Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие интереса школьников при изучении истории

• вооружение учащихся не только прочными знаниями, но и эффективными приёмами, способами, средствами их получения • формирование мировоззрения учащихся • переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие интереса школьников при изучении истории

Современное российское общество переживает период становления новой системы образования, которая характеризуется существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Современная стратегия развития российского образования предусматривает формирование высоконравственной, образованной, успешно социализирующейся личности. В связи с этим на первый план выходят задачи:

вооружение учащихся не только прочными знаниями, но и эффективными приёмами, способами, средствами их получения;

формирование мировоззрения учащихся;

переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития.

Содержание, характер перемен, происходящих в образовании, во многом определяется социальным заказом. Общество делает ставку на личность, готовую занять активную социальную позицию.

Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; перед учащимися в начале урока четко ставлю цели и задачи, в некоторых классах задачи ставят сами учащиеся; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный процесс строю по принципу последовательности, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание разных видов речевой деятельности.

С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую современные образовательные технологии:

Технологию проблемного обучения;

Групповые технологии и коллективное творческое дело;

Технологию использования игровых методов и приёмов обучения;

Информационно-коммуникационные технологии.

Данные технологии стали неотъемлемой частью моей педагогической деятельности.

Процесс обучения истории реализую на основе системно-деятельностного и дифференцированного подходов, использую приёмы активизации познавательной деятельности, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, речи, т.е. выполняют развивающую функцию обучения.

Я стараюсь, чтобы каждый урок был логическим продолжением предыдущего и в то же время, не был идентичным, поэтому формы организации учебно-познавательной деятельности различны:

уроки изучения нового материала;

уроки совершенствования знаний, умений и навыков;

уроки обобщения и систематизации;

комбинированные уроки;

уроки контроля и коррекции;

уроки – конференции;

уроки – дискуссии.

Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой – либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу творчества и свободы самовыражения, а при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.

Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса. На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

Использование технологии РКМЧП способствуют развитию навыков анализа и синтеза, составления логических схем, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».

Маленькие самостоятельные отступления в процессе обучения имеют большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который включаются и слабые учащиеся, так как чувствуют себя в этом процессе активными его участниками.

Для достижения успеха школьниками с низким уровнем обученности использую работу по алгоритму, групповую или парную работу, когда слабый ученик имеет возможность получения консультации или помощи. В данной ситуации сильный ученик выступает в роли обучающего.

Успешной реализации разноуровневого обучения способствует добровольность выбора учеником уровня обучения, полное усвоение базового компонента образования, отношение к ученику как субъекту деятельности, наличие промежуточного дифференцированного контроля, использование разнообразных форм работы (пары сменного и постоянного состава, группы, индивидуальная работа), постоянная коррекция деятельности с учетом полученных результатов.

При равзноуровневом обучении я работаю одновременно с разными группами учащихся. Это требует разработки к каждому уроку заданий различной степени сложности, их предъявление учащимся, использование разных критериев оценок, проведение дополнительных занятий с отстающими учениками с учетом анализа причин неуспеваемости. Если этого не делать, то сильные ученики теряют интерес к усвоению, если учитель объясняет материал слишком просто, повторяя одно и то же несколько раз. Слабые, в свою очередь, перестают слушать объяснение учителя и теряют интерес к усвоению, если материал излагается на уровне более сложном, или это доступно их пониманию. Оценивая успехи каждого ученика в усвоении знаний, я сравниваю их не с успехами сверстников (особенно отличников), а с его собственными предшествующими достижениями, показывая, что удается лучше, над чем еще следует поработать, как лучше организовать учебную деятельность.

Непростым моментом в разноуровневом обучении является составление заданий различной степени сложности. Обычно принята следующая градация заданий:

Первый уровень – продвинутый, творческий (предполагает, что ученики справятся с заданием самостоятельно, без подсказок учителя. Эти задания носят характер сравнения, выявления и решения какой-либо проблемы).

Второй уровень – базовый, репродуктивный (основное звено, базовые знания, возможен некоторый алгоритм выполнения задания).

Третий уровень – стартовый, минимально допустимый (слабые ученики должны иметь подсказку в виде плана).

Также необходима корректность при делении учеников на группы. Самым целесообразным является предоставление возможности ученикам самим выбрать уровень, на котором они будут работать. Практика показывает, что ученики в большей части адекватно оценивают свои возможности, но в то же время стремятся всегда к повышению уровня сложности, чтобы получить более высокую оценку своих знаний. Это лишний раз доказывает, что разноуровневый подход стимулирует учеников.

Таким образом, разноуровневое обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха. Каждая группа учащихся работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным, возможностям. При таком обучении не увидишь скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие. Контроль является неотъемлемой частью учебного процесса на каждом этапе обучения. Форма и способ выполнения заданий самые разнообразные:

Тестирование

словарные диктанты

Написание стихов, сочинений, составление кроссвордов

Разноуровневые задания

Рассказ, беседа

Срезовые работы

Урок-зачёт

Поэтому, мне кажется, что эффективность урока повышается если ученики вместе с учителем могут переживать радость от своей работы, достигать определенных успехов, и тогда учитель с полным правом сможет называть учеников своими соратниками.

. Я стараюсь стимулировать интересы учащихся, развивать у них желание практически использовать знания, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом. Процесс обучения я строю с учётом достигнутого.. При подготовке к уроку тщательно продумываю, чем сегодняшнее занятие будет отличаться от вчерашнего, меняю

приёмы и виды работ, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях. Анализируя полученные результаты, я намечаю необходимые способы оказания помощи отдельным ученикам.

