Министерство образования и науки РС(Я)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Саха (Якутия) «Олекминский техникум»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Монтаж наружных трубопроводов, сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев
Олекминск, 2018
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 28.02.2018 №141, зарегистрированного Министерством юстиции №50477 от 22.03.2018) для среднего профессионального образования 08.01.02 «Монтажник трубопроводов» Укрупненная группа специальностей 08.00.00 Техника и технология строительства.
Разработчик:
Кузьмин Дмитрий Алексеевич преподаватель специальных дисциплин
Рецензенты:
Ощепков Павел Ярославович заведующий учебно-производственной базой ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»
Романенко Роман Владимирович главный инженер ГУП ЖКХ РС(Я) Олекминский район
РАССМОТРЕНО Предметно-цикловой комиссией специальных дисциплин Протокол № ______ от «____»_____________ 20___г. Председатель предметно-цикловой комиссии ____________ /С.Н.Филиппов/ | УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по УР _______________ /А.П.Данилова/ |
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
1. | Паспорт рабочей программы профессионального модуля | 4 |
2. | Результаты освоения профессионального модуля | 8 |
3. | Структура и содержание профессионального модуля | 9 |
4. | Условия реализации программы профессионального модуля | 20 |
5. | Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля | 22 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК 01.01 Подготовительные работы при монтаже трубопроводов
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 28.02.2018 №141, зарегистрированного Министерством юстиции №50477 от 22.03.2018) для среднего профессионального образования 08.01.02 «Монтажник трубопроводов» Укрупненная группа специальностей 08.00.00 Техника и технология строительства.
ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке;
ОК11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере;
ПК1.1. Приемка трубопроводов, фитингов, и арматуры, распаковка и расконсервация;
ПК1.2. Очистка и раскладка элементов монтажа и трубопроводов, выполнение подготовительных операций перед производством монтажа трубопроводов;
ПК1.3. Уборка и утилизация отходов при производстве работ по монтажу трубопроводов;
ПК1.4. Устройство всех видов оснований под наружные трубопроводы инженерных сетей;
ПК1.5. Выполнение сопутствующих операций при монтаже трубопроводов.
ПК2.1. Сборка и монтаж трубопроводов любого диаметра, изготовленных с применением различных материалов;
ПК2.2. Установка арматуры, заглушек, опорных конструкций на трубопроводах;
ПК2.3. Монтаж оборудования для продавливания стальных труб и бесстрашнейшая прокладка стальных кожухов для трубопроводов;
ПК3.1. Проведение гидравлических и пневматических испытаний технологических трубопроводов;
ПК3.2. Проводить гидравлические испытания напорных трубопроводов;
ПК3.3. Осуществлять пневматические испытания технологических трубопроводов.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения дисциплины:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
Знать:
Основные требования действующих нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, регламентирующих монтаж стальных, бетонных, железобетонных, асбестоцементных, керамических, чугунных труб и труб из полимерных материалов;
Правила чтения рабочих чертежей;
Правила монтажа и устройства монтируемых трубопроводов различных типов и назначения;
Правила монтажа и укладки дюкеров, переходов, и трубопроводов, в том числе через водные преграды;
Правила выполнения работ методом накатки плетей трубопровода на роликовые дорожки и вагонетки;
Правила выполнения работ по укладке трубопроводов методом проталкивания на катках или рельсовых дорожках, продавливания стальных труб с помощью домкратов;
Правила выполнения такелажных работ;
Правила и способы подвешивания подземных трубопроводов;
Правила навески утяжеляющих грузов на трубопроводы;
Правила прихватки стыков, требования, предъявляемые к кромкам и стыкам стальных труб, собранным под сварку;
Правила сборки стальных труб в звенья, звеньев стальных труб в плети;
Правила сборки и укладки стальных труб, имеющих продольные сварные швы;
Правила спуска на воду и установки на подводное основание оголовка или водозабора объемом до 300м3;
Правила строповки и расстроповки тяжелых строительных конструкций;
Требования, предъявляемые к основаниям под трубопроводы;
Правила и порядок нарезания резьбы;
Типы и конструкции гидравлических и электрических приводов для арматуры;
Правила и порядок пайки трубопроводов из меди;
Правила санитарной, личной гигиены;
Правила работы на высоте;
Правила перемещения и хранения грузов.
