Муниципальное казенное дошкольное учреждения
Искитимского района Новосибирской области
детский сад «Теремок»
п. Керамкомбинат
Сценарий квест-игра “Волшебная коробка Деда Грамотея» в подготовительной группе «Солнышко»
Цель: Развитие лексических возможностей детей дошкольного возраста.
Задачи: Способствовать умению составлять загадки с использованием мнемотаблицы. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Актуализировать знания у детей о сказочных героях. Развивать связную речь (активизировать слова хмурый, пасмурный и т.д.) мышление, наблюдательность, внимание. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заниматься сообща. Развитие мыслительных операций это классификация, классифицировать, обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы) Упражнять в развитии артикуляционного аппарата, фонематический слух.
Интегрируемые области: Речевая, познавательная, социально коммуникативная, художественная эстетическая, физическое развитие
Целевые ориентиры: Обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться правилам и соц. нормам. Способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Проявляет любознательность. Достаточно хорошо владеет устной речью. Может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения.
Предварительная работа: Придумывание загадок по мнемотаблице, чтение сказок («Три медведя», «Финист Ясный Сокол» и т.д.). Беседы ,игра путешествие по карте-схеме.
Материалы и оборудование: письмо, мнемотаблицы загадок, презентация, волшебная коробка с замками, ключи. Рефлексия солнышко и тучка.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встречи здороваться:-Доброе утро!
-Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длиться до вечера.
Ребятки , я вижу что не у всех еще язычки проснулись, давайте ему поможем
Речевая разминка:
Да-да-да вот идет еще зима
За-за-за скоро к нам придет весна.
Оз-оз-оз вот и кончился мороз
Ам-ам-ам гости пришли к нам
2-й слайд лес
Воспитатель: Ребята! Посмотрите ,какой лес красивый.– Кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)– Тропинка в лесу какая? (Лесная)– Как называется маленький лес? (Лесок)– Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок)— Какое слово объединяет эти слова? (лес)
Стук в дверь, воспитателю отдают письмо.
Воспитатель: Ребята! А нам пришло письмо от Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте его прочитаем
3-й слайд Письмо
Дорогие ребята. Я Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок коробочку. А коробочка волшебная, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Коробка находиться около речевого уголка «Граматеево» Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
С уважением Дед Грамотей
Воспитатель: А где у нас в группе есть такой уголок «Граматеево»?
(ответ детей)Дети находят коробку.
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в этой коробочке? Будем искать ключи? (Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки . Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало! (Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорил Дед Грамотей! Справимся с этим заданием – один замок откроем!
(ответ детей)
-Ребята скажите какая бывает погода?
Задание №1.
Если дождь идет – дождливая;
дует ветер – ветреная;
холодно – холодная;
если пасмурно – пасмурная;
если хмуро – хмурая;
если солнечно – солнечная;
если ясно – ясная;
если мороз – морозная.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги! (Находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание№2
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)4 слайд
Словесная игра « Кто кем был ?»
5 слайд
Когда лиса была маленькой в детстве кем она была лисенком
Лиса-лисёнком
Волк-волчонком
Медведь-медвежонком
Белка-бельчонком
Тигр-тигренком
Слон-слоненком
Лев-львенком
Заяц-зайчонком
Воспитатель: Молодцы ребята, выполнили все задания. Вот мы и добыли второй ключ.
(По окончании выполнения задания дети приносят второй ключ к коробочке)
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Бьют их , а они не плачут,
Только выше, выше скачут!
Дети: Это мячик . А мячи у нас в спортивном уголке.
(Дети достают ключ, он находится в спортивном уголке)
Задание №3.
Игра « Исправь ошибку»
Воспитатель: Давайте подумаем и составим правильные предложение.
6 слайд
-На белке сидела ёлка .( На елке сидела белка)
-В помидорах и огурцах растут огороды.( В огороде растут помидоры и огурцы)
— Рыба поймала рыбака. ( Рыбак поймал рыбу)
— Куры кормят Марусю. ( Маруся кормит кур)
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
7 слайл
Физминутка: Танец игра с ускорением
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Пишут они, когда диктуют,
Они и чертят, и рисуют, —
А сегодня вечерком
Они раскрасят наш альбом.
Дети: Это карандаши! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4.8 слайд
Воспитатель: Здесь нам нужно отгадать кроссворд
Назовите правильные ответы.
1. Вспомните название сказки: «Финист – ясный…» (Сокол)
2. Маленькое насекомое, которое спасло Муху-Цокотуху от паука в сказке К. Чуковского. (Комар)
3. Доктор, который лечил зверей. (Айболит)
4. Имя девочки, которую за доброту и трудолюбие Фея-крестная нарядила, как принцессу, и помогла попасть на бал. (Золушка)
5. Имя злого, бессмертного персонажа в русской народной сказке. (Кощей)
6. Куда отправился по морю доктор Айболит спасать обезьян, бегемотов? (Африка)
- Ребята, как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?
- Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках зло наказывается, а добро побеждает.
- А что будет, если у народа не будет сказок?
- Жизнь людей потускнеет, станет грустной, скучной, неинтересной, не будет чудес и не станет сказочных мультфильмов.
(Дети справляются с заданием, открывают ключом четвёртый замок).
Молодцы ребята, пока мы с вами разгадывали кроссворд наши глаза устали немного давайте мы с вами посмотрим на экран и выполним гимнастику для глаз.
Слайд 9,10,11,12
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключ
Слайд 13
Воспитатель: Ребята. Посмотрите тут вместе с ключом лежат вот такие таблицы нам с вами нужно по ним составить загадку. Давайте с вами разделимся на 2 подгруппы и каждая подгруппа придумает сою загадку и загадает ее друг другу.
Воспитатель: Молодцы ребята справились с последним заданием.
После выполнения задания дети получают пятый ключ, вставляют в замок. Коробочка открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит.
Спасибо Деду Грамотею за вкусное угощение.
-Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Рефлексия: Дети выкладывают на столе солнышко или тучку в зависимости от того понравилась им квест-игра или нет
Ребятам подготовительной группы «Солнышко»
Дорогие ребята.
Я Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок коробку. А коробка эта волшебная, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Коробка находиться в речевом уголка «Граматеево» Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
С уважением Дед Грамотей