ассоциативных символов (знаков).

4 Часть: физминутка, игра. 5. Часть: работа за столом: работа с мнемотаблицей или раздаточным материалом, на развитие зрительной памяти ребенка. 

Разработанные мнемотаблицы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета или явления, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи. Они используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

- при заучивании стихотворений.

Знакомство детей с мнемотехникой начинается по принципу от простого к сложному. Работа проходит со знакомства с простейшими мнемоквадратами, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить рассказ в 2-4 предложения.

Мнемотаблица – целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стихотворение, сказка.)

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На первоначальном этапе предлагается готовый план-схема.

Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

В пересказе совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию речи у детей. Это, прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволят детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить. Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогут детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Считаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности: продуктивной, театрализованной, в экспериментировании.

Считаю, что с помощью мнемотехники удастся достичь следующих результатов:

- увеличится продуктивность запоминания;

- появится желание придумывать интересные истории, пересказывать тексты;

- игровая форма подачи информации снизит эмоциональную напряженность и вселит в детей уверенность.

Средства обучения:

Материально – техническое и учебно-методическое обеспечение

1. Печатные ресурсы.

2. Дидактические игры.

3. Электронные образовательные ресурсы (фото-видео презентации, слайды).

4. Компьютерная техника.

5. Мебель, установленная в помещении для занятий - столы и стулья соответствует росту детей.

Предметно-пространственная развивающая среда

Создание развивающей ПП среды - один из обязательных элементов в воспитании ребенка, развитии его способностей, познавательного интереса, желания попробовать себя в разных видах деятельности и областях, а также в закреплении полученных ранее знаний и навыков.

Используемый демонстрационный материал:

- логические, развивающие мнемотаблицы;

- тематические, обучающие, развивающие коллажи;

- различные виды нарисованных стихотворений (пиктограмма, коллаж, мнемотаблицы);

- цветовая логика;

- логические задачи;

- различные образцы на зрительное восприятие;

Используемый раздаточный материал:

- парные картинки;

- игровое лото для развития памяти;

- цифры и их образы;

- волшебные дощечки;

- индивидуальные мнемотаблицы.

Работа с родителями.

- информационная ширма «Мнемотехника для детей».

- папка-передвижка с образцами мнемотаблиц по стихам, сказкам, предметам, объектам.

- познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей с помощью мнемотехник.

- вовлечение родителей в совместную деятельность.

- консультация «Обогащение словаря детей в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольника».

- составление дома детьми с родителями мнемотаблиц по литературным произведениям.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у детей:

- будут успешно развиваться психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);

- разовьется умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий, пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;

- появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений

- появится желание придумывать интересные истории, пересказывать тексты;

- игровая форма подачи информации снизит эмоциональную напряженность и вселит в детей уверенность, дети научатся преодолевать робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.

- расширится круг знаний о характерных особенностях не только времен года, но и предметов и явлений окружающего мира;

- появится интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,загадок;

- увеличится словарный запас;

5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

дополнительной общеразвивающей программы индивидуального развития воспитанников

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы речевой направленности «От слова к сказке» осуществляется через анализ результатов диагностики индивидуального развития воспитанников с ОВЗ. Диагностика осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними. Основным механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника, посредством наблюдения.

Фиксация показателей выражается в словесной (опосредованной) форме:

- не сформировано (низкий уровень)

- находится в стадии формирования (средний уровень)

- сформировано (выше среднего)

Мониторинг 1 год обучения

Содержание диагностических заданий см. Приложение №1

Словарный запас ребенка

1. Д.игра «Назови, что покажу».

2. Д.упражнение «Каждой вещи свое место».

3. Д.игра «Когда это бывает?»

Критерии оценки

1 балл - допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает название частей суток.

2 балла - все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов.

3 балла - все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток.

Уровень сформированности грамматической стороны речи

1. Д.игра «Чего не стало?»

2. Д.упражнение «Прятки».

3. Д.игра «Кто это?»

Критерии оценки

1 балл - не справляется с заданиями. Допускает большое количество ошибок даже при активной помощи взрослых.

2 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей. Неверно употребляет в речи существительные множественного числа в родительном падеже. Путает пространственные предлоги.

3 балла - ребенок правильно употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей, и форму множественного числа в родительном падеже. Понимает предлоги в, под, на, за, около.

Уровень развития связной речи

1. Беседа по сюжетной картинке.

2. Инсценировка знакомых сказок «Теремок», «Репка».

Критерии оценки

1 балл - на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.

2 балла - в речи преимущественно простые предложения из 2 -3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность.

3 балла - самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста.

Уровень выше среднего - 8-9 баллов.

Средний уровень - 6-7 баллов.

Низкий уровень - 3-5 баллов.