Уметь:
Применять методы строповки, указанные в правилах строповки и перемещения грузов, а также в документации, отражающей порядок производства работ;
Соблюдать требования нормативных документов по монтажу трубопроводов различного назначения;
Выполнять работы по нарезке резьбы и соединению труб при помощи муфт;
Выполнять пайку трубопроводов из меди;
Пользоваться ручным и механизированным инструментом, применяемым при монтаже трубопроводов различных типов и назначения;
Укладывать звенья и одиночные стальные и чугунные трубопроводы диаметром до 500 мм;
Укладывать бетонные, железобетонные асбестоцементные керамические и трубы из полимерных материалов диаметром до 800 мм;
Выполнять сборку стальных труб всех диаметров в звенья;
Осуществлять укладку стальных труб диаметром до 500 мм плетями и свыше 500 мм звеньями;
Осуществлять укладку одиночных чугунных, железобетонных и асбестоцементных труб диаметром от 800 до 1500 мм;
Выполнять врезку в действующую сеть канализации и водостока из металлических и неметаллических труб;
Выполнять сборку асбестоцементных труб на муфтах;
Выполнять заделку зазоров между асбестоцементными муфтами и трубами, стыков и раструбов, напорных и безнапорных трубопроводов, стыков стеновых блоков, плит основания и перекрытия коллекторов, каналов, камер и колодцев;
Выполнять монтаж дюкеров и переходов, объемных секций коллекторов и каналов и соединение их болтами, цилиндров железобетонных круглых колодцев, железобетонных горловин колодцев и камер;
Выполнять операцию накатки плетей трубопровода на роликовые дорожки и вагонетки;
Выполнять правку (калибровку) концов стальных труб в холодном состоянии и подогревом;
Выполнять прокладку труб в пробуренных в земле скважинах;
Выполнять работы по продавливанию стальных труб с помощью гидравлических и ручных домкратов, укладке трубопроводов методом проталкивания на катках или рельсовых дорожках;
Выполнять работы по спуску на воду и установку на подводное основание оголовка и водозабора;
Выполнять работы по спуску под воду и укладке трубопровода с вывешиванием для приварки к береговой части трубопровода;
Выполнять работы по перемещению трубопроводов по воде и установке их в створ подводной траншеи;
Выполнять работы по укладке трубопроводов через водные преграды;
Выполнять строповку и расстроповку тяжелых строительных конструкций;
Выполнять устройство железобетонных опорных плит под скользящие опоры, фасонные части и арматуру, железобетонных плит основания и перекрытия коллекторов, каналов, камер и колодцев щитовых, железобетонных опор в каналах;
Выполнять установку сифонов, гидрозатворов и сальников, ходовых скоб или лестниц, люков в камерах и колодцах, лотков в колодцах;
Монтировать фланцы на трубы и фасонные части;
Пробивать отверстия механизированным инструментом в стенах камер и колодцев для ввода труб;
Промывать стальные трубопроводы с хлорированием;
Свертывать фланцевые соединения постоянными болтами;
Укладывать стальные трубы до 500 мм в футляры;
Устанавливать железобетонные стеновые блоки коллекторов, каналов, прямоугольных камер и колодцев;
Устанавливать задвижки и компенсаторы диаметром от 150 до 400 мм;
Устанавливать и оснащать понтоны;
Устанавливать коверы, гидранты, водоразборные колонки и вантузы;
Устанавливать подкладные кольца под сварные стыки;
Устанавливать специальные опоры и кронштейны под трубопроводы и кабели;
Устанавливать стальные и чугунные фасонные части труб и задвижки;
Устанавливать и закреплять горизонтальный бур с выверкой его по шнуру и уровню;
Выполнять работы по бесстрашнейшей прокладке стальных кожухов для трубопроводов способом горизонтального бурения и методом гидрошнекового отбора пород;
Выполнять монтаж оборудования для продавливания стальных труб с помощью гидравлических и ручных домкратов.
