Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Я — человек. Наши помощники — органы чувств»

Цель Создание социальной ситуации развития детей в процессе игровой деятельности. Задачи Образовательные Способствовать обогащению словаря познакомить с понятием гуманный человек, обоняние, осязание познавательное развитие. Развивающие 1. Способствовать развитию представлений о значении для человека органов чувств слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира познавательное развитие • способности умению выделять необходимую информацию, применяя разнообразные способы • способности строить и мотивировать свои предположения • умению анализировать результаты практической деятельности и делать умозаключения. • умению передавать различное эмоциональное состояние. 2. Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений речевое развитие. 3. Способствовать развитию умения договариваться и обсуждать совместные действия социально-коммуникативное развитие. 4. Способствовать развитию представления о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее. Воспитательные • Создать условия для осознания ребенком себя частью природы социально-коммуникативное развитие, а также потребность быть здоровым.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Я — человек. Наши помощники — органы чувств»

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать обогащению словаря (познакомить с понятием гуманный человек, обоняние, осязание) (познавательное развитие).

Развивающие:

1. Способствовать развитию представлений о значении для человека органов чувств (слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира (познавательное развитие):

• способности умению выделять необходимую информацию, применяя разнообразные способы;

• способности строить и мотивировать свои предположения;

• умению анализировать результаты практической деятельности и делать умозаключения.

• умению передавать различное эмоциональное состояние.

2. Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений (речевое развитие).

3. Способствовать развитию умения договариваться и обсуждать совместные действия (социально-коммуникативное развитие).

4. Способствовать развитию представления о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее.

Воспитательные:

• Создать условия для осознания ребенком себя частью природы (социально-коммуникативное развитие, а также потребность быть здоровым.

Организация детских видов деятельностей:

• совместная деятельность ребенка со взрослым;

• самостоятельная деятельность ребенка;

• познавательно-исследовательская деятельность.

Методы и приёмы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос – ответ);

Игровые (д/и);

Практические (упражнения; опыты).

Предварительная работа: беседа «Человек и его здоровье», проведение этических бесед «Вежливые слова», «Об уступчивости»; чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра»; чтение книг Г. Остера «Вредные советы»; рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание и отгадывание загадок; беседы о строении тела, об организме человека, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр по лексической теме «Человек».

Словарная работа: гуманный человек, обоняние, осязание.

Оборудование: ноутбук, рисунки с изображением скелета, мозга, легких человека; киндер капсулы с нарезанными: лимоном, луком, апельсином для узнавания на запах; игрушки для узнавания на ощупь; яблоко, морковь, печенье, конфеты для узнавания на вкус; музыкальные инструменты: металлофон, бубен, погремушка, пианино для узнавания на слух.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

(организационный момент)

Воспитатель зачитывает стихотворение:

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

Всякие есть на планете,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее нет их на свете.

Все вроде разные на вид,

Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот,

Два уха, два глаза и нос.

В. Ребята, о ком это стихотворение?

Д. О людях

В. Сегодня мы будем говорить о человеке. Человек – часть природы. Это живая или неживая природа?

Д. Живая.

В. Почему вы так думаете?

Д. Так как он передвигается, питается, дышит воздухом, чувствует.

В. Для того, чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Все люди разные на вид. Но какими бы мы не были разными, все равно похожи своим телосложением. Ребята давайте вспомним и назовем, какие же основные части тела есть у человека?

Д. Голова, шея, туловище, руки, ноги.

В. Хорошо. Вы сказали, что человек, так же, как растения и животные относится к живой природе. Как вы думаете, в чем же сходства между растениями, животными и человеком?

Д. Все они нуждаются в воздухе, воде и пище.

В. Конечно. А чем отличается человек от растений и животных?

Д: (тем, что он – существо разумное: он думает, говорит, действует осознанно).

В: показ на рисунке модели «мозга»

Ребята, ответьте мне на такой вопрос: «Кто такой командир?»

