Тема: «Поможем Царю освободить Царевну».
Задачи:
Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 5 и 8, знание цифр в пределах 8; закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.
Упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов; в составлении закономерностей; и геометрических фигур из счётных палочек.
Совершенствовать умения решать логические задачи на установление последовательности событий (части суток, времена года); учить соотносить цифру с количеством предметов.
Формировать умения преобразовывать готовые формы, разрезая на 2 части квадраты.
Развивать любознательность, память, логическое мышление; интерес к математике.
Воспитывать аккуратность при разрезании и наклеивании.
Вызывать желание помочь Царю.
Материал: игрушечный Царь, письма с подсказками, мяч, цветы, бабочки (по 8 штук), дерево - яблоня, ёлочки, силуэты речки, ручья; птицы (одна птица из геометрических фигур) (4 шт.); цифры; «кочки» с цифрами, домик с замком, царевна.
Раздаточный материал: геометрические фигуры (квадраты по три на каждого ребёнка), ножницы, листы А4 , счётные палочки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам пришёл в гости Царь.
- Здравствуйте, Ваше величество! Почему Вы такой печальный?
Царь: - Ребята, помогите! Злой волшебник похитил мою дочь, царевну, и спрятал её в своём волшебном доме. Я бы сам пошёл, но у меня болят ноги.
Воспитатель- Ребята, поможем ему отыскать царевну? (Да). Впереди нас ждёт много трудностей, ребята, вы готовы преодолеть трудности!
- Ваше величество, вы отдохните пока. А мы с ребятами отправимся в путь.
Царь: - Подождите, возьмите подсказку, она вам поможет.
Воспитатель: Ребята, что это? (болото). Как же нам преодолеть его? (ответы детей).
- Давайте посмотрим подсказку, которую нам дал Царь, слушайте внимательно:
«Чтобы преодолеть болото, надо перешагивать строго по кочкам, которые пронумерованы от 1 до 5, не пропуская ни одной кочки».
(Дети перешагивают и называют цифры).
- Осторожно, не наступите на лягушек.
- Ну, вот мы и пришли на поляну, что же дальше делать? Как нам дойти до дома Злого Волшебника? Посмотрите, у последней лягушки подсказка: «Отгадайте загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (бабочка)
Теперь вам надо узнать, сколько всего на поляне бабочек и цветов и чего больше?»
(дети садятся на ковре).
- Ребята, как же нам узнать, сколько бабочек и сколько цветочков на поляне? (ответы детей, далее дети считают). Чего больше? Бабочек или цветов? Как проверить? (ответы детей, затем они сажают бабочек на цветы). Что надо сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну? (добавить ещё одну бабочку).
- Молодцы ребята справились с этим заданием. Бабочка прилетела и принесла нам ещё одну подсказку. Сейчас узнаем, что нам дальше сделать, чтоб спасти Царевну. «Сосчитайте яблоки на яблоне, и выложите числовой ряд от 1 до 6».
- Где же яблоня? Сколько яблок выросло на ней?(6). Ребята, нужно не только сосчитать яблоки, но и надо выложить числовой ряд от 1 до 6.Кто хочет выложить числовой ряд от 1 до 6? (Индивидуальная работа) (остальные дети проверяют, правильно ли выложен числовой ряд).
- А кто это на дереве сидит? (птицы) Сколько?(4). Все ли они одинаковые? (одна из геометрических фигур) Каких? (треугольника, квадрата, круга). Что ещё бывает похожим на эти фигуры?
- Посмотрите, что ещё здесь растёт? (ёлочки)
- Что можно сказать про яблоню и ёлочки, если их сравнить по высоте? (яблоня высокая, а ёлочки низкие), ребята, речку и ручей можно сравнить по высоте? Тогда давайте сравним их по ширине. (речка широкая, ручей узкий).
- Молодцы, и с этим заданием справились. Посмотрите, у птички ещё одна подсказка. Слушайте внимательно, что надо дальше делать, чтоб спасти царевну. «Назовите дни недели».
- А мы с вами не только назовём, дни недели, но и покажем, что мы делаем в течение дня.
Физкультминутка «Дни недели».
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
А в четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья!
- Молодцы, ребята. Пойдёмте дальше. Ой, что это? (мяч), на что он похож? (На шар). Ребята, мячик нам покажет дорогу, к дому Злого волшебника, где спрятана Царевна, если вы ответите на его вопросы.
«Закончи предложение» (с мячом)
Завтракаем мы утром, а ужинаем... (вечером)
Днём мы обедаем, а завтракаем... (утром)
Солнце светит днём, а луна... (ночью)
Ночью мы спим, а гуляем…(днём)
(мяч катится к домику)
- Молодцы ребята, справились.
- Мячик укатился, а нам как дойти до дома Злого волшебника, чтоб освободить царевну? (ответы детей?)
- Мячик хоть и укатился, а подсказку нам оставил.
«Чтобы дойти до дома Злого волшебника, выложите дорожку из геометрических фигур, которая будет состоять из треугольников, квадратов, они будут чередоваться» (составить закономерность). (Дети садятся за столы).
Посмотрите, у нас есть только квадраты, что же делать? Где взять треугольники? (Согнуть квадрат по диагонали, разрезать, и получим треугольники,). А теперь наклеим её на свои листочки. Будьте осторожны во время работы с ножницами.
(Далее дети выкладывают дорожку к дому)
- Дорожка привела нас к домику, в котором спрятана Царевна, но на двери весит замок. Что делать? Как открыть замок? А вот у замка подсказка. «Замок откроется, если Вы построите такой же домик из счётных палочек.» Сколько палочек мы возьмём? (6), из каких геометрических фигур состоит домик? (квадрата и треугольника).
- Молодцы! Посмотрите, замок открылся, а в домике действительно спрятана Царевна. Мы её нашли!
Царевна: - Спасибо, дети, за то, что освободили меня, а теперь, скорее, в обратный путь к моему папе Царю, он наверно волнуется!
Воспитатель: – Пойдёмте обратно по дорожке из геометрических фигур. Дошли до поляны. А вот и болото, но теперь мы будем перешагивать с кочки на кочку в обратном порядке (то 5 до 1),
- Давайте расскажем Царю, что мы делали для того, чтобы освободить Царевну. (ответы детей).
Царь: - Спасибо, вам, дети за мою дочь. Молодцы не испугались трудностей. Я теперь такой радостный! Я хочу, чтоб и у вас тоже всегда было хорошее настроение. И чтоб у вас были друзья, которые всегда вам помогут в трудную минуту. И хочу подарить вам улыбки. (Наклейки смайлики).