Иметь практический опыт в:
Строповке, перемещении и раскладке трубопроводов, материалов и арматуры с использованием специальных приспособлений, и грузоподъемных механизмов массой до 3,0 тонн;
Отбортовке, разбортовке и стыковке под сварку труб из стали, полиэтилена, винипласта, алюминия, меди и латуни;
Соединении трубопроводов при помощи муфт, фланцев, пайки;
Установке арматуры различного диаметра;
Установке закладных конструкций для средств контроля и автоматизации;
Подготовке к монтажу стальных и чугунных труб;
Монтаже звеньев и одиночных стальных и чугунных труб;
Монтаже цилиндров железобетонных круглых колодцев диаметром до 1000мм и монтаже железобетонных горловин колодцев и камер;
Монтаже железобетонных плит основания и перекрытия коллекторов, каналов, камер и колодцев;
Монтаже стальных труб диаметром до 500 мм в пробуренных в земле скважинах;
Промывке стальных трубопроводов с хлорированием;
Укладке одиночных чугунных, железобетонных и асбестоцементных труб;
Укладке трубопроводов через водные преграды;
Монтаже дюкеров и переходов диаметром до 350 мм;
Укладке трубопроводов методом проталкивания на катках или рельсовых дорожках;
Установке сифонов и гидрозатворов диаметром свыше 400 мм и сальников;
Спуске на воду, перемещении по воде и установке на подводное основание оголовка или водозабора;
Сборке стальных труб всех диаметров в звенья;
Укладке стальных труб диаметром до 500 мм плетями и свыше 500 мм звеньями;
Монтаже объемных секций коллекторов и каналов;
Продавливании стальных труб с помощью гидравлических и ручных домкратов;
Монтаже цилиндров круглых железобетонных колодцев диаметром свыше 1000 мм;
Заделке стыков напорных труб диаметром свыше 800 мм и безнапорных диаметром свыше 1500 мм;
Установке железобетонных стеновых блоков коллекторов, каналов, прямоугольных камер и колодцев;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 176 часов
консультация 4
учебной практики 252 часа
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код | Наименование результата обучения |
ПК1.1 | Приемка трубопроводов, фитингов, и арматуры, распаковка и расконсервация; |
ПК1.2 | Очистка и раскладка элементов монтажа и трубопроводов, выполнение подготовительных операций перед производством монтажа трубопроводов; |
ПК1.3 | Уборка и утилизация отходов при производстве работ по монтажу трубопроводов; |
ПК1.4 | Устройство всех видов оснований под наружные трубопроводы инженерных сетей; |
ПК1.5 | Выполнение сопутствующих операций при монтаже трубопроводов. |
ПК2.1 | Сборка и монтаж трубопроводов любого диаметра, изготовленных с применением различных материалов; |
ПК2.2 | Установка арматуры, заглушек, опорных конструкций на трубопроводах; |
ПК2.3 | Монтаж оборудования для продавливания стальных труб и бесстрашнейшая прокладка стальных кожухов для трубопроводов; |
ПК3.1 | Проведение гидравлических и пневматических испытаний технологических трубопроводов; |
ПК3.2 | Проводить гидравлические испытания напорных трубопроводов; |
ПК3.3 | Осуществлять пневматические испытания технологических трубопроводов. |
ОК1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; |
ОК3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; |
ОК4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК6. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; |
ОК7. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
ОК8. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
ОК9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; |
ОК10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке; |
ОК11. | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере; |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля1 | Всего часов (макс. Учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1- ПК 1.5 ПК 2.1- ПК 2.3 ПК 3.1- ПК 3.3 | МДК 01.01 Подготовительные работы при монтаже трубопроводов | 180 | 176 | 98 | |||||
ПК 1.1- ПК 1.5 ПК 2.1- ПК 2.3 ПК 3.1- ПК 3.3 | УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА | 252 | 252 | ||||||
Всего: | 432 | 176 | 252 |
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Количество часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
III-семестр | ||||
МДК 01.01 Подготовительные работы при монтаже трубопроводов | 176 | |||
Раздел 1 Общие сведения о технологических трубопроводах | 20 | |||
Тема 1.1Назначение характеристика технологических трубопроводов | Содержание | |||
1 | Основные положения. Назначение, применение, установка технологических трубопроводов, понятие и расчет в сфере транспортировки жидкости, газообразных и твердых сыпучих веществ. Действие и перепады температур, давление при движении транспортируемого продукта. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №1 | 6 | |||
1 | Расчет и подбор центробежного насоса по параметрам технологического объекта. | |||
2 | Расчеты термодинамических циклов и процессов. | |||
Тема 1.2 Условные проходы. Условные, рабочие и пробные давления | Содержание | |||