Мониторинг 2 год обучения

Уровень выше среднего

Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки. Узнает и называет название сказки закодированной в таблице. Преобразовывает символы в таблице в образы. Умеет замещать образы геометрическими фигурами. Узнает и рассказывает знакомую сказку по коллажу.

Внимательно рассматривает иллюстрации, узнает сказки, помогает воспитателю составить рассказ по иллюстрации. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным).

Проявляет инициативу при выборе роли при инсценировке сказки. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки, продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Безошибочно называет персонажей сказки на графическом рисунке и подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Правильно отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

Заучивание стихотворных текстов происходит легко и быстро. При воспроизведении заученного текста ошибок практически нет.

Не перебивает сверстников во время ответов на вопросы.

Средний уровень

Узнает и называет 50% особенностей времени года закодированных в таблице. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Узнает, но затрудняется назвать сказку, закодированную в таблице. Не все символы в таблице преобразовывает в образы, затрудняется замещать образы геометрическими фигурами. Узнает, но затрудняется рассказать сказку. Рассматривает иллюстрации, узнает сказку, не проявляет желания рассказать ее. Образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом к любому предложенному существительному (одушевленным и неодушевленным) по 1 варианту.

Не проявляет инициативу при выборе роли для инсценировки сказки, но от предложенных ролей не отказывается. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - .3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. При помощи воспитателя называет персонажей сказки на графическом рисунке, после того как подбирает пару из изображенных на листе героев сказок. Ошибается при ответах на вопросы по содержанию произведения.

Заучивание стихотворных текстов происходит с небольшими затруднениями. При чтении наизусть наблюдаются ошибки.

Выкрикивает, перебивает сверстников, но отвечает правильно.

Низкий уровень

Не называет особенности времени года закодированные в мнемотаблице. Затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Не узнает сказку по мнемотаблице и коллажу. Затрудняется провести аналогию между символом и образом, не понимает, что живой образ можно заменить геометрической фигурой.

Не проявляет интереса к беседе воспитателя о русских народных сказках. Не образовывает существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Категорически отказывается от участия в инсценировки знакомой сказки. Не участвует в коллективном пересказе сказки. Не называет персонажей сказки на графическом рисунке. Не отвечает на поставленные вопросы.

При заучивании наизусть наблюдаются перестановки слов., требуется многократное повторение.

Не слушает ответы сверстников. Не определяет направления на листе бумаги.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Приложение №1

Диагностика.

Словарный запас ребёнка.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра "Назови, что покажу".

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает ребёнку картинки и просит их назвать.

- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды) .

- Что это?

Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

- Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

Например:

- Покажи носик у чайника.

- Покажи крышку.

-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)

И т. п.

2. Дидактическое упражнение "Каждой вещи своё место. "

Материал: предметные (мелкие) картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.

Инструкция.

"Сложи всю одежду в шкаф".

"Поставь обувь на полочку".

"Повесь головные уборы на вешалку".

"Расставь посуду на столе".

"Помести мебель в комнату".

"Расположи машины на дороге".

"Положи фрукты в корзину".

"Посади овощи на грядку".

"Посади птиц на деревья".

3. Дидактическая игра "Когда это бывает? "

Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.

Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

Вопросы:

- Когда мы играем?

- Когда мы кушаем?

- Что мы делаем ночью?

Уровень сформированности грамматической стороны речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы.

1. Дидактическая игра "Чего не стало? ".

Материал: предметные картинки.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало? "

2. Упражнение "Прятки".

Материал: мелкая игрушка.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку.

Например: в шкаф, за спину и т. д.

3. Дидактическая игра "Кто это? "

Материал: предметные картинки с изображение одного и нескольких животных и их детенышей.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это?

Утка - утенок - утята.

Заяц - зайчонок - зайчата.

Уровень развития связной речи.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Беседа по сюжетной картинке.

Материал: любая сюжетная картинка (например, играющие дети) .

Содержание диагностического задания:

Например:

- Посмотри, Мишутка нарисовал картинку.

- Тебе она нравится?

- Кто нарисован на картинке?

- Что делают дети? И т. д.

2. Инсценировка русских народных сказок "Теремок", "Репка", "Волк и козлята".

Педагог предлагает участвовать в драматизации сказок, используя фигурки настольного театра.

Приложение №2

Этапы работы над стихотворением:

- Выразительное чтение стихотворения.

- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

- Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

- Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Обучение пересказу.

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

- Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. - Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.

- Беседа по содержанию текста.

- Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

- Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.

Составление рассказов по сюжетной картине.

- Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Приложение №3

Табель посещаемости

Ф.И. ребёнка

сентябрь

октябрь

ноябрь

1

2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

Ф.И. ребёнка

декабрь

январь

февраль

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

Ф.И. ребёнка

март

апрель

май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста.

2.Большакова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления детей с помощью мнемотехники.

3. Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников.

4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

5. Чохонемидзе Т. Учим стихи по картинкам.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области