Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок по биологии в 6 классе "Общая характеристика растений"

обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи формирование представлений о целостности растительного организма .

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Нигматуллино

муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан

Открытый урок

по биологии в 6 классе

"Общая характеристика растений"

Провела учитель:

Галимова Минигуль Фанисовна

с. Нигматуллино-2019г.

Тема: Общая характеристика растений.

Цель урока : обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи ;

формирование представлений о целостности растительного организма .

Задачи урока:

Образовательные : обобщить и систематизировать знания о строении органов цветковых растений и их взаимосвязи , создать условия для осознанного применения знаний.

Коррекционно – развивающие : продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

коррекция памяти на основе упражнений в припоминании изученного; развивать умения применять предложенный учителем способ получения и воспроизведения информации из учебника , дополнительного материала .

Воспитательные: воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

воспитывать бережное, гуманное отношение к природе.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация, карточки, таблица «Органы цветкового растения».

Ход урока.

Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте ребята , садитесь .

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и прикрепить его на дерево , помочь ему покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений , стараний и успехов .

Сегодня на уроке мы обобщим свои знания об органах цветковых растений и их взаимосвязи между собой .

Актуализация знаний . Мотивация .

Скажите ребята, что относится к растениям ? ( травы , кустарники , деревья ).

Что общего у всех этих растений? ( они имеют одинаковые органы ).

Теперь отгадайте загадку: Один в земле копается ,

Другой в свету купается,

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

О каких друзьях идет речь ?( об органах растений : корне и листе ).

Почему они друзья ? ( потому что они связаны друг с другом).

Какой орган помогает им дружить , поддерживать их взаимосвязь ?( стебель ).

Можно сказать , что эти органы взаимосвязаны друг с другом ? (да ).

Да , корень , стебель , листья , цветки и плоды образуют единый организм. Значит организм растения – единое целое.

Изучение нового материала.

Итак , тема нашего урока « Общая характеристика царства Растения» ( запись даты и темы в тетрадь ).

А так ли это ? Мы сейчас попробуем выяснить . Чтобы в этом убедиться , что мы должны вспомнить об этих органах ? ( их строение и работу) .

Для этого наш класс превращается на несколько минут в научное учреждение , где работают 4 лаборатории , изучающие органы растения .

Произвольно разделились на группы .

1 .Организация деятельности по группам .

1 группа : обучающимся предлагается загадка .

Не рыли , не бурили ,

А воду добыли. ( корни )

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения корня » и вы будете обобщать информацию о корне.

2 группа : обучающимся предлагается загадка.

Вверх по стене крутой ,

По бетонке литой ,

Многоножка ползет ,

С собой листья везет . (стебель ).

Следовательно , ваша лаборатория получит название «Лаборатория изучения стебля» и вы будете обобщать информацию о стебле .

3 группа : обучающимся предлагается загадка .

Из почек появляются ,

Весною распускаются ,

Летом шелестят ,

Осенью летят . ( листья ).

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения листьев» и вы будете обобщать информацию о листьях .

4 группа изучает цветы и плоды: предлагается загадка .

Он в саду моем расцвел,

В удивленье всех привел-

Лепестки атласные,

Пестики овальные .

А внутри на ниточках –

Туфельки хрустальные. ( цветок).

Следовательно , ваша лаборатория получит название « Лаборатория изучения цветка».

Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.

2. Осуществление деятельности.

Задание для 1 – ой группы . Лаборатория изучения корня «Корень»

1 . Используя дополнительный материал, изучите строение и функцию корня. Ответьте на вопрос : Что такое корень?

2. По таблице составьте рассказы по вопросам :

- строение корня;

- типы корневых систем;

- значение корня.

Орган растения

Строение корня

Типы корневых систем

Значение корня

Корень

Главный корень

Боковые корни

Придаточные корни

Корневые волоски

Стержневая корневая

система

Мочковатая корневая

система

1.Удерживает растение .

2 .Всасывает воду и минеральные соли из почвы для всех органов.