1 | Основные понятия и определения. Условный проход. Рабочее давление. Пробное давление. | 4 | 2 | |
Тема 1.3 Классификация трубопроводов | 1 | Содержание Основные классификационные признаки технологических трубопроводов, транспортируемая продукция и рабочие параметры, материалы труб, степень агрессивности среды. Пожарная безопасность. | 2 | 2 |
Тема 1.4 Определение диаметра и толщины стенки труб | Содержание | |||
1 | Основные понятия и определения. Формулы для расчета внутреннего диаметра трубы, скорость течения жидкости и газа, вода и маловязкие жидкости. Расчет толщины стенки труб. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №2 | 4 | |||
1 | Расчет Диаметра трубы. Расчет толщины стенки трубопровода. | |||
Раздел 2 Трубы и детали стальных трубопроводов | 22 | |||
Тема 2.1 Стальные трубы и их применение для технологических трубопроводов | Содержание | |||
1 | Необходимость применения стальных трубопроводов изготовленные из различных сталей, виды швов на трубопроводах, электросварные трубы, пластиковые трубы. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №3 | 4 | |||
1 | Изучение материалов сталей по маркам, сварные бесшовные трубопроводы, ГОСТы, рабочие параметры. | |||
Тема 2.2 Основные требования к трубам для трубопроводов пара и горячей воды и тепловых сетей | Содержание | |||
1 | Правила и устройства безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденные Госгортехнадзором, пределы применения труб их соответствия | 4 | 2 | |
Практическое занятие №4 | 4 | |||
1 | Тестирование. Трубопроводы пара и горячей воды. | |||
Тема 2.3 Приварные детали трубопроводов | Содержание | |||
1 | Изучение деталей предназначенных для изменения направления потоков транспортируемого продукта (отводы) или диаметра трубопровода (переходы), также различные виды отводов и сужений. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №5 | 6 | |||
Изучение приварных деталей труб и технология сварки, подборка электродов, подготовка к сварочным работам. | ||||
Консультация | 2 | |||
IV-семестр | ||||
Тема 2.4 Крепежные детали и прокладочные материалы | Содержание | |||
1 | Изучение крепежных деталей (болты, шпильки, гайки, и шайбы) их предназначение для сборки фланцевых соединений, арматуры и крепления трубопровода на опорах и опорных конструкциях. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №6 Изучение крепежных деталей и прокладочных материалов, | 4 | |||
1 | Индивидуальный подбор изделий герметичности согласно ГОСТ 325-86. | |||
Тема 2.5 Опоры, подвески и опорные конструкции | Содержание | |||
1 | Изучение креплений горизонтальных и вертикальных линий трубопроводов к зданию, сооружениям и оборудованию, правильный выбор числа опор. | 4 | 2 | |
Практическое занятие №7 | 4 | |||
1 | Опорные конструкции и подвески трубопроводов различных типов. | |||
Раздел 3 Трубы и детали трубопроводов из неметаллических материалов, цветных металлов и стальные с внутренним покрытием | 20 | |||
Тема 3.1 Трубы и детали из полимерных материалов и их применение | Содержание | |||
1 | Использование полимерных материалов, снижение расходов стали и цветных материалов, повышенный срок службы, сокращение расходов на антикоррозионную защиту и тепловую изоляцию. | 4 | 1 | |
Практическое занятие №8 | 4 | |||
1 | Изучение сортамента полимерных материалов труб и фасонных частей. | |||
Тема 3.2 Трубы и детали трубопроводов из стекла керамики, камнелита и их применение | Содержание | |||
1 | Изучение фасонных деталей: отводы, отступы, калачи, тройники, крестовины и переходы. Изготовление на стеклозаводах. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №9 | 4 | |||
1 | Применение труб из стекла керамики и камнелита для подачи различного продукта. | |||
Тема 3.3 Трубы и детали трубопроводов из цветных металлов и их применение | Содержание | |||
1 | Техническая характеристика труб из цветных металлов и их сплавов. Материалы труб и деталей. | 4 | 2 | |
Практическое занятие №10 | 2 | |||
1 | Сфера применения трубопроводов из цветных металлов | |||
Раздел 4 Трубопроводная арматура и компенсаторы | 16 | |||
Тема 4.1 Общие сведения об арматуре и ее применении | Содержание | |||
1 | Предназначение арматуры, характер выполняемых функций, виды арматуры и ее применение на трубопроводах малоагрессивная и агрессивная среда. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №11 | 2 | |||
1 | Техническое обслуживание и капитальный ремонт запорной арматуры. | |||
Тема 4.2 Условное обозначение и маркировка арматуры | Содержание | |||
1 | Изучение обозначений и маркировки арматуры, условия ее применения в трубопроводах, контроль при выполнении монтажных работ запорной арматуры. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №12 | 2 | |||
1 | Изучение маркировки и обозначений арматуры. Расшифровка обозначений и маркировок. | |||
Тема 4.3 Тепловые удлинения трубопровода и его компенсация | Содержание | |||