Д. Это человек, который подаёт команды. Он главный.

В: Вы правильно сказали. А знаете ли вы, что в каждом из вас живёт такой командир? (рассматриваем изображение человеческого мозга). Кто из вас знает, как его зовут?

Главнее его

Нам с тобой не найти,

Заставит он сесть

И заставит идти.

Запомнит стишок

И задачку решит,

И шуткою новой

Всех рассмешит.

Придумал он радио

И телефон,

Машины, ракеты —

Это всё он.

И книги на полках

Библиотек.

И трудится мозг

Пока жив человек!

Д. Это мозг.

В. Верно, а где находится мозг?

Д. В голове у человека.

В. Для чего человеку мозг?

Д. Ответы

В. Он подаёт нам сигналы об опасности. Управляет движениями нашего тела. Руководит всеми нашими органами.

Значит человек - существо разумное, у каждого человека свой особенный характер, эмоции. Ребята, опишите в нескольких словах какой может быть человек?

Д. ответы

В. А если человек гуманный? Какой он? Как вы думаете?

Д. предположения детей

В. Гуманность - это уважение к людям, забота о их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовность прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро и противостоять злу. Гуманный человек - бережно и заботливо относится к другим людям, растениям, животным; проявляя заботу, милосердие, он и сам становится лучше.

В. А, если он не бережет природу, живые существа, жесток с ними, то и сам он становится каким?

Д: Грубым, злым, неприятным

В. На планете живет много людей. Каждый из них – человек. Ты – человек, я человек, он – человек, все мы – люди. А чем люди отличаются друг от друга?

Д. Есть мальчики и девочки, мужчины и женщины.

В. А чем еще люди не похожи?

Д. Разный рост, цвет глаз, волос и т. д.

Основная часть

В. Сегодня, я предлагаю отправиться в «Институт здоровья». Мы побываем в разных лабораториях, где проводятся исследования органов чувств человека. Какие органы чувств человека вы знаете?

Д. Глаза, уши, нос, язык, руки.

В. Правильно, они помогают нам познать окружающий мир и, поэтому мы называем их нашими помощниками.

Заходим в первую лабораторию.

В. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств, здесь исследуют (на столе лежит конвертик)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза)

В. Правильно, это глаза. Один из ценнейших органов чувств человека. В этой лаборатории изучают зрение. Для чего нам нужны глаза?

Д. ответы детей

В. Правильно, глазами мы видим мир. Благодаря им мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете, правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила).

Д. ответы детей

Нельзя близко и долго смотреть телевизор;

Нельзя тереть глаза грязными руками;

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов;

Нельзя долго играть в компьютерные игры;

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль;

Когда пишем, рисуем, читаем – сидеть прямо, сильно не наклоняться;

Не носить длинную челку, собирать волосы;

Есть морковь;

Делать гимнастику для глаз.

В. Прислушайся! Когда хотят,

Чтоб вещь служила нам без срока,

Недаром люди говорят:

«Храните как зеницу ока!»

И чтоб глаза твои, дружок,

Могли надолго сохраниться,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице:

Глаз поранить очень просто —

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя —

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть —

Упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не пиши, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра,

От стола до самых глаз

Должно быть сорок сантиметров!

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

Заходим во вторую лабораторию (открываем конвертик с загадкой).

В. Отгадайте загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят. (уши)

В. Да, в этой лаборатории изучают органы слуха. Слух для человека тоже очень большая ценность. А чтобы наши уши были здоровыми и хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать и беречь их. А знаете ли вы правила, которые надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?

Д. ответы детей

Нельзя засовывать в уши какие – либо предметы.

Не допускать попадания в уши воды.

Регулярно мыть уши.

Не слушать очень громкую музыку.

Не пользоваться часто наушниками.

В. А сейчас проверим хороший ли у вас слух.