3 .Запасает питательные вещества (корнеплод).

Участвует в размножении.

3. На гербариях найти растение со стержневой корневой системой и растение с мочковатой корневой системой .

Задание для 2 –ой группы . Лаборатория изучения стебля « Стебель»

Используя дополнительный материал , изучите строение стебля и его значение для растения . Ответьте на вопрос : Что такое стебель ?

Используя таблицу составьте рассказы по вопросам :

- строение древесного стебля;

-разнообразие стеблей;

- значение стебля.

Орган растения

Строение древесного стебля

Разнообразие стеблей

Значение стебля

Стебель

Кора

Камбий

Древесина

Сердцевина

Укороченные

Прямостоячие

Вьющиеся.

Ползучие .

Цепляющиеся.

Опорная

Проводящая

Запасающая

Молодые зеленые стебли на свету образуют органические вещества

3.

Задание для 3-ей группы. Лаборатория изучения листа «Лист» 1.Используя дополнительный материал , изучите строение и значение листьев для организма растения . Ответьте на вопрос : Что такое лист ?

2. Используя таблицу , составьте рассказы по вопросам :

- строение листьев ;

- типы жилкования листьев ;

- значение листьев для растения.

4 . Задание для 4 – ой группы . Лаборатория изучения цветка « Цветок»

1.Используя дополнительный материал , изучите строение цветка и его значение в жизни растения . Ответьте на вопрос то такое : Что такое цветок?

2. По таблице составьте рассказ о строении и значении цветка.

Орган растения

Строение цветка

Виды соцветий

Значение цветка

Цветок

Цветоножка

Цветоложе

Чашечка из чашелистиков

Венчик из лепестков

Пестик и тычинки –главные части цветка

Кисть

Зонтик

Колос

Корзинка

Цветок – орган размножения

Из пестика образуется плод с семенами

3. Защита результатов деятельности.

Защита 1 и 2 задания. Представители от каждой группы по очереди представляют результаты .

Защита сотрудников лаборатории «Корень» : Слайды

Проблемные вопросы задаются классу :

Почему растение погибнет , если у него поврежден корень ?

Защита сотрудников лаборатории «Стебель»: Слайды

Почему растение погибнет , если у него поврежден стебель ?

Защита сотрудников лаборатории «Лист»: Слайды

Что произойдет с растением , если на нем погибнут зеленые листья ?

4)Защита сотрудника лаборатории « Цветок».

Что произойдет , если погибнет цветок ?

Мы заслушали отчеты по 1 и 2 заданиям .

А какой из органов важнее?

Я предлагаю совместно разыграют сценку « Спор органов растения» , а я вам помогу в роли автора. Сценка «Спор органов растения»

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко».

– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Он бы продолжался до сегодняшнего дня , если бы вовремя не вмешался в разговор человек .

Как вы думаете , что сказал человек корням , стеблям , листьям и цветку?

« Все вы важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все вы части одного организма».

4.Подведение итогов групповой работы .

Обобщение. Выводы. Рассказ с демонстрацией схемы « Взаимосвязь частей растения» .

Живет растение как единый целостный организм . Ведь все части растения связаны между собой . Корень переходит в стебель . К стеблю прикреплены листья . От стебля растут цветки .

Каждая часть растения выполняет свою работу . Корни берут из почвы воду и минеральные соли , которые используют другие части растения .Листья образуют органические вещества , необходимые для питания корням , цветкам , стеблям .Стебли проводят эти вещества во все части растения . В разных частях растения – накапливаются питательные вещества , которые расходует на дыхание , рост ,питание .Связь всех частей растения друг с другом показана на схеме на доске .( демонстрация схемы « Взаимосвязь частей растения».

Зарисуйте в тетрадь схему , подписать название органов , стрелками обозначить движение веществ по растению .

Задание на дом: выучить схему из тетради, напишите RAFТ на тему «Растения – целостный организм»

Объявление оценок.

Рефлексия: Представим себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области