1 | Технологические трубопроводы работающие при разных температурах отличающиеся от температуры окружающей среды. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №13 | 2 | |||
1 | Расчет теплового расширения трубопровода. | |||
Тема 4.4 Типы компенсаторов | Содержание | |||
1 | Изучение типов компенсаторов по конструкции и принципу действия, преимущества и недостатки распределение давления и потери. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №14 | 2 | |||
1 | Расчет и выбор П-образного компенсатора | |||
Раздел 5 Обработка стальных труб и деталей для сборки и сварки трубопроводов | 16 | |||
Тема 5.1 Приемка, расконсервация, очистка и огрунтовка труб, деталей и готовых изделий для трубопроводов | Содержание | |||
1 | Изделия предназначенные для изготовления и монтажа трубопроводов по сортаменту, маркам материалов, допускаемым отклонениям размеров, состоянию наружной и внутренней поверхностей, результатам технологических испытаний. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №15 | 2 | |||
1 | Очистка и огрунтовка труб и деталей. | |||
Тема 5.2 Разметка труб | Содержание | |||
1 | Изучение разметки труб при изготовлении трубопроводов и монтаже предварительная подготовка к работе. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №16 | 2 | |||
1 | Разметка труб. Максимальное использование материала и сокращение отходов. | |||
Тема 5.3 Резка труб, разделка кромок и нарезка резьбы | Содержание | |||
1 | Изучение технологии резки труб газопламенным, плазменными и механическими способами, способы соединений деталей трубопроводов. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №17 | 2 | |||
1 | Технология резки труб ножовкой по металлу и труборезом. | |||
Тема 5.4 Гибка труб | Содержание 1 Изучение технологии гибки труб холодным и горячим способами. оборудования для загиба труб, расчет растяжения и сжатия труб при изгибе. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №18 | 2 | |||
1 | Расчеты на утонение и утолщение стенки труб при гибке. | |||
Раздел 6 Подготовка производства и средства механизации монтажных работ | 18 | |||
Тема 6.1 Подготовка производства монтажных работ | Содержание | |||
1 | Соблюдение технических условий, правила на производство работ, контроль качества поступающих на монтаж труб, деталей и узлов трубопроводов, арматуры и других материалов. Оформление документов свидетельствующих о правильном выполнении работ. | 2 | 1 | |
Тема 6.2 Такелажные работы и оснастка | Содержание | |||
1 | Такелажные работы погрузка и разгрузка труб деталей и узлов трубопроводов, арматуры перемещение их в пределах монтажной площадки подъем и установка в проектное положение. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №19 | 2 | |||
1 | Типы и виды такелажных приспособлений грузоподъемность по параметрам. | |||
Тема 6.3 Разбивка трассы трубопровода | Содержание | |||
1 | Разбивка трассы по проекту, установка опор и отметок трубопроводов. разметка мест установки компенсаторов, зданий и сооружений. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №20 | 2 | |||
1 | Расчет уклона трубопровода между колоннами. | |||
Тема 6.4 Монтаж трубопроводной арматуры | Содержание | |||
1 | Сертификация арматуры паспорта заводов-изготовителей, сальниковые уплотнения, запорные устройства, определение правильного положения арматуры. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №21 | 2 | |||
1 | Расчет на растяжение компенсатора после монтажа | |||
Глава 7 Контроль и испытание стальных трубопроводов общего назначения | 16 | |||
Тема 7.1 Гидравлическое испытание трубопроводов | Содержание | |||
1 | Испытание гидравлическим способом в теплое время года при положительной температуре окружающей среды. Схемы гидравлического испытания трубопровода. | 2 | 1 | |
Практическое занятие №22 | 2 | |||
1 | Испытание трубопровода химическими растворами. | |||
Тема 7.2 Пневматическое испытание трубопроводов | Содержание | |||
1 | Проверка трубопровода на прочность и плотность с определением падения давления. Испытание сжатым воздухом либо инертным газом. | 4 | 2 | |
2 | Схемы подключения трубопровода при пневматическом испытании. | |||
Практическое занятие №23 | 2 | |||
1 | Расчет давления внутри труб при испытании пневматическим способом. | |||
Тема 7.3 Промывка и продувка трубопроводов | Содержание | |||
1 | Цели промывки и продувки трубопроводов, разработанные технологические схемы. | 2 | 2 | |
2 | Оборудование для продувки и промывки. | |||
Практическое занятие №24 | 2 | |||
1 | Технология проведения работ по очистке трубопроводов. | |||
Раздел 8 Особенности монтажа и испытаний трубопроводов специального назначения | 24 | |||
Тема 8.1 Монтаж трубопроводов высокого давления | Содержание | |||
1 | Особенности трубопроводов высоко давления, требуемая документация, маркировка, отсутствие повреждений. | 4 | 1 | |
Практическое занятие №25 | 2 | |||
1 | Монтаж труб высокого давления сварка, допустимые температуры. | |||