Проводятся игры на слух

- «Какой музыкальный инструмент звучит» (металлофон, погремушка, бубен, пианино)

- «Узнай по голосу» Все дети встают в круг, водящий ребенок в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Даша ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя «Ау»

Ты глаза закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Заходим в третью лабораторию

В. Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку (читаем конвертик):

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит (нос)

В. Для чего человеку нужен нос?

Д. Дышать, чувствовать запахи.

В. А какие бывают запахи?

Д. Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. д.

В. Может ли запах предупредить человека об опасности?

Д. Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорает. Если продукты плохо пахнут – они испортились, их нельзя есть.

В. Ребята, носом мы вдыхаем воздух, а дышим мы легкими, которые располагаются в грудной клетке (показ на рисунке).

Эти органы делают около 20 вдохов в минуту. Мы делаем вдох – межреберные мышцы тянут ребра в стороны – грудная клетка расширяется. Мы делаем выдох – мышцы расслабляются, объем легких уменьшается, из них выходит воздух.

- Встаньте, положите руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохните, задержите дыхание, выдохните. Что произошло?

Д. ответы

При вдохе грудная клетка стала шире. Ладони, лежащие на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между ладонями появилось расстояние. Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.

В. Врачи при проведении хирургических операций заметили, что у здоровых людей легкие розового цвета, а у людей, которые постоянно дышат загрязненным воздухом, они становятся грязно серыми. Поэтому следует избегать вдыхания табачного дыма, не находиться рядом с курящими взрослыми, не стоять вблизи выхлопных труб автомобилей, чаще проветривать помещение и делать влажную уборку.

Обоняние – это способность воспринимать и различать запахи веществ, находящихся в окружающей среде. Восприятие запахов всегда провоцирует возникновение тех или иных эмоций.

Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Человек способен различать до 10 000 запахов. В верхней части носовой полости размещается около 10 млн обонятельных рецепторов. Обоняние доминирует над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной.

В. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по запаху».

Д/и «Угадай по запаху»

Попробуем угадать, что находиться под этими салфетками. А носики нам в этом помогут.

(Детям предлагается с закрытыми (завязанными) глазами определить по запаху, что находится в баночках.) Апельсин, лук, лимон

В. А как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус)

Заходим в следующую лабораторию

В. В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык.

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. А каким может быть вкус? (ответы детей)

«Часы» Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево – вправо. (8 раз)

(проводится игра «Определи на вкус)

(яблоко, морковь, печенье, конфеты)

В. Итак, язык помогает ощутить вкус пищи. Но не все стоит пробовать на вкус. Гуляя по лесу, например, можно ли пробовать на вкус грибы или незнакомые ягоды?

А что еще нельзя пробовать? (лекарства, незнакомые продукты)

В. Ну и, наконец, мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Что мы можем почувствовать с помощью осязания руками?

Д. Если возьмем в руки: чашка с чаем – горячая /холодая,

кончик иглы – острый,

промокли под дождем – одежда влажная,

кошка – пушистая,

наждачная бумага – шершавая.

В. Наши руки помогают нам во всех делах, и мы должны их беречь, ухаживать за ними. Что мы должны сделать, если:

- на улице холодная, ветреная погода

- руки испачкались

- как обращаться с острыми предметами

- можно ли трогать электрическую розетку, совать руку в дверную щель?

- руки устали

(проводится пальчиковая гимнастика – массаж пальчиков рук)

1,2,3,4,5! Будем пальчики считать,

Крепкие, дружные – все такие нужные.

(проводится игра «Узнай на ощупь игрушку»)

В. Вот и закончилась наша экскурсия по Институту Здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.

Одна голова нам дана,

А глаза два и уха два.

И два виска, и две щеки,

И две ноги и две руки,

Зато один и нос и рот,

А будь у нас наоборот,

Одна нога, одна рука-

Зато два рта, два языка,

Мы только бы и знали,

Что ели, да болтали.

В. Давайте в конце занятия встанем в круг:

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья.

(дети говорят друг другу добрые пожелания)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области