Технология проблемного обучения.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемной ситуации. Эффективность использования технологии проблемного обучения во многом зависит от соблюдения этапов её реализации:

1) Постановка проблемы;

2) Выдвижение гипотез;

3) Подтверждение гипотез фактами , документами, примерами;

4) Выводы по решению проблемы.

Например, формируется проблемный вопрос: "Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?" Затем даётся характеристика Д. Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:

1) Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?

2) Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?

3) Почему местом сражения князь Д.Донской выбрал именно Куликово поле?

4) Почему Д.Донской принял решение переправиться через Дон?

5) Какую тактику использовал Д.Донской?

6) Чем вы объясните успех русских7

7)Каково значение Куликовской битвы?

Теперь учащиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос.

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, преподаватель может и должен направлять учащихся в нужное русло. При изучении темы "Октябрьская революция 1917г." я предлагаю учащимся самостоятельно сформулировать проблемный вопрос , на который они должны ответить в течение урока. Было предложено выяснить , была ли Октябрьская революция неизбежна? Для того чтобы получить ответ на вопрос, учащиеся по ходу изучения темы должны были определить причины, задачи, характер, движущие силы революции 1917 г. Выполнив задание, учащиеся ответили на поставленный в начале урока вопрос.

При изучении темы "Гражданская война в России" я составил проблемный вопрос: "К весне 1919 г. армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тыс. солдат и офицеров против 380 тыс. красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему? Работая со схемой, материалом учебника, таблицей учащиеся в конце урока решают проблемный вопрос.

Определённый потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков: Иван IV - тиран или реформатор? "Дней Александровых прекрасное начало." (А.С. Пушкин) "Распад" или "развал" СССР?

Технологию проблемного обучения на уроках обществознания использую как правило при изучении таких разделов как "Закон и право", "Политическая жизнь общества". Так, при изучении темы "Частное право", вопроса Трудовые права российских граждан, предлагаю следующую проблемную ситуацию, которая могла произойти и в реальной жизни:  Н. заключил контракт с директором фирмы "N" сроком на 1 год. Но через месяц нашёл себе новое место работы . Подав заявление об уходе за 2 недели , он был удивлён тем, что директор не отпускает его. Разгорелся конфликт.Сначала я выслушиваю мнения учащихся . Затем работая с материалом учебника и выдержками из ТК РФ мы приходим к решению данной проблемы.

При изучении темы "Нравственные чувства и моральное поведение" ставится проблемный вопрос: "Устарели ли в наши дни категории нравственности?" Для того, чтобы посмотреть, стали ли учащиеся после всех проведённых занятий с использованием технологий проблемного обучения более самостоятельными в принятии в принятии решений , увеличилась ли заинтересованность в изучении предметов им следует задать следующие вопросы:

Закончите предложение:

Самым интересным для меня было..., потому что ...

На уроке я узнал(а)...

Мне понравилось...,потому что...

Мне не понравилось...

Мой опыт показал, что данная технология довольно интересна для учащихся. Ведь они получают не только готовые знания, но и развивают определённые умения.

..На уроках истории применяю такую форму групповой познавательной деятельности как общественный смотр знаний. Провожу следующим образом: на последних партах - консультанты. Учащиеся выполняют задания по вариантам (исторические диктанты). Как правило, беру 10 дат. Выполнив работу, передаём на последнюю парту консультантам для проверки. Плюс данной технологии в том, что открываются больше возможностей для коллективной познавательной деятельности. У учащихся развивается логическое мышление, творческая активность, речевые способности.

Технология использования игровых методов и приёмов обучения.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике. А.М. Горький писал: "Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить." В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

1) В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами)

Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой- значения. Соединить стрелками слова и значения. Какая команда сделает быстрее?

Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает.

2) Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.

Например, деловая игра: "Встать! Суд идёт!", "Предпринимательство и бизнес". Игры: "Выборы в Государственную Думу", "Один день из жизни Петра I", "Дорогами войны".

Таким образом, игра находит широкое применение в учебном процессе.

Информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии получают всё большее распространение на уроках гуманитарного цикла. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. На уроках истории и обществознания я применяю следующую форму работы с информационно-коммуникационными технологиями- это метод слайдов, который облегчает мне подачу материала, делает урок более ярким и наглядным. Использование слайдов и отрывков из фильмов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.

Требования к оформлению презентации в целом:

1. Презентация должна быть разумно объёмной. (В среднем содержать около 12 слайдов).

2. Слайды презентации должны  содержать не только текстовую информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме.

3. Слайды должны быть разумно яркими (предпочтительные цвета – красный, зелёный, белый).

4. При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии (желательны плавные линии, отсутствие прямых углов).

5. Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким.

На своих уроках я применяю такие презентации как:

"Социальное взаимодействие"; "Юридическая ответственность и её виды"

"Социальная мобильность"; "Первые русские князья"; "Ярослав Мудрый"

"Владимир Святой. Крещение Руси"; "Архитектура и живопись в 14-16 в.в.";

"Временное правительство"; "Первая русская революция 1905-1907 г.г.";

"Сталинградская битва" и многие другие.

Итак, «современная педагогическая технология» - понятие комплексное, включающее в себя множество элементов. Прежде всего, это организация системного подхода создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящего своей задачей оптимизацию форм образования. Современные педагогические технологии своими корнями уходят в опыт педагогов прошлых лет, дополняют и модернизируют уже имеющийся опыт. Главной отличительной чертой любой современной педагогической технологии является её адекватность окружающей действительности, направленность на получения результата, ориентированность на всестороннее развитие личности учащегося.

Использование современных образовательных технологий и приемов, а также информационных технологий на уроках истории и обществознания, позволяют сформировать социальную, востребованную и адаптированную личность к современной динамичной жизнедеятельности. А уроки сделать интересными и разнообразными.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области