Тема 8.2 Монтаж вакуумных трубопроводов | Содержание | |||
1 | Работа при высоких температурах вакуумного трубопровода в условиях высокого и среднего вакуума. Требования высокой плотности соединений, очистка внутренних поверхностей. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №26 | 2 | |||
1 | Расчет вакуумных систем трубопроводов. | |||
Тема 8.3 Монтаж трубопроводов с обогревом | Содержание | |||
1 | Применение и назначение трубопроводов с обогревом, кристаллизация, типы систем труб с обогревом, места их применений. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №27 | 2 | |||
1 | Технология установки труб с обогревом, агрессивная среда. | |||
Тема 8.4 Правила техники безопасности при монтаже трубопроводов | Содержание | |||
1 | Основные положения и требования по охране труда и технике безопасности в строительстве согласно изложенными СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве». | 4 | 2 | |
Консультация | 2 | |||
Всего | 180 | |||
Учебная практика | Виды работ: Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности. Технология монтажа наружных трубопроводов Монтаж трубопроводов из любых видов труб (или их секций). Прокладка трубопроводов, узлов – труб (или их секций) фасонных частей, компенсаторов. Состав и последовательность рабочих процессов при прокладке трубопроводов, применяемых труб (металлические и неметаллические) Работы при прокладке трубопроводов, проверка качества труб., опускание труб в траншею., центрирование и укладка их по заданному направлению и уклону, закрепление труб на месте., заделка стыков с проверкой их качества., испытание и приемка Проверка качества труб (по установленной методике, иногда с испытанием их на стенде) и непосредственно их укладка в траншею. Замена трубопровода холодного и горячего водоснабжения. Монтаж систем водопровода и отопления полипропиленовыми трубами. Изучение методов организации и планирования монтажных, пусконаладочных и контрольно-измерительных работ, мероприятий по охране труда и технике безопасности. Виды назначения устройства приспособления, применяемых при монтаже наружных трубопроводов. Изготовление и монтаж технологических трубопроводов Очередность работ по прокладке стенки колодцев., фасонные части и задвижки Укладка напорных железобетонных и чугунных водопроводных труб на резиновых кольцах. Укладка полиэтиленовых труб после сварки, после укладки в траншею. Прокладка трубопроводов внутреннего водопровода на сварке. Прокладка трубопроводов внутреннего водопровода на резьбе Монтаж укрупненных узлов (блоков) и систем водоснабжения и канализации. Монтаж трубопроводов из индустриальной заготовки – узлов и деталей, изготовленных на заготовительных мастерских. Монтаж пластмассовых труб осуществляемый при наиболее высокой температуре воздуха внутри помещения. Выполнение простейших работ при прокладке наружных трубопроводов и устройстве сборных коллекторов, каналов, камер и колодцев всех видов и назначений. Зачистка дна и стенок траншей и котлованов. Очистка труб, фасонных частей и арматуры деталей коллекторов, каналов, камер Установка и снятие временных заглушек (пробок). | 252 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы профессионального модуля требует наличия учебного кабинета мастерских лабораторий.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-учебно-наглядные пособия по дисциплине «Подготовительные работы при монтаже трубопроводов»
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
-макеты гидравлических установок;
-технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа- проектор
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Р. И. Тавастшерна Изготовление и монтаж технологических трубопроводов / Р. И. Тавастшерна – М.: Книга по Требованию, 2012. – 288 с.
Дополнительные источники:.
Комаров А.С. Технология строительства систем и сооружений водоснабжения и водоотведения Электронный ресурс : учебное пособие / А.С. Комаров, О.А. Ружицкая. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013. — 80 c
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20042.html. Электронная библиотека IPRbooks
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Программа профессионального модуля ежегодно обновляется с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным государственным образовательным стандартом.
При организации образовательного процесса, в условиях реализации компетентностного подхода, предусматривается использование активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций.
В целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении профессионального модуля в части развития общих компетенций, обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
Освоению денного профессионального модуля предшествовали следующие учебные дисциплины: техническая графика, электротехника, материаловедение, основы автоматизации производства, основы технологии и организации монтажных работ, охрана труда, безопасность жизнедеятельности.
Производственное обучение реализуется в рамках данного профессионального модуля рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сфере является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (вида профессиональной деятельности)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ПК1.1. Приемка трубопроводов, фитингов, и арматуры, распаковка и расконсервация. | Иметь практический опыт: Строповке, перемещении и раскладке трубопроводов, материалов и арматуры с использованием специальных приспособлений, и грузоподъемных механизмов массой до 3,0 тонн; Уметь: Применять методы строповки, указанные в правилах строповки и перемещения грузов, а также в документации, отражающей порядок производства работ; Знать: Основные требования действующих нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, регламентирующих монтаж стальных, бетонных, железобетонных, асбестоцементных, керамических, чугунных труб и труб из полимерных материалов; | 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - отчетов по практическим занятиям; - фронтального и индивидуального опроса на занятиях; 4. Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена |
ПК1.2. Очистка и раскладка элементов монтажа и трубопроводов, выполнение подготовительных операций перед производством монтажа трубопроводов. | Иметь практический опыт: Отбортовке, разбортовке и стыковке под сварку труб из стали, полиэтилена, винипласта, алюминия, меди и латуни; Уметь: Соблюдать требования нормативных документов по монтажу трубопроводов различного назначения; Знать: Правила чтения рабочих чертежей; | |
ПК1.3. Уборка и утилизация отходов при производстве работ по монтажу трубопроводов. | Иметь практический опыт: Соединении трубопроводов при помощи муфт, фланцев, пайки; Уметь: Выполнять работы по нарезке резьбы и соединению труб при помощи муфт; Знать: Правила монтажа и устройства монтируемых трубопроводов различных типов и назначения; | |
ПК1.4. Устройство всех видов оснований под наружные трубопроводы инженерных сетей. | Иметь практический опыт: Установке арматуры различного диаметра; Уметь: Выполнять пайку трубопроводов из меди; Знать: Правила монтажа и укладки дюкеров, переходов, и трубопроводов, в том числе через водные преграды; | |
ПК1.5. Выполнение сопутствующих операций при монтаже трубопроводов. | Иметь практический опыт: Установке закладных конструкций для средств контроля и автоматизации; Уметь: Пользоваться ручным и механизированным инструментом, применяемым при монтаже трубопроводов различных типов и назначения; Знать: Правила выполнения работ методом накатки плетей трубопровода на роликовые дорожки и вагонетки; | |
ПК2.1. Сборка и монтаж трубопроводов любого диаметра, изготовленных с применением различных материалов. | Иметь практический опыт: Подготовке к монтажу стальных и чугунных труб; Уметь: Укладывать звенья и одиночные стальные и чугунные трубопроводы диаметром до 500 мм; Знать: Правила выполнения работ по укладке трубопроводов методом проталкивания на катках или рельсовых дорожках, продавливания стальных труб с помощью домкратов; | |
ПК2.2. Установка арматуры, заглушек, опорных конструкций на трубопроводах. | Иметь практический опыт: Монтаже звеньев и одиночных стальных и чугунных труб; Уметь: Укладывать бетонные, железобетонные асбестоцементные керамические и трубы из полимерных материалов диаметром до 800 мм; Знать: Правила выполнения такелажных работ; | |
ПК2.3. Монтаж оборудования для продавливания стальных труб и бесстрашнейшая прокладка стальных кожухов для трубопроводов. | Иметь практический опыт: Монтаже цилиндров железобетонных круглых колодцев диаметром до 1000мм и монтаже железобетонных горловин колодцев и камер; Уметь: Выполнять сборку стальных труб всех диаметров в звенья; Знать: Правила и способы подвешивания подземных трубопроводов; | |
ПК3.1. Проведение гидравлических и пневматических испытаний технологических трубопроводов. | Иметь практический опыт: Монтаже железобетонных плит основания и перекрытия коллекторов, каналов, камер и колодцев; Уметь: Осуществлять укладку стальных труб диаметром до 500 мм плетями и свыше 500 мм звеньями; Знать: Правила навески утяжеляющих грузов на трубопроводы; | |
ПК3.2. Проводить гидравлические испытания напорных трубопроводов. | Иметь практический опыт: Монтаже железобетонных плит основания и перекрытия коллекторов, каналов, камер и колодцев; Уметь: Осуществлять укладку одиночных чугунных, железобетонных и асбестоцементных труб диаметром от 800 до 1500 мм; Знать: Правила прихватки стыков, требования, предъявляемые к кромкам и стыкам стальных труб, собранным под сварку; | |
ПК3.3. Осуществлять пневматические испытания технологических трубопроводов. | Иметь практический опыт: Промывке стальных трубопроводов с хлорированием; Уметь: Выполнять врезку в действующую сеть канализации и водостока из металлических и неметаллических труб; Знать: Правила сборки стальных труб в звенья, звеньев стальных труб в плети; | |
ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; | - аргументированность анализа ситуации на рынке труда; - постоянство демонстрации интереса к будущей профессии; - скорость адаптации к внутриорганизационным условиям работы; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - эффективность выполнения самостоятельной работы при освоении профессионального модуля; - обоснованность и наличие положительных отзывов с мест практики; - соответствие подготовленного материала требуемым критериям; | 1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся; выявление мотивации к изучению нового материала. 3. Текущий контроль в форме: - отчетов по практическим занятиям; - фронтального и индивидуального опроса на занятиях; 4. Итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена |
ОК2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; | - правильность определения цели и порядка работы; - грамотность обобщения результата; - эффективность использования в работе полученных ранее знаний и умений; - рациональность распределения времени при выполнении работ; - обоснованность выбора методов и способов решения профессиональных задач в конкретной области; - адекватность и аргументированность оценки эффективность и качества выполненных работ | |
ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; | - грамотность самоанализа и коррекции результатов собственной деятельности; - высокая ответственность за свой труд; - правильность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в конкретной профессиональной деятельности; | |
ОК4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; | - точность и скорость обработки и структурирования информации; - результативность нахождения и использования источников информации; - эффективность поиска необходимой информации; - эффективность использования различных источников информации, включая электронные; - обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи; - полнота и доступность изложения обзора публикаций в профессиональных изданиях. | |
ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | - результативность нахождения, точность обработки, правильность хранения и передачи информации с помощью мультимедийных средств информационно коммуникационных технологий; - правильность, рациональность и техничность работы с различными прикладными программами; - правильность, рациональность и точность подготовки заданий и поручений в виде презентаций; - обоснованность использования Интернет ресурсов в ходе самостоятельной работы; - правильность, рациональность и точность использования специального и другого прикладного программного обеспечения при подготовке к учебным занятиям; - правильность оформления документации (в т.ч. докладов, рефератов и др.) при помощи средств компьютерной техники в соответствии с существующими требованиями; | |
ОК6. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей; | - адекватность выражения своих эмоций и терпимость к другим мнениям и позициям; - добровольность и осознанность необходимости оказания помощи участникам команды; - эффективность нахождения продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях; результативность выполнения обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности; - эффективность и добровольность установки и поддержания хороших отношений с сокурсниками и преподавателями на толерантной основе; - добровольность обмена своими знаниями и опытом с целью помощи другим; - внимательность и заинтересованность мнением сокурсников и преподавателей и признание их знаний и навыков; | |
ОК7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; | - своевременность и осознанность проявления интереса к инновациям в области воинской обязанности и профессиональной деятельности; | |
ОК8. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; | - правильность определения цели и порядка работы; - грамотность обобщения результата; - эффективность использования в работе полученных ранее знаний и умений; - рациональность распределения времени при выполнении работ; - обоснованность выбора методов и способов решения профессиональных задач в конкретной области; - адекватность и аргументированность оценки эффективность и качества выполненных работ | |
ОК9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; | - грамотность самоанализа и коррекции результатов собственной деятельности; - высокая ответственность за свой труд; - правильность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в конкретной профессиональной деятельности; | |
ОК10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке; | - точность и скорость обработки и структурирования информации; - результативность нахождения и использования источников информации; - эффективность поиска необходимой информации; - эффективность использования различных источников информации, включая электронные; - обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи; - полнота и доступность изложения обзора публикаций в профессиональных изданиях. | |
ОК11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере; | - результативность нахождения, точность обработки, правильность хранения и передачи информации с помощью мультимедийных средств информационно коммуникационных технологий; - правильность, рациональность и техничность работы с различными прикладными программами; - правильность, рациональность и точность подготовки заданий и поручений в виде презентаций; - обоснованность использования Интернет ресурсов в ходе самостоятельной работы; - правильность, рациональность и точность использования специального и другого прикладного программного обеспечения при подготовке к учебным занятиям; - правильность оформления документации (в т.ч. докладов, рефератов и др.) при помощи средств компьютерной техники в соответствии с существующими требованиями; |